Почему в Католической Церкви существует традиция использовать для причащения пресный хлеб, в то время как в Православной - квасной? Чем это обосновано и как это соотносится с хлебом, которых преломил Христос на Тайной Вечере?
Светлана Ивлева, Нижний Новгород

Канон 926 гласит: при совершении Евхаристии, в соответствии с древней традицией латинской Церкви, священник должен использовать пресный хлеб, где бы он ни служил мессу.
Использование пресного хлеба происходит из иудейской традиции и связано с праздником Пасхи (в который закалывали агнца) и праздником Опресноков (в который приготовлялся хлеб без закваски для сохранения его "чистоты" и простоты). В иудейских пасхальных молитвах, особенно за трапезой, эти два обычая были соединены, и Сам Иисус воспользовался вином и пресным хлебом для установления таинства Евхаристии. Таким образом Господь положил начало христианской Пасхе, значение которой совершенно иное, чем у еврейского праздника: Его Воскресение открывает врата не только к очищению и освобождению от греха, но и к восстановлению единства с Живым Богом.
Христиане повторяют деяние Иисуса, поскольку Он Сам это заповедовал, и видят в Евхаристии жертву Нового Завета. Первые христиане происходили, как известно, из числа иудеев, они не отвергали предписания Закона и в соответствии с ним пользовались пресным хлебом. Со временем христианство распространилось в греко-римской цивилизации; тогда и появился обычай пользоваться для совершения Евхаристии квасным хлебом, который символизирует Живое Тело Христово. Уже во времена св. ап. Павла греки не чувствовали себя обязанными подчиняться предписаниям иудейского Закона и отдавали предпочтение символическому объяснению тайны веры и ее духовным интерпретациям.
Многие столетия использовался и пресный, и квасной хлеб, в соответствии с местными обычаями. В латинской Церкви использование пресного хлеба утвердилось как обязательное в X-XI вв. после определенного развития богословия и литургических реформ в империи Каролингов, именно в то время латинский обряд приобрел свои основные характеристики. В ту эпоху происходит очень важный диспут между сторонниками "символического" толкования таинства Евхаристии, считавшими себя последователями св. Августина и древних Отцов Церкви, и "реалистами", которые настаивали на том, что Христос присутствует в Пресвятых Дарах реально, а не символически. Победили последние, в результате богословами-схоластами был сформулирован догмат о пресуществлении, окончательно провозглашенный Тридентским Собором. Использование квасного хлеба было запрещено из опасения распространения неверных, чересчур символических трактовок.
В XI в. вспыхнула полемика между латинянами и греками; за прошедшие столетия накопилось множество оснований для разделений и взаимных обвинений в заблуждении, теперь же греки сосредоточились на критике латинского обычая использовать пресный хлеб, указывая на него как на причину заблуждений латинского вероучения (до сих пор этот спор не окончен). Так как в 1054 г. произошел серьезный разрыв между православными греками и латинянами-католиками, полемика о пресном хлебе, которая была в то время "в моде", приобрела более внушительный и символический смысл, чем тот, который действительно ей был присущ. Необходимо также помнить, что на Флорентийском Соборе в 1439 г. было достигнуто соглашение, по которому оба обычая признаны законными. Христиане восточного обряда для совершения литургии используют именно квасной хлеб.
О. Стефано Каприо
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№16 (413), 13 апреля 2003 г.