II Ватиканский Собор в литургической Конституции "О Богослужении" устанавливает двойной характер Великого Поста: одновременно покаянный и служащий подготовкой к крещению или воспоминанию крещальных обетов.
Во время этих сорока дней община должна подготовиться к переживанию Пасхального Торжества по примеру Иисуса Христа, начавшего Свое служение с сорокадневного поста в пустыне(Мф 4:1-2). Прообразы этого Великого Поста Сына Божиего мы можем найти в Ветхом Завете: 40 дней дождя во время Великого Потопа, 40 лет скитаний по пустыне избранного народа, 40 дней молитвы Моисея на Синае, 40-дневное странствие Илии до Хорива...
По традиции Церкви и по учению II Ватиканского Собора, Великий Пост состоит из 4-х важных моментов: слушания Слова Божиего, молитвы, покаяния и любви.

Надеюсь, что каждый из вас, уважаемые читатели, в это особое, святое время находит возможность для ежедневного чтения Библии. Советую вам не только слушать Слово Божие во время литургии в храме, но и самоссоятельно читать Библию каждый день. Лучше всего читать её всей семьей. Семья получает особую благодать если вместе читает и молится о том, чтобы жить в соответствии с евангельскими советами.
В это время пусть каждый из нас больше времени уделяет молитве. Личная молитва утром, вечером, перед едой и после еды, молитва в транспорте по дороге на работу и с работы. Так же, как чтение Библии в семье имеет особую силу, так и семейная молитва принесет благословение Божие семье, которая молится вместе. Вершина молитвы - литургическая молитва: месса, причастие, многократная исповедь, литургия часов, поклонение Святым Дарам и т. д.
Покаяние, к которому призывает нас Церковь во время Великого Поста, включает в себя личные события покаяния, некоторые из которых необходимы, некоторые добровольны. К необходимым событиям покаяния относится, например, пост по пятницам, который опирается на личное решение и послушание. Личными событиями покаяния могут стать отказ от каких-либо удовольствий, дополнительная молитва, различные дела милосердия. Совершенно необходимым событием покаяния является принятие таинства исповеди. Сейчас нередко можно слышать вопрос:"Зачем нужна формальная исповедь, если грешник уже глубоко раскаялся лично перед Богом? Ведь и во время исповеди мы каемся не перед священником, а перед Христом?" Отвечу на это, что когда мы совершаем личное покаяние, оно полезно нам в зависимости от нашего личного духовного уровня, от глубины раскаяния, в то время как во время таинства исповеди главным действующим лицом является Христос. Однако мы должны сделать шаг навстречу Христу, поэтому во время Великого Поста следует сочетать два пути: путь личной молитвы, личного покаяния, личных событий любви и путь таинств и церковной жизни: крещения (или обновления крестильных обетов), частой исповеди (некоторые святые, например св. Карл Борромео, исповедовались ежедневно), Евхаристии, поклонения Святым Дарам. Будем помнить, что таинства дают благодать через Иисуса Христа, а в личных духовных событиях мы получаем дары Божии соответственно уровню своей духовной жизни.
И, наконец, синтезом и плодом подлинно духовной жизни во время Великого Поста должны стать конкретные дела любви к другим людям.

О. Бернардо Антонини
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 13 (164), 29 марта 1998 г.