Эти строки написаны для католиков, страдающих гипертрофированной боязнью греха.
Вы повторяете молитвы вновь и вновь, потому что вам кажется, что вы молитесь не так, как надо? Сомневаетесь ли вы после каждой исповеди в том, не забыли ли вы какого-нибудь греха? Хочется ли вам совершить полную исповедь "еще разочек"? Трудно ли вам подходить к причастию?
Большинство католиков скорее всего, ответят на эти вопросы отрицательно. Но у некоторых людей они вызовут страх. "А достойно ли я принимаю причастие?" "А вдруг я нахожусь в состоянии смертного греха?" "А соблюдал ли я пост как следует?" Вопросы множатся до бесконечности. Обычные нравственные нормы становятся для таких людей источником постоянных сомнений. Область сексуальности - настоящее минное поле. Каждая проскользнувшая "нехорошая" мысль для них - серьезное дело. Соблюдение справедливости - тоже проблема. Область личных суждений и оценок - источник крайнего беспокойства.

Для людей, страдающих скрупулезной совестью, попытка жить по-христиански приводит просто к психологическому параличу, вызванному страхом греха и наказания за него.
"Я месяцами не причащалась, зато по несколько раз на дню бегала исповедоваться," - говорит одна женщина, просившая называть ее Ольгой. Чрезмерная скрупулезность - это проблема, с которой Ольга пытается бороться. "Очень трудно решить, - говорит она, - что нормально, а что нет".
Ее скрупулезность, в своей самой тяжелой форме, продолжалась годами. Ольге помог духовный наставник. Сегодня она причащается чаще. Но иногда ее беспокоит, насколько правильно она выполняет религиозные предписания. Ольга очень хочет быть "хорошей католичкой". И это - часть ее проблемы. "Иногда я очень беспокоюсь, все ли я сделала правильно, все ли молитвы прочитала, достаточно ли была сосредоточена". И прежде чем она успевала спросить совета у духовника, ее беспокойство перерастало в страх, а страх - в панику. "Я чувствую себя так, как будто мне надо постоянно себя наказывать, - говорит она. - В конце концов от этого устаешь". История Ольги, однако, не удивит тех, кто знаком с этим явлением.
Скрупулезность отыщет грех везде. Люди, в других обстоятельствах вполне разумные, страдают от того, что их суждение в области нравственности постоянно замутнено. Помочь им, однако, можно. Таким людям хорошо найти постоянного духовного наставника и подчиняться ему. Если он велит идти к причастию - идите и причащайтесь. Если не велит повторно исповедоваться - не исповедуйтесь.
Сказать, в чем сущность скрупулезности, непросто - чаще всего ее определяют как "постоянный, безосновательный и угнетающий страх греха, ошибки и вины". Некоторые считают, что это скорее психологическая, чем духовная проблема, но проявляется она в сфере религиозной жизни. Это страх по поводу состояния своей души. Люди чувствуют бремя вины и не могут самостоятельно избавиться от этого чувства.
Но в каком-то смысле скрупулезность влияет на всю жизнь человека. Что бы он ни делал, фрустрация и беспокойство подстерегают его повсюду. Жизнь такого человека несчастна.
Психологи не определили, чем вызывается это расстройство, хотя некоторые его проявления объясняются устоявшимися образцами мышления. Существуют два вида скрупулезности: кратковременная и затяжная. Первую можно излечить соответствующим наставлением и коррекцией привычных суждений. Она встречается довольно часто. Но вторая, при которой страх и беспокойство стали неотъемлемой частью личности, кажется практически неизлечимой. Существуют способы сделать ее терпимой, но мало кто может сказать, что полностью от нее освободился. Если это проблема чисто психологическая, то она может проявляться не только в сфере религии, и тогда уместно обратиться к психотерапевту.
Для скрупулезных католиков наиболее вероятной сферой проявления проблемы становится таинство примирения. Люди верят, что, пойдя на исповедь, они могут стереть из памяти все страхи и беспокойства. Бог, действительно, прощает и забывает, так что это очень разумный способ решения проблемы. Но для скрупулезных он, как правило, не действует, а если действует, то очень недолго. Вскоре после исповеди возвращаются старые страхи. Все мы боимся и все беспокоимся, потому что мы все - люди. Но некоторых беспокойство мучит сильнее, чем способен вынести человек. Никакие убеждения не могут облегчить его. Даже убеждение духовника помогает ненадолго.
