19 мая - день памяти святого Дунстана (909-988 гг.), настоятеля Гластонбери, впоследствии – епископа Лондонского и Вустерского, архиепископа Кентерберийского, ближайшего советника и наставника трех английских королей.
Трудами Дунстана и его соратников были восстановлены английские монастыри, разоренные за время викингских нашествий, основаны новые обители, обновлен весь уклад религиозной жизни Англии. Дунстана стали почитать в первые десятилетия после его смерти, а с XII в. его культ получил повсеместное распространение в Англии. К заступничеству этого святого обращались люди, которым предстояло отстаивать свои права в суде, и ученики, страдавшие от жестокости наставников. По легенде именно Дунстан помог архиепископу Кентерберийскому Ланфранку (1070-1089) выиграть тяжбу у Одо, епископа Байё, графа Кента, который был к тому же сводным братом Вильгельма Завоевателя. Дунстан считается также покровителем музыкантов, ювелиров, оружейников и слепых. В Англии существует благотворительное общество, помогающее слепым людям, которое носит его имя.
О жизни Дунстана мы знаем из его житий: самое раннее из них было написано на рубеже X-XI вв. неким клириком, судя по всему, лично знавшим святого и обозначившим себя как «прелат B., сакс по рождению». Сохранилось довольно много адресованных Дунстану писем, в том числе письма римских пап Иоанна XII и Иоанна XIII, а также Видо, аббата монастыря св. Петра в Генте. Имя Дунстана и его подписи присутствуют более чем в двухстах грамотах шести англосаксонских королей - Эдмунда, Эдреда, Эдви, Эдгара, Эдварда и Этельреда. Некоторые факты, касающиеся Дунстана, сообщаются в Англосаксонской хронике.
Дунстан принадлежал к знатному соммерсетскому роду, состоявшему в родстве с королевской династией. Его отца звали Хеорстан, а мать - Кюнетрит. В житии, написанном «В», рассказывается, что, когда беременная Кюнетрит молилась в церкви на Сретенье, в храме внезапно погасли все светильники. Через мгновение свеча в руке Кюнетрит вспыхнула, и все собравшиеся зажгли свои свечи от ее чудесного огня. Это предзнаменование призвано было показать, что ребенок, которого Кюнетрит носит во чреве, станет «светочем святости» для английской Церкви.
Владения отца Дунстана граничили с землями, принадлежавшими монастырю Гластонбери. Прославленный старинный монастырь, как и многие другие английские обители, пришел к тому времени в полный упадок. Монахов в нем не было, но в его стенах жила община клириков из белого духовенства. Они принимали паломников, приезжавших из Ирландии и других мест, а кроме того, организовали в стенах заброшенного монастыря школу, ученики которой также жили общинной жизнью.
Среди родичей Дунстана было немало клириков. Его родной дядя Этельхельм с 909 по 923 год был епископом города Уэлс, а в 923 году стал архиепископом Кентерберийским. Другой родственник Дунстана, Эльфхеах Лысый, с 935 по 951 год занимал епископскую каферду Винчестера. Родители Дунстана, видимо, решили, что мальчику, не отличавшемуся, судя по всему, крепким здоровьем, больше подойдет церковная карьера, и отдали его в гластонберийскую школу. Как рассказывает «В», юный Дунстан с удовольствием учился не только книжной науке, но также кузнечному и ювелирному делу, ремеслу писца и игре на арфе. В житии говорится также, что Дунстан увидел в видении восстановленный и заново отстроенный монастырь Гластонбери, с новой церковью и монахами – то было чудесное пророчество, которое позднее его усилиями претворилось в жизнь.
Когда Дунстан подрос, дядя Этельхельм пригласил его в Кентербери и представил королю Этельстану (924-939). Какое-то время юноша жил при дворе, но, по всей видимости, не находил общего языка с другими молодыми людьми из королевского окружения. Его обвиняли в изучении языческой премудрости и колдовстве – возможно, поводом для этого послужил интерес Дунстана к книгам из королевской библиотеки, в том числе трудам классических авторов и записям древних англосаксонских песен. Однажды недоброжелатели подстерегли Дунстана, связали его и бросили в зловонную яму, из которой ему чудом удалось выбраться. В житии упоминается также о любви к некоей деве, на которой Дунстан собирался жениться, пока пережитая жестокая болезнь и настоятельные советы его родича Эльфхеаха Лысого не склонили его к принятию монашеских обетов. Вскоре после это Эльфхеах рукоположил его в сан.
