Русские католики. Екатерина Абрикосова Печать E-mail

Предлагаем вашему вниманию перевод с польского записи сестры Иосафаты, терциарки ордена св. Доминика восточного обряда, впервые напечатанные в львовском ежемесячнике “Школа Христова” в 1938 году.
В 1936 году в Москве, в Бутырской тюрьме, умерла основательница и первая настоятельница общины сестер-доминиканок III Ордена восточного обряда в России — мать Екатерина Абрикосова. Вначале она занимала видное место в молодом католическом движении в Москве, но затем по идейным соображениям перешла в восточный обряд. Будучи признанной врагом советского строя, 13 лет провела она в различных тюрьмах, пока наконец в одной из них не закончила свою монашескую жизнь как истинная мученица за веру.
Анна Ивановна Абрикосова родилась в известной на всю Россию семье богатых московских купцов. Поначалу была православной. Закончив в Москве гимназию, она уехала в Англию, в Кембриджский университет. Через некоторое время вышла замуж за своего двоюродного брата Владимира Абрикосова. В декабре 1908 года в Париже после предварительной подготовки, полученной у викария прихода св. Марии Магдалины и настоятельницы сестер, работавших там, Анна Ивановна перешла в католичество. В 1909 году католиком стал и ее муж.

Подробнее...
 
Русские католики. Экзарх Леонид Федоров Печать E-mail
"Христиан было множество, этапы и могильники, —
кто сочтет эти миллионы? Они погибли безвестно,
освещая, как свеча, только в самой близи от себя".
А. Солженицын. “Архипелаг ГУЛАГ”.


После марта 1917 г. на территории бывшей Российской империи наступила короткая весна духовной свободы. Временное правительство приняло декрет о свободе вероисповедания. 8 августа 1917 г. была официально признана Католическая Церковь восточного обряда. Впервые после стольких лет гонений греко-католики России получили возможность свободно исповедовать свою веру.
Последняя русская католическая епархия восточного обряда была рассеяна в 1875 г. Место греко-католического епископа в Холме (ныне г. Хельм в Польше) было передано царским правительством православному епископу. С этого момента русские католики, так называемые униаты, официально перестали существовать. Они не имели возможности обращаться даже к католическим священникам латинского обряда, которым было строжайше запрещено совершать таинства над этими несчастными людьми. Если священник все же преступал это запрещение, его изгоняли, а церковь его закрывалась.

Подробнее...
 
Русские католики. Иван Сергеевич Гагарин Печать E-mail

Это очерк о крупнейшей фигуре в истории русского католичества И. С. Гагарине, написанный его младшим собратом по ордену иезуитов о. Павлом Пирлингом и опубликованный в “Биографическом словаре”.
Гагарин, князь Иван Сергеевич, иезуит, сын князя Сергея Ивановича, родился в Москве 20 июля 1814 года. Мать, княгиня Варвара Михайловна, рожденная Пушкина, судя по ее письмам к сыну, отличалась искренним благочестием и стойким характером. Под ее надзором Иван Сергеевич воспитывался в тесном домашнем кругу. При нем состоял наставник - француз. С ранних лет Иван Сергеевич недолюбливал детские игры, был склонен к задумчивости; всю жизнь избегал шумных развлечений, редко танцевал, не играл в карты. Только однажды случилось ему выиграть 5000 рублей, он тут же их проиграл и навсегда покончил с картами.
В 1831 году он поступил студентом в Главный Архив Иностранных дел под начальство Малиновского. 1 сентября 1832 года, сдав экзамен в университет, Иван Гагарин был произведен в актуариусы, а в следующем году, 4 мая, причислен к миссии в Мюнхене, где его дядя, князь Григорий Иванович, женатый на Е. П. Соймоновой, сестре С. П. Свечиной, был посланником. Замечательны советы, данные ему матерью при вступлении в свет, о выдержке, самообладании, постоянстве, любви к труду, изучении наук, относящийся преимущественно к нравственным обязанностям.
С этих пор начинается умственная, всесторонняя деятельность Ивана Сергеевича. Служба не мешала научным занятиям. Он много читал с пером в руках, изучал свод законов под руководством юриста, греческих классиков под руководством филолога, бывал у Шеллинга и у других знаменитостей. В Мюнхене он сблизился со своим товарищем Ф. И. Тютчевым, первым оценил его поэтические дарования, привез его стихи в Петербург, сообщил Вяземскому, Жуковскому, Пушкину, бережно хранил их долгое время и передал, наконец, И. С. Аксакову для напечатания в “Русском архиве” 1879 года.

