Сегодня, в начале Великого поста, Евангелие предъявляет нам сразу три искушения, причем такие, которые Иисус на собственном опыте пережил в пустыне. Бросается в глаза, что именно Святой Дух ведет Иисуса в пустыню навстречу искушениям. Следовательно, речь идет о чем-то фундаментально важном для нашей христианской жизни. Это становится понятным, если мы задумаемся о том, что за этими искушениями скрываются наши человеческие элементарные глубинные потребности, к которым следует относиться серьезно.

Человеческие искушения собственностью, властью и успехом

Глубочайшей потребностью человека является желание иметь корни, родину, и, следовательно, – собственность. Ведь человек стремится к тому, чтобы иметь свое место в мире, принадлежать некоему обществу, и обладать чем-то, что он может назвать своей собственностью. Однако это глубинное желание может обратиться в искушение, если оно становится безмерным и стремится обладать всем. Тогда человек целиком сосредоточен на том, чтобы иметь, относясь к миру как к вещи, товару, которым он может обладать и пользоваться. Это характерная позиция потребительства, столь широко распространенная сегодня, и которой был искушаем и сам Иисус. Дьявол пытается убедить постящегося (а значит – голодного) Иисуса, что Ему следует приказать камням в пустыне превратиться в хлеб. Он желает склонить Его к тому, чтобы сохранить себе жизнь силой собственного могущества, вместо того, чтобы, приняв свою нищету, сделать своей пищей самого Бога и Его волю. Однако Иисус доказывает, что Он свободен в обращении с мирскими вещами. Он алчет — но не Им самим созданного хлеба, а Слова, исходящего из уст Божиих. Потому что Он знает, что человек жив не одним хлебом, но прежде всего Хлебом Жизни, даровать который может только Бог, и который Он подает нам в праздновании Евхаристии. Евхаристия — это постоянно присутствующее с нами чудо умножения хлебов, совершенное Иисусом, которое будет неиссякаемо продолжаться до конца времен.
Вторая потребность человека — это стремление к росту, свободе, а потому одновременно и к власти. Это желание быть способным сделать нечто, обладать влиянием на других людей, и значит — желание самореализации. Этот инстинкт человека также может стать искушением, когда человек ложно понимает и осуществляет свою свободу, когда он делает только то, что ему нравится, когда он использует свою свободу лишь самого для себя, для исполнения своих желаний, своих похотей. Однако когда власть и свобода понимаются таким образом, они неизбежно становятся бременем для других людей, чья свобода ущемляется, и они оказываются всего лишь «материалом» для свободы других. Иисус также переживает искушение злоупотреблением властью. Дьявол возводит Иисуса на гору, показывает ему все царства земные, и обещает отдать их Иисусу, если Он падет и поклонится ему. Он искушает Иисуса, предлагая Ему присвоить мирскую власть, чтобы насильственным образом установить собственное Царство, вместо того, чтобы в послушании Отцу ожидать пришествия Царства Бога. Однако Иисус противится искусительной силе власти над земными царствами. Он выбирает кажущееся бессилие Бога, которое в Его глазах является величайшей в мире властью — властью любви. Он делает выбор в пользу величия Бога и поклонения Ему: «Господу Богу твоему поклоняйся». Ведь Иисус знает, что там, где возвеличивается Бог, человек не умаляется, но напротив, приобщается величию Бога.
Третья глубинная потребность в жизни человека — это потребность в уважении, признании, и, следовательно, — в успехе. В нас, людях, живет жажда быть неповторимым и — в лучшем смысле этого слова — оригинальными. Однако эта потребность в успехе может стать неупорядоченной, прежде всего, когда человек целиком ставит смысл своей жизни в зависимость от успеха и престижа. Тогда возникает искушение свести человека к анонимному и банальному набору инстинктов, которыми можно манипулировать, как об этом свидетельствует искушение, пережитое самим Иисусом: дьявол поставил Иисуса на крыше Иерусалимского Храма и предложил Ему броситься вниз. Это искушение явиться публике в виде некоего роскошного впечатляющего «шоу», и тем снискать себе признание и успех. Однако Иисус доказывает, что Он готов ждать того признания, которое Ему может дать только Бог. Он отказывается от зрелищного представления, потому что для Него аплодисменты людей — ничто, а признание Бога — напротив, все. Иисус не прыгнул вниз с крыла Храма. Он не стал искушать Бога, и не бросился в бездну. Вместо этого на Кресте Он отважился погрузиться в глубины смерти, и это стало высшим проявлением любви Бога к нам, людям.
Библейское повествование об искушениях показывает, что Иисус пережил на собственном опыте самые глубинные искушения человека, но преодолев их, явил их в новом свете, а именно — в неслыханной прежде свободе: свободе в обращении с вещами этого мира, свободе способности ждать и терпеть, свободе отказа от власти. Это три решающих христианских качества определяют верное отношение к глубинным человеческим потребностям, и в высшей степени актуальны в современном мире.

