Храм Святой Анны был построен в конце XIX века. Последний его настоятель - отец Франциск Будрис - расстрелян в 30-х годах. Его арестовали в том самом доме, в котором теперь находятся приходской офис и столовая. Несколько лет назад Церкви были возвращены оба двухэтажных кирпичных здания, построенные в начале XX века.
Немного истории
Появление католического прихода в Екатеринбурге было связано с существованием в городе польской диаспоры. Место для строительства храма было подарено солдатам-католикам императором Николаем I. 27 июня 1882 года произошла закладка краеугольного камня. Обряд освящения совершил о. Бронислав Орлицкий.
В 1884 году храм был освящен. Главный алтарь украшала великолепная икона святой Анны. К началу Первой мировой войны число католических общин на Урале значительно возросло. В Нижнем Тагиле и Ирбите действовали постоянные молитвенные дома. За годы войны число католиков сократилось. А после окончания войны вступил в действие принятый еще в 1918 году Декрет об отделении Церкви от государства. Все церковное имущество перешло под контроль Советов. В 1922 году состоялась операция по изъятию ценностей из храма св. Анны. В1937 году принадлежность к католическому вероисповеданию стала причиной сфабрикованных дел о шпионаже. Во время Второй мировой войны здесь хранились коллекции эвакуированного Эрмитажа. Затем в храме был устроен автовокзал. В начале 60-х годов здание было снесено.
После восстановления свободы совести Екатеринбургская община была зарегистрирована. Это случилось в 1992 году. Поначалу общину посещал о. Иосиф Свидницкий, через год официальным настоятелем стал отец Ежи Пачуский. Если вначале община состояла из двадцати человек, то теперь она насчитывает 400 прихожан. Службы проходили в Доме культуры, затем католикам передали три дома, являвшиеся до 1924-го года приходской собственностью. В сентябре 1996-го года приход официально отметил свое 120-летие.
Подготовка
С 24 по 30 июля в приходе св. Анны проходили торжества по случаю празднования памяти святой покровительницы прихода и освящения здания храма. Этим событиям предшествовала напряженная работа.
Ко дню освящения храма были выпущены в свет иллюстрированная книга "Католическое приходы на Урале" и буклет "Римско-католический приход св. Анны". В этих изданиях содержится подробная информация об истории католицизма и католических общин на Урале.
Возле храма свыше тридцати человек ежедневно занимались уборкой и благоустройством двора. Много хлопот, больших и маленьких, выпало на долю устроителей праздника- в храме нужно было закончить оформление алтаря, подкрасить стены... Посильную помощь оказали польские семинаристы из Седлецкой, Трохичинской и Краковской семинарий. Сами прихожане использовали каждую свободную минуту, чтобы внести свой вклад в подготовку торжеств; по субботам собирался совет прихода, дабы в деталях обсудить программу каждого дня торжеств, прием и размещение гостей, транспортные вопросы.
Настоятель прихода о. Ежи Пачуский в одной из предпраздничных проповедей отметил, что освящение храма в истории прихода совершается только единожды, а поэтому "мы должны приложить все усилия, чтобы достойно провести этот праздник".
С 24 по 27 июля в приходе после вечерней мессы проводились ре-коллекции. В первый же день о. Ежи Пачуский прочитал доклад "Иисус Христос как историческая Личность".
В последний день духовных упражнений состоялась встреча с гостями из прихода Пресвятой Девы Марии в Карлсруэ (Германия), дружба с которым насчитывает уже несколько лет. Четыре года назад, в свое первое посещение Екатеринбурга, настоятель прихода г. Карлсруэ о. Альфонс Бехтольд от имени своего прихода подарил россиянам статую св. Анны. В свой нынешний приезд он преподнес прихожанам статую св. Иоахима. Обе скульптуры теперь украшают алтарную часть храма. Во время встречи с прихожанами о. Альфонс рассказал о жизни своего прихода.
Последний доклад - об истории Могилевской епархии, к которой некогда относился и екатеринбургский приход, прочел проректор семинарии в г. Седльце о. Бернард Блоньский.
Возвращение раритета
25-го июля в приходе состоялось торжественное возвращение католикам из фондов Свердловского областного краеведческого музея статуи Святейшего Сердца Иисуса. Теперь она будет находиться на постоянном хранении в храме. Это событие стало лучшим подарком к празднику, поскольку возвращенная реликвия - свидетель истории прихода.
До Октябрьской революции статуя находилась в здании старого храма. Как предполагают краеведы, она была изготовлена в первое десятилетие двадцатого века специально для прихода в Екатеринбурге. После изъятия церковного имущества некоторые предметы попали в антирелигиозный музей. Скульптура выставлялась лишь в 1926 году, когда музей, впервые после революции, попытался представить экспозицию, отражающую историю вероисповеданий народов, живущих на Урале. По окончании выставки пресса обвинила организаторов в попытке подмены "новых ценностей" старыми. В результате многие сотрудники музея были репрессированы. С тех пор статуя больше не экспонировалась. Полгода назад приход обратился с письмом к руководству музея. Вопрос решался на самом высоком уровне. Около двух месяцев продолжались реставрационные работы по восстановлению поврежденного раритета. За это время, как сказал настоятель прихода св. Анны о. Ежи Пачуский, статуя, как и храм, "пережила процесс обновления и восстановления, что очень символично".
