Католиков во все века отличало искреннее благоговение перед святыми. У нас есть покровители на все случаи жизни.

Св. Антоний Падуанский отыскивает для нас потерянные вещи; св. Иосиф трудится по совместительству покровителем отцов и ходатаем о счастливой смерти; св. Тереза Малая молится о цветоводах, а св. Тереза Великая - о страдающих мигренью. Журналисты взывают к святому Франциску Сальскому. Если ты работаешь слесарем, то твой заступник - святой Дунстан. И этот список можно бы продолжать еще долго.
Молитва к святым - самая католическая молитва, какую только можно себе представить. Однако и в этой сфере после II Ватиканского собора произошло некоторое развитие. Папа Павел VI напомнил нам, что единственный Посредник между Богом и людьми - Христос. Тем не менее, раньше некоторые католики боялись взывать о помощи к самому Христу, ибо Спаситель был для них чем-то недосягаемо далеким. Вместо этого они просили о заступничестве разных святых, которые были для них как бы посредниками перед Посредником. Однако такое поведение - проявление лже-духовности, не имеющей ничего общего с ортодоксальным богословием.
С другой стороны, отказаться от молитвы к святым означает закрыть для себя источник духовного роста. Две тысячи лет христиане прославляли святых потому, что видели, что через них особым образом проявляется благодать Божия.
Протестанты отрицают любое почитание святых. Но разве не разумно полагать, что кто-то, при жизни явивший искреннюю любовь к Богу, не может ходатайствовать о нас, перейдя в вечность? Молитва к святым - это не отречение от веры Христовой, а прославление любви Спасителя, открывающейся нам благодаря святым.
Молиться о заступничестве святых означает, таким образом, прибегать к могуществу и благодати Божией, действующей через человека, перешедшего от этого мира к вечной жизни. Также, как Господь благословляет тех, о ком мы молимся, Он помогает нам, внимая молитвам святых, ходатайствующих о нас. II Ватиканский собор утверждает, что "память святых мы чтим не ради одного лишь примера, но еще более ради того, чтобы единство всей Церкви в Духе укреплялось через пестование братской любви. Ибо, как христианское общение между странствующими ближе подводит нас ко Христу, так и общение со святыми единит нас со Христом, из Которого как из Источника и Главы, исходит всяческая благодать и жизнь самого Народа Божия" (Lumen gentium, глава VII).
С древнейших времен верующие понимали, что смерть не прерывает человеческие отношения, а только преображает. Поэтому, тысячи простых католиков молятся святым и принимают их помощь как нечто само собой разумеющееся. Но необходимо уточнить, что почитая святых, мы не поклоняемся им, так как они не обладают самостоятельной, не зависящей от Бога силой.
Безусловно, Учение Церкви никогда не называло заступничество святых безусловно необходимым для спасения. В то же время, почитание святых уходит корнями не только в историю человечества, но и Священное Писание. Обращаясь к практике первых христиан, мы видим, что к каким бы результатам почитание святых не приводило, оно всегда оставалось неотъемлемой частью литургии. Где бы не собирались христиане, они обязательно вспоминали о святых, взывали и молились к ним.
"Мы, христиане, - написал в V веке святой Августин Гиппонский, - собираемся для торжественного обряда празднования памяти мучеников потому, что хотим вдохновиться, чтобы следовать их примеру и получить помощь по их молитвам... Но почитание, которое мы обозначаем словом "поклонение" ("latria"), достойно только Господа". Далее он отметил, что "поклонение мы воздаем и учим воздавать только Богу".
Эти слова великого Учителя Церкви хорошо помогают понять в чем состоит коренное отличие почитания от поклонения.
Мы принадлежим к общине верных, существующей одновременно на земле и в вечности. Поэтому вера в общение святых - основа для нашего общения с ними. У нас с вами есть друзья и помощники, живущие теперь на небе: Дева Мария, св. Франциск Ассизский, св. Максимилиан Кольбе, св. Георгий и многие другие. Мы имеем все основания полагаться на помощь святых, ибо их любовь к Богу - это любовь самого Бога потому, что "Бог есть любовь" (1 Ин 4,8).
Когда я работал на Филиппинах, я был просто потрясен, обнаружив насколько среди простых католиков еще живо почитание святых. В этой стране особенно чтят св. апостола Иуду Фаддея, св. Антония и св. Роха. Однако там никто не считает, что, например, св. Антоний может заменить Христа, просто на его молитвы рассчитывают также, как на помощь и молитвенную поддержку самого близкого друга. Все ясно, как дважды два. Когда мы получаем помощь, то благодарим и прославляем за нее прежде всего самого Бога. Об этом же написала и одна протестантка: "Я никогда не увлекалась католичеством и мало разбираюсь в их святых. Но я - христианка и поэтому верю, что Бог слышит мои молитвы, когда я прошу св. Иуду Фаддея о заступничестве".
Многим в наше время трудно молиться святым. Если вы помните "старое доброе время", то вы неохотно возродите старые практики потому, что вам кажется, вы и без этого черпаете много сил из чтения Священного Писания и ежедневного общения с Иисусом в Святом Духе. Если вы слишком молоды, чтобы помнить какой была Церковь до II Ватиканского собора, то почитание святых может вам показаться старомодным и ненужным.

Но если вы осознаете, что жизнь нашей огромной христианской семьи не оканчивается здесь, на земле, а уходит прямо в вечность, вы вряд ли захотите отстраниться от радости, которую несет в себе ощущение полноты общения. А это уже первая причина почему нужно молиться святым.

О. Ежи Ягодзинский SVD
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 8 (254), 20 февраля 2000 г.