Основное искушение и его преодоление в молитве

Однако это становится в полной мере ясно лишь когда мы спрашиваем о фундаментальном смысле повествования об искушениях. Всякий раз, начиная свои козни, дьявол произносит одни и те же слова: «Если Ты Сын Божий…» Невольно мы вспоминаем слова тех, кто ругал Иисуса под Крестом: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Мф 27, 40). Это однозначно оскорбление в адрес Иисуса. Но одновременно это провокация: чтобы подтвердить, что Он достоин доверия, Иисус должен предъявить доказательство своих притязаний. Вот это требование доказательств и есть собственно основное искушение, стоящее за тремя другими. Это искушение ставить себя самого, свои потребности и сиюминутные желания выше живого Бога. Однако Иисус утверждает главенство Бога как в Его миссии, так и в нашей жизни.
Неслучайно поэтому, что эти три искушения, которые сам Иисус пережил, и которым мы, люди, постоянно подвергаемся, Он сделал основной темой своей молитвы: Иисус просит нас молиться о том, чтобы имя Божие прославлялось, а наше желание успеха и престижа умалялось. Иисус приглашает нас молиться о том, чтобы Царство Божие пришло, а наше искушение властью и господством закончилось. Иисус побуждает нас молиться о том, чтобы воля Божия совершилась, а нашему искушению собственностью, эгоизмом и себялюбием был положен конец.
Молитва Господня говорит нам о том, что это значит — молиться. Она показывает, что суть христианской молитвы — в подчинении нашей жизни, наших желаний и устремлений тем целям, которые Бога желает осуществить в сотворенном Им мире, Его всеобщему замыслу спасения. В молитве «Отче наш» мы просим не о своих желаниях и прихотях, но элементарно просим о самом Боге: о том, чтобы святилось Его имя, чтобы пришло Его царство, и исполнялась Его воля. Молитва Господня требует от нас заботиться в первую очередь о Боге, однако это ни в коем случае не значит, что от нас требуется забыть о собственных желаниях и нуждах. Напротив, за тремя прошениями о Боге, следуют столь же элементарные прошения о нас, людях: о хлебе насущном, о желанном прощении, о сохранении нас от всегда подстерегающего нас искушения, и об избавлении от всегда угрожающего нам зла.
Вот почему Молитва Господня является для нас, христиан, образцом всякой молитвы: она, по точному выражению Учителя Церкви Тертуллиана, есть Сумма всего Евангелия. Быть христианином значит всю свою жизнь учиться молитве «Отче наш». К этому нас особым образом приглашает время Великого поста. Оно с реализмом показывает нам наши фундаментальные искушения, и желает помочь нам благочестиво относиться к нашим глубинным потребностям так, чтобы искушения становились для нас возможностью для обращения, как это было явлено в жизни самого Иисуса.
Не удивительно поэтому, что сам Святой Дух повел Иисуса в пустыню навстречу искушениям, и сопровождал Его там. Попросим и мы Святого Духа о том, чтобы Он подвиг нас к обращению и научил ставить Бога на первое, главное место в нашей жизни, искупленной жизнью и смертью Иисуса. Поэтому желаю вам подлинно духовного Великого поста в надежде на Пасхальное Торжество жизни с избытком.

Перевод: Информационная служба Архиепархии Божией Матери в Москве