Эти решения и враждебность завистников не помешали Дунстану оставаться при дворе вплоть до того момента, когда, после смерти Этельстана, на трон вступил его младший брат Эдмунд (939-946). Новый король поверил наветам и изгнал Дунстана, вынудив его просить помощи и убежища у прибывших ко двору франкских послов. Однако все затруднения быстро разрешились. Спустя несколько дней король отправился на охоту. Внезапно его конь понес, и, не разбирая дороги, выскочил на самый край крутого обрыва. Готовясь к неминуемой смерти, Эдмунд внезапно понял, что обошелся с Дунстаном несправедливо. Когда он мысленно произнес обещание исправить ошибку, если останется жив, конь резко остановился. По возвращении король призвал к себе Дунстана. Они вдвоем поехали в Гластонбери и вместе молились в часовне, после чего Эдмунд назначил Дунстана настоятелем монастыря, даровал ему обширные земли и пообещал свою помощь в возрождении обители. Сохранилась дарственная грамота короля Эдмунда «Дунстану, настоятелю Гластонбери», датированная 940 годом.
Дунстан занялся восстановлением монастыря: был возведен новый храм св. Петра, обновлены кельи и другие постройки. За пятнадцать лет ему удалось создать хорошо организованную и дисциплинированную монашескую общину, жившую в соответствии с уставом св. Бенедикта.
Начиная с середины IX столетия, английские монастыри, процветавшие в VII-VIII веках, переживали глубокий упадок. Многие обители были разорены викингами, в других просто не осталось монахов: в ситуации непрерывной войны и грабежей стать монахом было почти равносильно самоубийству. Судьба монастырей, которым удалось просуществовать до наступления мирных времен, часто оказывалась немногим лучше. Главной бедой было то, что семьи светских магнатов, даровавших некогда землю для строительства монастыря, фактически обращались с ним, как со своей собственностью. Хозяева назначали настоятелями своих родичей, а если подходящего кандидата не находилось – могли продать должность. Такого рода «аббаты» годами не появлялись в своей обители, монахи жили, как хотели, часто не соблюдая даже подобия устава. Община Гластонбери, возглавляемая Дунстаном, стала «первой ласточкой» грядущих перемен, вдохновителями которых были его единомышленники – монах Гластонбери, будущий аббат Абингдона и епископ Винчестерский (963-984) Этельвольд и монах Флери, будущий епископ Вутерский (961-992), основатель прославленного монастыря Ремзи Освальд.
Будучи настоятелем Гластонбери, Дунстан принимал участие также в государственных делах. Близкая дружба связывала его с королем Эадредом (946-955), преемником Эдмунда на троне. Эадред передал на хранение Дунстану большую часть своих личных сокровищ. Легенда гласит, что Дунстан узнал о смерти короля в тот самый миг, когда это произошло. Он был в дороге, и его конь вдруг споткнулся – в это мгновение Дунстан ясно понял, что его друг и повелитель умер.
После смерти Эадреда на трон вступил Эдви, сын Эдмунда. Ему едва исполнилось семнадцать лет, и он был очень хорош собой, чем заслужил прозвище Прекрасный. Юный король, однако, не отличался рассудительностью и особым умом. Неприятный инцидент, случившийся на пиру по случаю его коронации, породил жестокую неприязнь между ним и Дунстаном. Эдви, в нарушение всех обычаев, покинул пир, на который собрались все самые знатные люди королевства, епископы и аббаты, и уединился с дочерью хозяйки дома, где происходило торжество. Когда отсутствие короля обнаружилось, несколько человек – в том числе Дунстан – отправились его искать. Дунстан нашел Эдви в его уединении, жестоко отчитал его и силой заставил вернуться в залу. Ни Эдви, ни дева, ставшая впоследствии его женой, ни ее мать не забыли пережитого унижения. Не прошло и года, как король лишил Дунстана всех его владений и титулов, отнял у него Гластонбери и изгнал из страны. Дунстан бежал на континент и провел около года в Генте, в монастыре св. Петра.