Когда статую привезли в храм, там ее встречали прихожане, представители областного краеведческого музея, деятели культуры. Событие привлекло внимание ведущих средств массовой информации Екатеринбурга. Прихожане с молитвой встретили скульптуру у входа в храм. После ее установления в храме началась официальная церемония подписания акта передачи. Отец Ежи сердечно поблагодарил сотрудников музея, реставраторов, официальных представителей управления культуры, за содействие. Это событие, по его словам, стало знаком особой благодати Божией в Юбилейный год. Одна из сотрудниц музея, отвечая на слова благодарности, отметила: "Наконец-то наступили времена, когда мы спокойно можем передавать подобные ценности их истинным владельцам... Дай Бог, чтобы они всегда оставались там и чтобы акты изъятия и возвращения не повторялись никогда".
Церемония передачи завершилась молитвой, литанией к Святейшему Сердцу Иисуса. Статую решено разместить напротив входа в храм. Теперь каждого входящего в церковь будет встречать статуя Святейшего Сердца Иисуса.
День святой Анны
26 июля католики Екатеринбурга собрались в храме на свой престольный праздник, день св. Анны. В тот день прихожане вспоминали 118-ю годовщину закладки краеугольного камня старого здания храма в Екатеринбурге. Помимо этого, ежегодно, в престольный праздник, вспоминается освящение разрушенного храма, совершенное 27 июля 1882 г.
В этот раз месса служилась не за алтарем, а за отдельно поставленным столом (по канонам Католической Церкви, за неделю до освящения храма нельзя вести богослужений за алтарем).
Радость прихожан разделили гости из Челябинска во главе с настоятелем о. Вильгельмом Палешем, проректор Седлецкой семинарии о. Бернард Блоньский, сестры конгрегации св. Винсента де Поля, настоятельница провинции сестер-паллотинок в Польше с. Анна Кот, ее заместитель с. Мария Свентковская и с. Людвика Астжемска, гости из Германии: о. Альфонс Бехтольд, о. Михаэль, Петер Бехтольд и Стефан Цвинг-манн.
Проповедовал в тот день о. Альфонс, который высказал свои сердечные поздравления по случаю престольного праздника и передал сердечный привет приходу в Екатеринбурге от прихода Пресвятой Девы Марии в Карлсруэ. Он подчеркнул, что св. Анна, бабушка Иисуса, всегда остается для нас символом прочности и целостности семьи, доброты и тепла. У нее мы найдем понимание и поддержку во всем.
После окончания мессы была совершена молитва, литания к св. Анне.
Заупокойная месса
Своеобразным символическим продолжением престольного праздника стала субботняя заупокойная месса в память о всех умерших и погибших прихожанах храма св. Анны с момента его основания. Мессу совершил Апостольский администратор Западной Сибири епископ Иосиф Верт. В своей проповеди он, в частности, сказал: "Сегодня мы мысленно переносимся к могилам мучеников, погибших в войнах и преследованиях. Мы переносимся к могилам наших близких и родных, чтобы в молитве просить Бога о великом даре - даре Царства Небесного.
Мы с трудом можем себе представить, что люди умирали, не получив последних таинств. Но Бог всемилостив. Мы верим, что Он наградил их еще больше, поскольку они жаждали Его в момент смерти. Мы не теряем надежды, что и для них Господь нашел способ спасения. Кровь мучеников - семя новых христиан. Правдивость этого высказывания мы наблюдаем сегодня сами. Мы видим, как происходит процесс возрождения Церкви. Ежегодно от нашей Администратуры 10-15 человек поступают в семинарию и монастыри. Многие из них - выходцы из атеистических семей.
Церковь в России гораздо богаче, чем где бы то ни было. Мы строим и восстанавливаем ее в многострадальной стране на фундаменте многих мучеников.
Вспомним всех священников, проповедников Слова Божия, мучеников, наших родственников. И да простит им Господь их прегрешения, вольные и невольные!"
После окончания мессы началась молитва навечерия перед мощами святых мучеников и св. ап. Филиппа. Молодежь прихода читала Розарий на русском, польском, немецком, латинском и французском языках, возлагая розы к святым мощам.
Освящение
День 30 июля 2000 года стал памятной вехой в истории екатеринбургского прихода. То обстоятельство, что этот храм - Юбилейный, придает обряду освящения особую значимость.
В 10.30 перед закрытыми дверями храма началось чтение молитв Розария, в котором участвовали паломники из Челябинска, Нижнего Тагила, Североуральска и других городов Уральского деканата. К ранее прибывшим гостям присоединились: о. Дариуш Ягодзинский, паломники из Тюмени и Кургана. На празднике присутствовали представители городской и областной администраций, а также консул США в Уральском регионе г-н Джеймс Бигус.
