Мои сорок лет священства почти точно совпадают с периодом действия II Ватиканского Собора. Я был рукоположен во время проведения Собора. Многих рассматривали работу Собора как проведение важной хирургической операции без анестезии на пациенте, который думал, что у него отличное здоровье, однако в действительности внутренней жизни которого угрожало высыхание.
Эти сорок лет оказались бесконечным подарком, но было и разочарование, и это - часть моего пути. Вдохновение от Конституции "Gaudium et Spes" борется с ревизионизмом последних 20-ти лет. Иногда кажется, что мы пытаемся повернуть жизнь и историю вспять.
Но, по большому счёту, нам была дана надежда в тех многочисленных семенах, которые были посеяны в мире, и в том будущем, которое они принесут. Всё это глубоко затрагивает мою жизнь. Во мне всегда было стремление к большему. Есть какая-то приманка трансцендентного и ужасное разочарование ограниченным, во мне самом и компромиссах окружающей меня жизни. Это мои грехи и благословения сорока лет. Я знаю, это долгая дорога к свободе.
С благодарностью празднуя этот день, я чувствую, как в моей душе играют тень и свет. Я радуюсь тому, что Дух Божий посетил меня беспокойством, отказал мне в том, чтобы я обосновался во многих "необжитых" измерениях священства. Я плачу по тем голосам, которые призывали меня оставить компромиссы и которым я не внял. Они для меня - настоящая печаль, они всё то, что не было прожито. Я надеюсь покаяться.
Прежде всего, я хочу благословить и поблагодарить всех тех, кто был частью моей жизни. Вы - поистине моя Благая Весть. Ваша история, ваша боль, ваша вера, ваша надежда.- все они сеют надежду во мне. Мое путешествие - это моя надежда.
Это помогает мне всё еще мечтать о Церкви: я не могу видеть священства, не видя Церковь. В сороковую годовщину рукоположения я хочу немного поделиться с вами этой мечтой, "Церковь, в которую я верю" для себя, для мира, потому, что это - настоящая работа Духа.
Эту мечту я хочу описать, адаптируя для себя вдохновленное описание, которое Хуан Ариас дал в своей книге "Бог, в которого я не верю". Он облекает в слова некоторые вещи, которые я люблю и к которым я стремлюсь.
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая верит, что Дух более истинно присутствует в одном любящем человеке, чем во всех организациях и структурах".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая, обнаружив слабость людской веры, когда корабль вот-вот утонет, не хватается за хлыст, а довольствуется тем, что говорит, как когда-то Христос, с пониманием и уверенностью: "Зачем бояться?"".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая предпочитает сеять надежду, нежели пожинать страх, которая предпочитает оставлять свои двери открытыми, потому что в противном случае она рискует пропустить даже одного посланника Святого Духа, который приходит, чтобы обогатить ее".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, у которой такой "инстинкт любви", что она способна обнаруживать ее в местах, о которых бы никто не подумал, что там есть любовь; которая не возлагает на меня бремя, которое я не могу нести".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая уверяет меня, что я тем больше буду христианином, чем больше я ищу, чем больше я проверяю, чем более углубляю мое знание, чем больше я открываю, даже рискуя ошибиться".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая спасает скорее благословением, прощение, извинением, чем наблюдением и наказанием".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая знает, что Христос, а не она, - это ответ на каждую проблему, с которой я сталкиваюсь в жизни. Если она не знает ответ, то она призовет меня работать с ней в совместных поисках".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая может найти свое место в любой культуре, в любом языке, в любом искусстве, в любой технике, в любой период человеческой истории, всегда готовая быть современной".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая предлагает мне не "застывшего" Бога, а Бога Живого, реально присутствующего и продолжающего говорить сегодня нашему миру".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая боится согрешить авторитарностью больше, чем следованием духу Евангелий".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая говорит мне больше о Боге, чем о диаволе, больше о небесах, чем об аде, больше о нашей красоте, чем о нашем грехе, больше о нашей свободе, чем о нашем послушании, больше о надежде, чем о власти, больше о любви, чем о бессмертии, больше о Христе, чем о себе, больше о нашем мире, чем об ангелах, больше о голоде бедных, чем о сотрудничестве с богатыми, больше о хорошем, чем о плохом, больше о разрешенном, чем о запрещенном, больше о том, что еще открыто для исследования, чем о том, что уже решено, больше о сегодня, чем о завтра".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая уверяет меня, что Пасха уже победила, что мы уже начали воскресать из мертвых, что мы готовимся к новому миру, который придет завтра, что наш Бог - Живой, что Он отличается от всего остального и все же Он похож на нас, и смеется, и плачет, и ревнует, и у Него есть слабинка к падшим, униженным, безымянным, заключенным, голодным, последним из всех, тем, кто - НИКТО".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая больше заботится о том, чтобы быть истинной, чем распространенной, более заботящаяся о том, чтобы быть простой и открытой свету, чем быть сильной, более стремящаяся к тому, чтобы быть экуменической, чем догматичной, более желающая быть святой, чем популярной".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, которая предлагает мне Бога столь похожего на меня, что я могу с ним играть и столь отличного от меня, что я могу найти в нем то, о чем даже не мечтал".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, чьё послание, суть, слово, жизнь и миссия, есть "Да!", "Да будет так!", "Поднимись и иди!", "Иди!", "Ищи!", "Забрось свои сети еще раз!", вместо "Нет!" "Не делай!", "Погоди!", "Вернись!", "Отрекись!", "Довольно!", "Осторожно!"".
"Церковь, которую я люблю - это Церковь, у которой есть огонь, зажженный для всех замерзших и одиноких, свежеиспеченный хлеб для всех голодных, открытые двери, зажженная лампа для всех тех, кто шагает по дороге, уставшие в поисках истины, которую они еще не нашли".
"Кому-то может понравиться Церковь с другим лицом, чем та, которую я описал. Я люблю её такой,о которой я вам только что рассказал, потому что именно так я ясно вижу в ней присутствие Христа - Друга на всю жизнь, Который пришел не судить, но взыскать и спасти погибшее".
Именно в этой мечте о Церкви я вижу свое священство - как в прошлом, так и в настоящем. Моя мечта живет. И за это я бесконечно благодарен внутреннему Мечтателю, этому Божественному Возмутителю, Божиему Духу, продолжающему говорить мне: "Мы сотворены для большего", "Молодым будут сниться сны, а старики будут видеть видения", Духу, Который продолжает шептать, что Бог хочет, чтобы эта мечта была претворена в реальность сегодня, завтра.
Ныне я благословляю и благодарю вас и всех тех, кто был частью этой мечты и путешествия, особенно мою семью, мою конгрегацию, моего епископа, некоторых близких друзей, некоторых святых и всех грешников. А вы - моя Благая Весть. Вы продолжаете осуществлять веру и надежду, и в этой надежде, вашей дружбе и любви я имею мужество честно сказать:
Я теперь не боюсь дня завтрашнего,
Я видел день вчерашний,
И люблю день сегодняшний.
О. Майкл Скрин MSC