В 957 г. Дунстан вернулся в Англию по приглашению младшего брата Эдви, Эдгара, избранного королем Мерсии и Нортумбрии - двух крупнейших провинций, отвергших власть Эдви. Эдгар передал Дунстану епископскую кафедру Вустера, а затем и Лондона. Дунстан и другие реформаторы выступали в роли главных советников и наставников юного властителя, ставшего после смерти брата в 959 г. королем всей Англии и прозванного впоследствии за свое усердное покровительство Церкви и монастырям «отцом монахов».
Главной целью проводимых ими и королем реформ было освобождение монастырей от власти светских магнатов, в чьих землях они располагались, и создание независимой церковной иерархии. Согласно новым законам, исключительное право контроля над монастырями передавалось в руки короля, представители местной светской знати лишались возможности назначать аббатов и вмешиваться в дела монахов. Важными пунктами были замена «секулярных каноников» - клириков из белого духовенства, служивших в кафедральных соборах, часто женатых и живших в собственных домах – монахами; введение во вновь основанных и преобразованных монастырях бенедиктинского устава; унификация литургии. Новые нормы нашли отражение в документе, принятом в 966 г. на синоде в Винчестере и получившем название Regularis Concordia, в создании и обсуждении которого участвовал, наряду с другими, и Дунстан.
Эдгар вступил на трон в возрасте 15 лет, но не был коронован. Считается, что причиной этого послужил запрет Дунстана, отложившего коронацию из-за того, что Эдгар был уличен в беззаконной связи с монахиней. Церемония состоялась лишь через четырнадцать лет, однако король, можно сказать, был вознагражден за свое долготерпение. Коронация происходила с необычайной пышностью, в соответствии со специальным ритуалом, разработанным архиепископом Кентерберийским и другими высшими церковными иерархами. К несчастью для реформаторов, Эдгар умер через два года после этой церемонии, в 975 году, совсем молодым.
В период правления преемников Эдгара – Эдварда Мученика (975-978) и Этельреда Нерешительного (978-1016) – Дунстан оставался архиепископом и главным королевским советником, но уже не имел такого влияния, как при Эадреде или Эдгаре. Одно из преданий гласит, что он предсказал обрушившуюся на Англию после его смерти трагедию датского и нормандского завоевания, объявив ее возмездием за кровь короля Эдварда, убитого по повелению матери Этельреда. В последнее десятилетие своей жизни Дунстан проводил большую часть времени в Кентербери, занимаясь благотворительностью и делами организованной им школы, причем был чрезвычайно мягок и терпелив в обращении с учениками.
Он умер 19 мая 988 года. Автор жития «В» рассказывает, что тремя днями ранее к Дунстану явился ангел и назвал ему дату его смерти. Это произошло утром в день Вознесения Господня. Дунстан отслужил три праздничных мессы, потом разделил трапезу с братией и, вместе с одним из монахов, выбрал место для своей могилы. После этого он прилег отдохнуть и уже не встал со своего ложа, поскольку его поразила тяжелая болезнь, от которой он спустя три дня умер.
Дунстан был похоронен в кафедральном соборе Кентербери. Впоследствии монастырь Гластонбери претендовал на владение его мощами, но вскрытие гробницы в Кентербери в 1508 г. доказало безосновательность этих притязаний.
Согласно преданиям, Дунстан был не только выдающимся государственным и церковным деятелем, но и мастером, художником, музыкантом. Утверждается, что он умел лить колокола и делать органы, а также являлся автором гимна “Kyrie rex splendens” (Kyrie VII в Ватиканском градуале). В Бодлеанской библиотеке в Оксфорде хранится старинная книга из Гластонбери, содержащая фрагменты из Священного Писания на латыни и греческом, гомилию о Кресте на древнеанглийском языке, несколько очень древних валлийских глосс и миниатюру с изображением Дунстана, распростершегося у ног Христа. Надпись XIII в. гласит, что создателем и владельцем этой книги был Дунстан, и историки не исключают такую возможность.
В наши дни существует несколько молитв, посвященных святому Дунстану. Одна из них такова: «О истинный и прекрасный Боже, щедро одаривший своего епископа Дунстана талантами музыканта и ювелира, мудростью в государственных делах и желанием перемен, молим Тебя, научи нас видеть в Тебе источник всех наших способностей и сподоби нас использовать их для лучшего служения Тебе и распространения истинной веры, через Иисуса Христа, Господа нашего, который живет и царствует с Тобою и со Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков».
Зоя Метлицкая

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...