В 12.00 епископ, священники, диаконы и министранты, одетые в праздничные белые облачения проследовали к вратам храма. Владыка с приветственным словом обратился к собравшимся. После этого архитекторы Андрей Гусельников, Илья Кадочников и строитель церкви Станислав Пачуский вручили епископу Иосифу Верту символический ключ от храма.
Когда врата были открыты, владыка, взяв пасторал, призвал народ войти в церковь: "Входите во врата Господни со славословием, во дворы Его с хвалою". Храм не мог вместить всех гостей. Большая часть верующих осталась на улице, но они не чувствовали себя исключенными из богослужения. Во двор были вынесены динамики и большой монитор, и это позволило людям, стоящим на улице, наблюдать за тем, что происходило внутри храма.
Через некоторое время наступила полная тишина. Епископ Иосиф Верт освятил воду, окропил ею в знак покаяния и воспоминая о крещении собравшихся, стены и алтарь новой церкви.
После обряда окропления водой к владыке подошли два диакона. Он, взяв в руки Лекционарий, произнес: "Да звучит всегда в этом месте Слово Божие, открывая вам тайну Христа и совершая в Церкви ваше спасение". Началась литургия Слова. Евангелие звучало на русском, немецком и польском языках.
Обряд освящения начался с Литании ко всем святым. По ее окончании на алтарь были возложены частицы мощей святых, и верующие молились о заступничестве и благодати Божией для храма.
Акт об освящении был торжественно подписан Апостольским администратором Западной Сибири епископом Иосифом Вертом, настоятелем прихода св. Анны о. Ежи Пачуским и тремя представителями приходского совета. Как только документ был завизирован, владыка поместил в алтарь мощи св. ап. Филиппа, св. Иосафата Кунцевича, епископа и мученика, и блаженных мучеников из Пратулина. В нишу под алтарной плитой поместили также экземпляр акта об освящении. Ниша была тут же замурована. Затем, согласно традиции, было совершено помазание святым миром алтаря и крестов, специально помещенных на стенах.
После помазания миром последовало каждение алтаря, храма и прихожан - живых носителей веры, благодаря которой каждый уверовавший становится алтарем духовным.
Алтарь особым образом был подготовлен к совершению Евхаристической литургии: его накрыли белым покровом, подчеркивающим исключительность места Трапезы Господней, и освятили огнем - "светом к просвещению язычников".
Символичной была и процессия с дарами. Прихожане торжественно вручили владыке молитвенник и свечу - символ сохранения и преемственности веры, воду - символ жизни, виноград, вино, хлеб и гостии -символы Тела и Крови Спасителя, камень - знак благодарности тем, кто строил храм своим трудом, жертвой, молитвой и страданием, цветы и орнат. После Причастия владыка торжественно перенес Святые Дары в дарохранительницу. Затем была зажжена лампада, неугасимо горящая во вновь освященном храме. Так и закончилось это долгожданное, незабываемое, историческое событие.
Кому помолимся в храме?
В алтарь храма св. Анны в день освящения была помещена частица мощей св. мученика Иосафата Кунцевича, которого считают одним из покровителей Польши. Он родился в мещанской семье примерно в 1580 году, в городе Владимире Волынском. В Вильно он был вовлечен в духовную жизнь молодой унии, и в 1604 году получил из рук митрополита Фотия василианское монашеское облачение, после чего был посвящен в диаконы. В 1609 году он стал священником, через 4 года - архимандритом в церкви Святой Троицы, в 1617 - игуменом в Бытени, затем, не достигнув еще сорока лет - архиепископом. Кунцевич вел активную пастырскую и миссионерскую деятельность. Ему пришлось участвовать в борьбе, разгоревшейся между сторонниками и противниками унии, жертвой которой он и стал. В Витебске его растерзала толпа, а тело было утоплено в Двине. Эта трагедия стала переломным моментом в деле унии. Мощи св. Иосафата хранятся в базилике св. Петра в Риме.
Св. ап. Филипп, частица мощей которого также была помещена в алтарь храма, один из двенадцати апостолов, был уроженцем Вифсаиды. Предание сообщает, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и за это был распят на кресте при императоре Домициане.
Блаженные мученики из Пратулина были верующими Греко-Католической Церкви. В городе Пратулине в 1874 году царские казаки убили 13 местных прихожан. В 1996 году Папа Иоанн Павел II беатифицировал их. В алтарь храма в Екатеринбурге помещены частицы мощей блаженных мучеников: Викентия Левонюка, Яна Анджеюка, Константина и Луки Бойко, Игнатия Франчука, Филиппа и Максима Герилюков, Аницета Хрицюка, Данила Кармаша, Константина Лукашука, Варфоломея Осипюка, Онуфрия Василюка и Михаила Ваврищука.