"Перед современной эволюцией мира все больше тех, кто величайшие основные вопросы или задают, или их переживают с новой остротой: что такое человек? Каков смысл страдания, зла, смерти, которые продолжают существовать, несмотря на столь большой прогресс? К чему все эти победы, приобретенные такой ценой? Что следует после этой земной жизни?" (II Ват., РН 10).
Эти вопросы занимают центральное место в истории религий, и любая из них - когда-либо существовавшая или существующая ныне - пытается дать на них свой ответ.
Скажем, культ предков очень значим в африканских религиях, так как выражает самую суть того, что создает человеческое сообщество, которое участвует в жизни и в цикле смерть-жизнь и, в то же время, возвышается над ним, образуя некое родство, особую связь с божеством. Культ предков утверждал бессмертие семьи в широком смысле этого слова, т. е. семьи, состоящей из предков, из живущих ныне и из будущих членов данного рода.

Почитание усопших обнаруживается и во всех проявлениях религиозности в Китае. В древности лишь представители знати здесь практиковали культ предков-родоначальников и почивших родителей вплоть до пятого поколения. Присутствующие приносили жертву в виде пищи, которую ставили перед дощечкой, содержащей, как считалось, душу умершего, одновременно исполняя песнопения и гимны, вознося молитвы и возжигая благоухания.  При этом призывались высшие духи небес, чтобы им были благоугодны принесенные всесожжения. Каждая знатная семья имела место почитания или алтарь, посвященные предкам. Усопшие общались со своими потомками посредством предзнаменований и сновидений. Сегодня появились сомнения в том, действительно ли эти обряды являлись религиозным актом. Исследователи сходятся на том, что степень их религиозности зависела от внутренней установки совершающего.
В ассиро-вавилонском эпосе о Гильгамеше сказано: "Когда боги творили человечество, они наделили его смертью, а жизнь оставили в своих руках". Поэтому телу человека суждено быть съеденным червями, и его душа сойдет в ад, называемый "Великая земля", где она будет ввергнута во тьму и прах и где ее будут окружать чудовища. Доля ее будет зависеть от числа оставленных ею сыновей: имеющий двух сыновей будет есть хлеб, имеющий трех и более - обретет сердце, полное радости. Дух же того, о ком никто не помнит, будет питаться брошенным у дороги.
Для египтян специфическим местом, где находится каждый усопший, был центр земли. Гроб имеет лишь функцию связи между живыми и мертвыми. Всем в наше время известны египетские пирамиды, в которых находится помещение, где погребен усопший. Мертвые ночью выходят из гробов и принимают пищу. Это обязательное условие, необходимое для того, чтобы умерший мог продолжать свое существование.
Представление о смерти и о том, что следует за ней, в иудаизме и христианстве содержит в себе нечто, коренным образом отличающееся от того, что мы рассматривали выше. Уже в позднем иудаизме мы находим прямые указания на воскресение из мертвых. Во второй книге Маккавейской Священное Писание говорит о вечной жизни умерших, которые при этом продолжают общаться с живыми. Но полнота сияния жизни усопших раскрывается только в событии Воскресения Иисуса Христа и в книгах Нового Завета. Воскресение умерших - это главная истина христианской религии и источник обновления жизни человека в этом мире. Оптимизм христианства основан на уверенности в вечной жизни и в воскресении человека. Христианство - религия Воскресения, и христианин призван свидетельствовать о нем, помогая другим жить в этом великом ожидании. За две тысячи лет истории Церкви было основано множество орденов, конгрегаций и других структур, целью которых было помогать людям жить, но основным источником, стимулировавшим эту деятельность, была мысль о Воскресении. Настоящий христианин - это носитель вести о Воскресении.
День второго ноября - день воспоминания и молитвы за усопших. Желаем вам всем, уважаемые читатели, чтобы вы поминали ваших усопших, открывая сердце нуждам живых.

О. Бернардо Антонини
"Cвет Евангелия", №39(144), 8 ноября 1997 г.