Подробнее...
 
Русские католики. Владимир Сергеевич Печерин Печать E-mail

— Вчера я видел Печерина.
Я вздрогнул при этом имени.
— Как, — спросил я, — того Печерина? Он здесь?
— В иезуитском монастыре. Св. Мери Чапель в Клапаме.


Этот диалог, состоявшийся в апреле 1853 года, цитируется по “Былому и думам” Александра Герцена. Это он вздрогнул при имени Владимира Печерина.
В середине 1835 года, вернувшись из заграничной командировки и сдав экзамен на звание доктора наук, 27-летний Владимир Печерин был назначен экстраординарным профессором греческого языка и древностей Московского университета. Осенью m зимой он с блестящим успехом читал лекции и мечтал бежать — во что бы то ни стало бежать из России. Летом 1836 года он навсегда ее покинул.

Подробнее...
 
Русские католики. Михаил Лунин Печать E-mail

Его гусарская молодость была наполнена подвигами, о которых позднее с большой охотой вспоминают мемуаристы, но умалчивает сам Лунин.
Вот он стреляется на очередной дуэли. Дважды палит он в воздух, а его противник, будущий шеф жандармов Алексей Орлов, в бешенстве целит ему в голову и... простреливает шляпу. А Лунин хладнокровно командует: “Выше, ниже”.
Вот он пугает медведем и собаками мирных жителей, имевших несчастье поселиться с ним по соседству на Черной речке в Петербурге.
Вот он с группой таких же удальцов подплывает на шлюпке к императорскому дворцу и под окнами самой императрицы распевает серенаду.
Вот он, единственный из офицеров , кавалергардского полка, которых оскорбил великий князь Константин, осмеливается принять его вызов. Дело замяли, и дуэль не состоялась. Друзья считали, что в опасностях разного рода Лунин находил наслаждение и полагал безопасность более для себя гибельной.

Подробнее...
 
Русские католики. Священник Сергий Веригин Печать E-mail

Кто из воспитанников Греческого колледжа в Риме выпуска 1907 г. не знал отца Сергия Веригина, протоиерея византийско-славянского обряда? Высокий, стройный, с копной густых, не знавших ножниц волос, с длинной, всегда неподстриженной бородой, в безукоризненной рясе и камилавке, отец Сергий являя собой как бы живую проповедь и византийскую суровость.
Кто не помнит те торжественные и длинные службы на Святой Неделе, на Пасху, на Троицу, при рукоположениях в церкви св. Афанасия, в которых кроме отца Сергия участвовали архимандрит Ладикос, священник Грека-Православной Церкви Никола Франко, отец Кирилл Королевский и все священнослужители византийского обряда, сколько их ни находилось в то время в Риме? А вопросы, которые, пользуясь случаем, задавали воспитанники отцу Сергию: о способах отправления служб, о почитании святых и еще о многом другом?..
Родился о. Сергий 24 марта 1868 г. в Любляне Словенской. Его родители происходили из древних русских дворянских родов.

Подробнее...
 
Русские католики. Протоиерей Александр Сипягин Печать E-mail

Просматривая списки духовенства Тираспольской епархии за последнее предреволюционное десятилетие, с некоторым изумлением обнаруживаешь в ряду немецких и польских имен священника с русской фамилией. Известно о существовании в те годы общин русских католиков в Петрограде и Москве. Однако это были общины восточного обряда, а их пастыри — восточные католические священники принадлежали к духовенству Могилевской архиепархии.
Русское католическое духовенство латинского обряда существовало за границей, а состав его можно было пересчитать по пальцам одной руки. Присутствие русского католического священника латинского обряда в дореволюционном штате Тираспольской епархии представляется фактом уникальным. Это исключительное событие, безусловно, заслуживает особого внимания и обращает нас к разговору об интереснейшей судьбе этого человека.
Александр Сипягин родился 17 августа 1875 г. в городе Тифлисе, в дворянской семье[1]. Отец будущего протоиерея был видным военным, имел звание генерала, служил в штабе и был Георгиевским кавалером. Мать Александра Сипягина по происхождению была полькой и в девичестве носила фамилию Гурская.