В книге "Помощь скрупулезным" о. Рассел Абата пишет, что "скрупулезных людей парализует страх греха. Они изводят себя из-за прегрешений прошлого. Они боятся искушений и решений настоящего". Они встречаются среди молодых и старых, женатых и холостых, богатых и бедных, образованных и неграмотных. Всех их равно мучит страх греха, распространяющийся на всю их жизнь. "Я все воскресенье решал вопрос, не отступлю ли я от заповеди, если помою голову или пойду погулять. Невольный гнев я считал проявлением смертного греха ненависти. Множество проблем мне доставляла воскресная месса; я паниковал, если мне казалось, что я не совершил крестного знамения в нужный момент. И так далее. И так во всем. Грех, только грех, был везде".
Но для скрупулезных есть надежда. В сущности, один из способов преодолеть проблему - это научиться верить, что наш Бог - Бог любви, а не тиран, скорый на расправу и нескорый на прощение.
В любом случае эта проблема не нова. Еще средневековые врачи в своих записях описывали ее симптомы. Страдал от нее Джон Бэньян, знаменитый проповедник 17 в. В автобиографии он рассказывает о припадках отчаяния, когда его захлестывали "потоки кощунства" и делали невозможным принятие какого-либо решения.
Психолог Энтони Табор, занимавшийся этой проблемой, описывает скрупулезность как один из видов обсессивно-компульсивного расстройства. Но это и нечто большее. Она слишком тесно связана с религиозными понятиями: грех, личное прегрешение, вина. Табор говорит, что если его пациенты - христиане, он советует им обратиться к священнику и поговорить с ним о своей духовной жизни. "В очах Божиих каждый из нас хорош и достоин спасения. Я уверен - в первую очередь это относится к католикам, - что излечение зависит от духовного исцеления," - добавляет Табор.
Но священника здесь бывает недостаточно. Можно прийти к нему, получить отпущение и испытать некоторое облегчение, но у священника нет времени и возможности исследовать глубинные источники чувства вины. Для этого Табор предлагает обратиться к специалисту-психотерапевту. Скрупулезность, полагает он, может развиться у любого человека, но в первую очередь проявляется у людей, обладающих определенными чертами личности или обстоятельствами жизни. Так, часто ею страдают чувствительные люди, у которых было тяжелое, несчастливое детство. Некоторые дети постоянно слышат от родителей, что они - плохие. Скрупулезная совесть и чувство вины возникают как реакция на такое проявление родительской власти. Часто это зависит от того, насколько мягко человека учили различать дурное и хорошее. Любящие родители учат примером, а не страхом. Скрупулезными иногда вырастают дети пьяниц, ходившие по дому на цыпочках, чтобы ненароком не потревожить и не разозлить родителей.
Обычно скрупулезным людям недостает ощущения эмоциональной безопасности. Часто они получали неправильное нравственное воспитание, и теперь у них нет уверенности в том, что хорошо, а что нет. Для успеха лечения необходимо обнаружить источник гипертрофированного страха. Энтони Табор рекомендует скрупулезным обуздывать свои мысли. "Я советую избегать анализа своих решений и поступков,"- говорит он.
Излечима ли скрупулезность? Большинство пастырей и психологов считают, что от нее возможно избавиться совсем - хотя это происходит нечасто. Такие люди нуждаются в понимании и в человеке, на которого можно положиться. Они, как правило, очень доверяют священнику и обычно слушаются его во всем. Опытный исповедник выслушивает все проблемы и причины беспокойства такого человека зараз, как бы долго это ни продолжалось, не задавая никаких вопросов. А потом говорит: "Все. Больше никогда об этом не вспоминайте". Что касается исповеди, то священник отпускает человеку все - что бы он ни совершил. Я обычно советую таким людям исповедовать свои грехи в самом общем виде и никогда больше не прибегать к полной исповеди. Очень сложно заставить их к этому привыкнуть. Какое-то время спустя они вновь беспокоятся, хорошо ли они исповедовались и все ли сказали. Но благодаря "вере в исповедника" они могут держаться.
Существует еще один важный фактор - если человек устал или испытывает стресс, ему легче сосредоточиться на своих прегрешениях. Поэтому важен уравновешенный образ жизни, отвечающий требованиям разума, тела и духа.
Когда Ольга рассказывала мне о своей борьбе со скрупулезностью, я ободрил ее: "Успокойся, Бог любит тебя, а дорога в рай вовсе не вымощена правильно прочитанными молитвами или правильно выполненными обрядами. Постарайся простить сама себя". Я уверен, что она очень старается.

о. Ежи Ягодзинский, SVD