Пастырское пасхальное епископа Клеменса Пиккеля

Возлюбленные братья и сестры!
В этот торжественный момент, в который мы снова возносим наши сердца для празднования того, что в полноте осуществляется только на небе, а там занимает всю вечность, я обращаюсь к Вам со словом пастыря. Разумеется, что я не говорю с «другого берега». Со смирением осознаю, что святой Августин однажды выразил так: «С Вами я христианин. Для Вас я епископ. Я не хочу попасть на небо без Вас» (Проповедь св. Августина 17,2). Поэтому я приглашаю Вас на маленькое пасхальное путешествие. Куда? – Никуда. И все же, дальше чем на край света. Я приглашаю Вас совершить путешествие в ваше сердце и надеюсь, что сегодня никто не откажется от этого нелёгкого подвига. Трусливая привязанность к тому, что видишь; рабская погоня за тем, что предлагает Тебе суетная окрестность; страх перед тем, что можешь в себе открыть; врождённая склонность ко греху, не отключенный сотовый телефон - все это может помешать Твоему решению отправиться в путешествие, которое сейчас начнём.
Не под наркозом и скальпелем мы попадаем в наше сердце. Любое хирургическое вмешательство остаётся поверхностным прикосновением в сравнении с тем, что мы сейчас делаем. А что это может быть?! Отвечу просто. Так просто, что ответ разочарует. Разочарует из-за нашего неумения. «Дело», на которое приглашаю, «путешествие», которое обещал, снова называется: «молиться», причём не потом, а уже сейчас, во время чтения послания. Да поможет нам Христос Воскресший! Каждая христианская молитва в своей основе похожа на воскресение, вернее, воскрешение. Мы осознаём: Человеческая молитва совершается внутри его сердца. Любой другой образ молитвы, даже самый торжественный, «красивый» и длительный, являлся бы языческой подделкой. Обряды, благочестивая литература и церковная архитектура хотят нам помочь попасть в наш внутренний храм. Ведь молитва «отправляется» к Богу оттуда, а не с подсвечника в храме.
Поэтому, дорогие, я думаю, нам было бы хорошо представить себе свою немощь как тишину Святой субботы в гробе Господнем. Успокоиться, молчать и ждать – это первые этапы нашего путешествия.
Можно продолжать? Что такое «Священное Пасхальное Триденствие»?  В общем, всё это – уже – Пасха: Великий четверг, Страстная Пятница и Воскресенье Пасхи. Можно сказать и так: Священное Пасхальное Триденствие, это развёрнутая тайна нашего Спасения. Так как луч белого света, который, проходя через призму, разделяется на все цвета радуги, так эти три неразделимые дня открывают нам воистину происшедшее.
Не случайно в начале и в конце «Триденствия» стоит Евхаристия. Напомню о нашей поездке. Постараемся внутри наших сердец осознать, почему это так: Почему Евхаристия в Церкви так важна? Почему в традиции нашей Церкви Она сохраняется даже вне Святой Мессы в особенном месте храма, где можно поклониться Агнцу Божьему, победившему смерть? Откуда исходит изобильная радость, которая привела к «выставлению» Святых Даров в драгоценнейших дароносицах, к процессиям и к адорации? – Не бойтесь, я не пишу Вам трактат, отвечающий на все эти вопросы. Хочу своим Пастырским посланием привести к Нему, истинному, единственному, Доброму Пастырю, к живому Христу в Святой Евхаристии.
Поэтому я избираю из поставленных вопросов «дароносицу» и «поклонение».
Во многих приходах нашей Епархии молятся – хотя бы один раз в месяц – перед Святыми Дарами. По своей природе, это очень торжественный способ молитвы: Мы – по возможности – стоим на коленях, а Господь «стоит» перед нами в Святом Хлебе Евхаристии, Видимый и – все же – Невидимый.  Я предполагаю, что Вы все, и не один раз, поклонялись Христу в Святых Дарах. Однако не смею спросить, «любите ли Вы эту молитву?», потому что среди честных ответов предчувствую необдуманные.
Умеем ли мы «правильно» поклоняться Христу в Святой Евхаристии? Умеем ли мы видеть Христа в Евхаристии? Кто это умеет? Умеют только те, которые уже любят Бога. Так я читал в дневнике одного священника. И я думаю, что он прав. Дароносица привлекает человеческий взгляд к Евхаристии в её центре. Но если я просто смотрю на эту видимую середину, даже очень сосредоточено и долго, я, в крайнем случае, чувствую пропасть между Богом и мною. Ведь Христос, принявший видимый образ в Евхаристии, все же «Другой». – Мы всегда находимся на определённом месте в определённое время. «Здесь», значит «не там»; «Сейчас», значит, «не потом» и «не вчера». А Он, Христос в Святой Евхаристии, действительно присутствует на определённом месте в определённое время у Вас на алтаре, но это не препятствует Ему в то же самое время быть у других, и на земле, и на небе. Священник прикасается к нему руками. Одновременно Христос неприкасаемый. Его физическое присутствие иное, чем присутствие других веществ.
Мой вывод состоит в том, что поклониться Христу могут только те, которые Его любят, которые верят в Него, в то, что Он сказал и сделал, в то, что Он действительно воскрес. Тогда, как – между прочим, и в человеческой дружбе и любви – главное происходит на невидимом уровне. Я могу поклоняться Христу в Евхаристии с закрытыми глазами лучше, чем с открытыми. Самая драгоценная и красивая дароносица может быть только дверью, но нужно учиться смотреть сквозь неё. Невеста, которая радуется подаренному ей обручальному кольцу, на самом деле, не так радуется мастерству его изготовления,  как невидимому для глаз. Жизнь в своей глубокой, невидимой середине намного плотнее, энергичнее, красивее и интенсивнее, чем все сокровища этого мира (ср. Генри Ноуэен «Я вслушивался в тишину»).
Да, в Святой Мессе мы совершаем бескровную жертву Иисуса Христа, но одновременно она является встречей с Воскресшим. Священное Пасхальное Триденствие и все наши размышления соединяются в призме Евхаристии в один белый луч, «как на земле белильщик не может выбелить» (ср. Евангелие от Маркса 9,3), «чувствам недоступен, для очей незрим» (Воспойте Господу, № 218,2). Возлюбленные братья и сестры, от всего сердца я радуюсь с Вами Воскресению Христа. Я желаю Вам глубоких переживаний этой плотной, энергичной, драгоценной и важнейшей истины! Ведь за всём этим стоит одна вечная правда: Бог есть любовь, и Он любит нас.

С пастырским благословением,
Епископ Клеменс Пиккель
Ординарий Епархии Святого Климента в Саратове
Саратов, 13 апреля 2011 г.,
в день 20-летия восстановления структур Католической Церкви в России