В ожидании Господа Печать E-mail

Наверное, вы представляете себе, каково путешествовать ночью - вы идете и идете, глаза с тоской и надеждой обращены в сторону маленького огонька, туда, где вас ждут. Как трудно в темноте верно определить расстояние! Может быть, до пункта назначения вам осталось всего несколько метров, а может быть - несколько километров.
Так же чувствовали себя пророки, ожидавшие спасения человечества: сколько времени ждать прихода Мессии - сто, двести, пятьсот? Однако они знали, что с Его пришествием возродится семя Давида; наконец-то будет найден ключ от дверей темницы, а огонек, мерцающий вдалеке, на горизонте, навсегда рассеет тьму.
Подобного состояния духа Церковь требует от своих чад. Когда Мессия пришел на землю, оказалось, что немногие Его действительно ждали. "Пришел к своим и свои Его не приняли" (Ин 1,11). Многие "проспали" решающий час не только своей жизни, но и самого существования мира. "Бодрствуйте на всякое время!" - призывает нас Господь в сегодняшнем Евангелии. "Пробудитесь!" - повторяет за Ним св. Павел.

Подробнее...
 
Адвент: остановиться, оглянуться... Печать E-mail

Господь в премудрости Своей сотворил времена года так, чтобы дары и благословения каждого из них были намеком на те, что принесет нам следующее. Весна - начало новой жизни, сама же жизнь обретает зрелость летом. Осень приносит полноту, которая уступает место долгому зимнему отдыху.
Церковь установила перетекающие друг в друга времена литургического года. Наступил Адвент. Что он принесет нам такого, что могло бы стать основой Рождества? И что даст нам Рождество такого, что бы осталось с нами на все рядовое время?
Часто наш Адвент - это безумная беготня в приготовлениях к одному-единственному декабрьскому дню. Празднование Рождества похоже на всплеск, за которым следует мертвый штиль усталости и равнодушия. Порой мы даже рады, что все наконец кончилось и мы можем вернуться к обыденной жизни.
Относясь так к Адвенту и Рождеству, мы многого себя лишаем. Давайте лучше попробуем в полноте почувствовать всю их насыщенность.
Какова духовность этого времени? Как провести его, чтобы обрести его дары?

Подробнее...
 
Готовимся к светлому празднику Печать E-mail

...Обычная жизнь, которая нас окружает, часто безрадостна и трудна, особенно сейчас. Иногда она кажется нам безвыходной.
Адвент означает будущее. История еще не закончилась. Не все останется так, как есть, что-то новое стоит перед нами, ждет нас. Но это совсем не значит , что нужно из суровой реальности бежать в прекрасные мечты. Христос никогда не учил нас бегству от жизни. Напротив, предостерегал: "Бодрствуйте!". Это значит - трудитесь, чтобы ваше время становилось светлее, человечнее - и одновременно ближе к Богу.

Подробнее...
 
Праздник всех грешников Печать E-mail

Праздник Всех Святых, отмечаемый Католической Церковью 1 ноября, есть и праздник всех грешников. В праздники Господни, как бы ни согревал Спаситель наше сердце, все же поскрипывает человек: легко бремя Евангелия, но и его нам тяжело нести. Чем больше Рождество и Пасха, Вознесение и Преображение  становятся событиями нашей личной, внутренней жизни, чем более освящают душу, тем более высвечивают её грязь и несовершенство.
Хорошо и благочестиво почитать какого-либо великого святого, особенно интересуясь подробностями его жизни. Внимание к святому есть внимание к человеку. Пока мы рассматриваем благостный образ, святой кажется нам человеком из другого мира, у которого и жесты какие-то особо изящные, и взгляды ангельские. Но чем больше мы знаем о святом, тем лучше понимаем, что он из того же теста, что и мы, грешные, а значит, и у нас есть шанс. Только и такое почитание святых может не вдохновлять, а повергать в уныние, ибо напоминает: тесто одно, да выпечка разная. Обидно: вроде бы все то же самое. Но сколько же в жизни мгновений, когда святой повернул направо, а я - налево...
День Всех Святых дарит особое знание о святых, особый оттенок надежды, особое вдохновение, ─ если, конечно, мы зримо попытаемся представить себе, насколько же все святые разные. Призвания святых повторяются, люди не повторяются никогда. Грехи у святых совпадают, личности не совпадают никогда. Недостатки Карла Великого (почитавшегося святым на Западе вообще и в наши дни в Аахене) есть в точности недостатки Константина Великого (почитавшегося и почитаемого по сей день на Востоке), Димитрия Донского, Людовика Святого. Как императоры и князья они одинаковы, как святые - разные.

Подробнее...
 
Поминовение усопших. Осмысление традиции Печать E-mail

"Я поминаю, следовательно, существую" - вот формула жизни. Декартовское "познаю, следовательно, существую" (или хотя бы неточное русское "мыслю, следовательно, существую") есть величайшая абстракция в самом худшем смысле слова.
Человек есть существо поминающее и потому понимающее. В России это забылось почти начисто из-за атеизма. Поминки превратились в экзотическое событие, чуть ли не пережиток феодализма в сознании, стали  поводом для выпивки и закуски. Настоящее поминовение первично по отношению к еде. Совершенно фантастическим образом это проявлено в языке: "поминать" есть слово из древнейшего, очень лаконичного запаса индоевропейского языка, отражающего самые первичные человеческие потребности.

Подробнее...
 
