Пасхальные праздники приходятся, как правило, на самое начало весны, когда природа начинает свой жизненный цикл: мир окрашивается в зеленый цвет, цвет надежды, который мы связываем с воскресением и жизнью вечной. Некогда наши предки-славяне праздновали в это время день весеннего равноденствия. День увеличивался, свет побеждал тьму, природа возвращалась к жизни. У древних славян эти праздничные дни были связаны со множеством обычаев и обрядов, выражавших радость от возвращения солнца и тепла. Будучи земледельцами, наши предки особенно тесно ощущали свою связь с природой, поэтому некоторые из этих обычаев дошли до наших дней, обретя, правда, христианский смысл: выражение веры в Воскресение и вечную жизнь.

Освящение пищи

В Великую Субботу, начиная с раннего утра, к храмам тянутся вереницы людей с корзинками и сумками, наполненными яствами, которые завтра украсят праздничный стол.

В некоторых странах из теста или масла лепят изображение ягненка - символ как Ветхого Завета (бегства из египетского рабства), так и Нового (знак жертвы и Воскресения Христа). Обычай освящения еды известен в Европе уже с VIII в. Поначалу освящение могли производить исключительно епископы, затем оно перешло к священникам и диаконам. Во многих странах этот обычай исчез, но среди славянских народов он настолько глубоко укоренился, что даже годы атеизма не смогли ничего изменить. Чем больше было постов и молитв, тем с большей радостью праздновалось окончание поста и наступление Пасхи. Изнуренные долгим постом хозяйки остатки своих сил вкладывали в  то, чтобы приготовить великолепный праздничный стол. Каждый дом или усадьба были открыты в эти дни не только для близких и родни, но и для слуг, стариков, немощных и нищих. Каждый из них получал свою долю освященной пищи. Еды должно было хватить также и неожиданным гостям, которые могли вдруг нагрянуть, и настоятелю с органистом, которые могли прийти поздравить хозяина на второй день праздников. Все должно было быть вкусно, аппетитно и приготовлено в огромном количестве, как того требовали славянскоея гостеприимство и достоинство хозяина. В течение всей Страстной Недели работы было - непочатый край, но зато к моменты приезда священника, для освящения выставлялись огромные столы, украшенные скатертями и зеленью и ломящившиеся от яств. Пироги наши прабабки пекли из теста, оставшегося после приготовления пива, и на меду, украшали их изюмом, цукатами и орехами. Особо старались украсить куличи.
Когда священник приближался к деревенской околице, жители били в колокол. Услышав этот звон, женщины выходили из домов с приготовленной для освящения едой. Выставлялся чан с водой, которой, после ее благословения, священник освящал яства. В наши дни, по крайней мере, в городах, такого уже не встретишь. Верующие сами приносят в храм небольшие образцы пасхальной еды, часть из которой принято оставлять для бедных и неимущих.

Крашеные яйца

Среди блюд, освящаемых в Великую Субботу, особое место занимают яйца. Яйцо издревле символизирует вселенную, солнце, землю, жизнь, плодовитость, возрождение, силу, противостоящую злым духам. Яйца было принято класть в гроб, чтобы душа умершего не блуждала после смерти. В древности яйцо являлось предметом религиозного культа. Считалось, что оно является началом всего, что его прообразом было огромное яйцо, появившееся из уст Всевышнего Бога. В древнеегипетские храмы яйца приносили для того, чтобы они хранили от несчастий. Славяне, первый раз выгоняя скот на пастбище, клали на пороге хлева яйцо, которое потом отдавали какому-нибудь бедняку с просьбой помолиться о том, чтобы животные были здоровыми. При строительстве дома в каждый его угол клали яйцу, чтобы они хранили от несчастий.
В христианской символике яйцо является образом Воскресения Христа, пробившего скорлупу смерти и воскресшего из мертвых. Традиция раскрашивания яиц восходит к глубокой древности: так, в частности, украшали яйца в Китае и Египте. О них упоминают Овидий и Плиний. С крашенными яйцами связано много легенд. Одна из них гласит, что первые расписанные яркими красками яйца подарила Пилату Матерь Божия, пытаясь спасти Своего Сына от смерти. В другом предании говорится, что некий бедняк нес корзину яиц на продажу, но, встретив Иисуса, несшего крест, помог Ему. После этого яйца покрылись чудесными узорами. Согласно третей легенде, капли крови Спасителя окрасили яйца в красный цвет, а от слез Марии скорлупа украсилась тонким орнаментом.
У восточных славян существовал специальный обычай "очищения" при раскрашивании яиц. Этим занимались обычно девушки или молодые замужние женщины, от которых ритуал требовал чистоты. Для защиты яиц от дурного глаза "нечистой женщины" как крашенные, так и белые яйца посыпали солью со словами: "Соль тебе в глаза, а камень - в зубы. Как земля не вредит воску, так пусть твои глаза не вредят яйцам". Скорлупу крашенных яиц было принято сжигать в печи, а не выбрасывать. Часто, однако, ее развешивали на плодовых деревьях, чтобы они лучше плодоносили. Крашенные яйца было принято дарить друг другу, а в случае, если парень дарил красочно украшенное яйцо девушке, это было равнозначно признанию в самых серьезных чувствах. И поныне невозможно представить себе Пасхи без разноцветных яиц.

Воскресение

Торжественная процессия, совершаемая на рассвете в воскресенье, и следующая за ней месса, называемая "резурекция", знаменовали начало пасхальных праздников, продолжавшихся прежде три дня. После богослужения все приветствовали друг друга словами "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!". Каждый спешил домой, чтобы занять место за праздничным столом. Трапеза начиналась с того, что все делились друг с другом освященным яйцом, произнося при этом слова пожеланий. Скорлупу этого яйца раньше было принято рассыпать по углам дома, что должно было охранить жилище от мышей и крыс. После яиц и ветчины наступала очередь колбас, которые раньше все готовили сами. Из-за того, что всякая работа на Пасху считалась серьезным грехом, подчас даже не разжигали огня, ограничиваясь холодными закусками. Блюдом, без которого стол не был бы праздничным, в Польше всегда считался бигос, который готовился уже за несколько дней до Пасхи, а потом многократно подогревался, чтобы довести его до необходимой кондиции. Его ели как горячим, так и холодным. Особым "деликатесом" крестьянской кухни был горох с капустой. Практически все пасхальное воскресенье было принято проводить за столом, поскольку в такой праздник даже посещение знакомых считалось неуместным.

"Мокрый" понедельник

Водная стихия с древнейших времен считалась магической, устрашающей и почиталась божественной. Славяне верили в то, что реки, ручьи и родники являлись обителью различных божеств. Им приносили жертвы, их чистоту боялись нарушить. Очищение водой было одним из основных весенних ритуалов славян. Вместе с принятием христианства в обычай вошло освящение воды в Великую Субботу. Ею окропляли верующих, ее забирали домой для защиты от злых сил. Однако и языческий обычай очищения водой сохранился в виде шутливого обливания друг друга на второй день Пасхи, в Светлый Понедельник, называемый также "мокрым". Несмотря на церковные запреты, обливание, сопровождающееся вымогательством подарков под угрозой принудительного купания, продолжались и дошли до наших дней, став одним из наиболее популярных молодежных развлечений, превосходящих зачастую всякое чувство меры

О. Владислав Клоц SDB
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ, № 14 (212), 4 апреля 1999 г.