Подробнее...
 
Почему я стал католиком. Йозеф Ратцингер, 1971 год Печать E-mail

Эссе, написанное в 1971 году за 7 лет до того, как монсеньор Йозеф Ратцингер стал кардиналом

Размышляя о Католической Церкви, мы можем сравнить ее с луной, и не только в силу связи между луной и женщиной (как матерью), но также потому, что луна не обладает своим собственным светом. Она получает свет от солнца, без которого воцарилась бы полная тьма.
Луна сияет, но ее свет не принадлежит ей. Лунные зонды и астронавты увидели, что луна есть ничто другое как каменистая пустошь, подобная пустыне. Они видели скалы и пески, картину, разительно отличающуюся от того образа, который сложился у нас с древних времен. Луна сама по себе - ничто иное как скалы и пески, но она отражает свет.
Это ли не точный образ Церкви? Любой, кто изучает ее и углубляется в нее, также, как и на Луне, ничего не откроет, кроме пустыни, песков и скал - человеческих слабостей, напоминающих пыль, камни, запустение. Однако неоспорим тот факт, что, даже если она есть ничто иное как пески и камни, также, милостью Господней, она есть Свет.
Я католик потому, что я верю, что сейчас, как и в прошлом, независимо от нас, Господь поддерживает Церковь, и мы не можем пребывать подле Него, не пребывая в Его Церкви. Я принадлежу Католической Церкви, ибо вопреки всему я верю, что это Его Церковь, а не "наша".
Это Церковь, которая вопреки всем человеческим несовершенствам, существующим в ней, приводит нас к Иисусу Христу. Только посредством Церкви могу я обрести Его - живого и могущественного, существующего здесь и сейчас. Без Церкви образ Христов рассеялся бы, пошел бы прахом и исчез. И что стало бы с человечеством, лишенным Христа?

Подробнее...
 
Петр Сахаров: Мне кажется странным, когда выбор религии или конфессии подчинен этнической принадлежности Печать E-mail

Петр Дмитриевич Сахаров недавно дал интервью французскому журналу "La Maison-Dieu", перевод которого на русский язык он опубликовал в своем блоге. Мы с радостью помещаем его и на нашем сайте в надежде на добрые плоды, которые этот текст может принести читающим.

1. Сперва вы интересовались театром, а затем стали изучать восточные мифологии. При том что марксистская идеология оставалась в силе, было ли это свободным выбором?

Да, это был свободный выбор. При советской власти студентам и ученым, занимающимся гуманитарными науками (за исключением лингвистики), было почти невозможно избежать идеологии. Невозможно было изучать какую-то тему, касающуюся новейшего времени, – будь то исторические события XX в., любой писатель, композитор, архитектор и т.п., – не снабжая свое исследование сугубо идеологической интерпретацией. Даже если тема касалась XIX в. – например, драматургии Пушкина или Гюго, – от вас требовалось то и дело уточнять, что в их драматических произведениях было «прогрессивным» с марксистской точки зрения, а что «реакционным». Чем более древним был предмет ваших исследований, тем свободнее вы оказывались от идеологических коннотаций. Вот почему я постарался выбрать какую-нибудь очень древнюю тему. Будучи студентом Института театрального искусства в Москве, я узнал, что одним из самых древних в мире театров был индийский. Я стал учить санскрит, и моя дипломная работа была посвящена санскритской драме. Позже я продолжил изучение санскритской литературы и выбрал в качестве основного предмета пураны – средневековые индуистские тексты, содержание которых в немалой своей доле было мифологическим, – потому что эта группа текстов оставалась еще очень мало известной индологам как в моей стране, так и во всем мире.

Подробнее...
 
<< Начало < Предыдущий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Далее > Конец >>

Живое слово

Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее



Баннер