Что происходит во время и после смерти? Печать E-mail

Последний месяц литургического года начинается с двух особых дней поминовения: 1 ноября – торжество Всех Святых; 2 ноября – поминовение Всех усопших верных. «Сегодня ты живешь, а завра – уже нет: неизвестно, когда наступит твой смертный час, но очевидно, что это случится», - напоминает Учитель Церкви, святой Антоний Падуанский (XIII век).
Предлагаем Вам в день поминовения Всех усопших верных поразмышлять в свете учения Католической Церкви о смерти, посмертной судьбе человека и о том, что происходит в минуту умирания и после окончания нашего земного странствия.

Как появилась смерть?

Смерть, в том виде, в каком мы переживаем ее сегодня, не была угодна Богу и не сотворена Им. Смерть вошла в мир как следствие грехопадения наших прародителей, Адама и Евы. То есть, она есть «возмездие за грех» (Рим 6,23).

Каков смысл смерти?
•    Сегодня налицо нередко стремление обойти молчанием либо вовсе искоренить эту реалию жизни человека. Сама мысль о смерти вызывает тревогу. Люди безрассудно полагают, что ее можно отсрочить или даже победить. Но в действительности смерть неотвратима; она настигает и может настичь в любую минуту человека любого возраста и любого положения.
•    Для любого человека смерть это:
- неизбежность нашего человеческого бытия: смерть присуща человеческому состоянию
- окончание земной жизни
- врата, затворяющие мир живых, но открывающие иной мир: смерть – не конец всего
- призыв мудро и правильно распоряжаться предоставленным нам временем
- возможность сделать так, чтобы все люди были равны не на словах, а действительно, независимо от своей социальной принадлежности, экономических условий и культурных дарований.
•    Для христианина смерть освещена Словом Божьим, свет Которого просвещает и утешает нас. Поэтому смерть превращается в:
- окончание жизни человека как времени, отпущенного для того, чтобы принять либо отвергнуть любовь Бога во Христе
- начало вечной жизни, то есть новой и бесконечной жизни, начинающейся после жизни земной
- встречу с Богом, Отцом, но и Судьей
- возможность засвидетельствовать о своем послушании Отцу и о Своей любви к Нему, по примеру Христа.

Подробнее...
 
Вопрос - ответ. Когда настанет конец света? Печать E-mail
Что думают о последних днях католики и другие христиане?
Марк Рубинов, Москва

Согласно учению Католической Церкви, конец света рано или поздно настанет, но переломный момент уже был. Мы переживаем последние дни. Это - не лозунг Свидетелей Иеговы. Это - часть официального учения Католической Церкви. Никого не должно удивлять, что католики веруют во Второе пришествие. Каждый раз, исповедуя веру во время мессы, мы провозглашаем Иисуса, "грядущего с славою судить живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца".

Удивительно то, что Церковь полагает, что последние дни мы переживаем вот уже две тысячи лет - с тех самых пор, как Иисус воскрес из мертвых. Этот период - от воскресения до повторного пришествия в славе - Церковь и называет последними днями.

Подробнее...
 
Вопрос - ответ. О торговле индульгенциями Печать E-mail

Что значит торговля индульгенциями?

Анонимный вопрос, присланный на сайт "В свете Евангелия"

Вопрос об индульгенциях, ставший столь важным в XVI веке с момента обнародования 95 тезисов Мартина Лютера, положивших начало Реформации, по сей день актуален и значителен, даже если у современного католического богословия он не вызывает особого интереса.
Речь идет об обрядовой практике, вновь предложенной недавно в выступлениях пап: Иоанн Павел II сделал ее одним из самых торжественных предложений Юбилея 2000 года, повторив его к Году Евхаристии 2004-2005, завершенному на Синоде епископов его преемником Бенедиктом XVI, который, в свою очередь, вновь предложил индульгенцию по случаю своей первой официальной поездки в Кёльн на Всемирный день молодежи, и затем неоднократно к ней обращался.
Что касается содержания, то сегодня католическое учение об индульгенциях не отходит от пояснений, которые дал еще Тридентский Собор (1545-1563) в ответ на лютеранскую критику и во исправление явных злоупотреблений со стороны католиков того времени. Собор постановил, чтобы сокровище индульгенции предлагалось верным благочестиво, свято и целомудренно, «дабы все воистину поняли, что эти небесные сокровища Церкви раздаются не для того, чтобы извлекать из них доход, а ради благочестия» ("ut tandem caeleste hos Ecclesiae thesaurum non ad quaestum, sed ad pietatem exerceri omnes vere intelligant" Трид. Соб. Сесс. ХХI, De reform., 9).
Злоупотребления в католической практике индульгенций в тот исторический период касались двух моментов:
- ошибочного представления о том, что отпущение временной кары освобождает и от вины, заменяя Таинство исповеди, и
- денежных сборов, связанных с индульгенциями.

Подробнее...
 
Тайна смерти и сияние Воскресения Печать E-mail

"Перед современной эволюцией мира все больше тех, кто величайшие основные вопросы или задают, или их переживают с новой остротой: что такое человек? Каков смысл страдания, зла, смерти, которые продолжают существовать, несмотря на столь большой прогресс? К чему все эти победы, приобретенные такой ценой? Что следует после этой земной жизни?" (II Ват., РН 10).
Эти вопросы занимают центральное место в истории религий, и любая из них - когда-либо существовавшая или существующая ныне - пытается дать на них свой ответ.
Скажем, культ предков очень значим в африканских религиях, так как выражает самую суть того, что создает человеческое сообщество, которое участвует в жизни и в цикле смерть-жизнь и, в то же время, возвышается над ним, образуя некое родство, особую связь с божеством. Культ предков утверждал бессмертие семьи в широком смысле этого слова, т. е. семьи, состоящей из предков, из живущих ныне и из будущих членов данного рода.

Подробнее...
 
<< Начало < Предыдущий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Далее > Конец >>

Живое слово

Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее



Баннер