Великий Пост многих из нас застает врасплох, как это ни забавно, – ведь он так же предсказуем, как день рождения или полнолуние.
Возможно, это потому, что мы в принципе не готовы ни к какому покаянию и умерщвлению нашего закоснелого "я". Мы второпях ставим перед собой какие-то задачи – и не выполняем их...

Нужен своего рода план, тщательно продуманная программа действий, которые помогли бы нам, с одной стороны, улучшить собственную жизнь, с другой – приблизиться к Богу. Не нужно строить глобальных планов – когда становится трудно, замыслы, запланированные "с размахом" погибают легче всего. Кроме того, как сказала одна мудрая женщина: "Если я взвалю на себя слишком тяжелое покаяние, я сама стану средством покаяния для окружающих". Лучше сосредоточиться на 1-2 задачах, которые позволят нам испытать радостное удовлетворение, когда мы подойдем к алтарю в скорое уже пасхальное утро.

Пост и воздержание

Это традиционная великопостная практика, успех которой зависит от силы нашей воли. Некоторые отказываются от сладкого, спиртных напитков и прочих удовольствий сравнительно легко, тогда как для других это невероятно трудно. Но неужели мы должны быть судимы из-за сильной или слабой воли? В чем смысл этой практики? Это просто воздаяние за грех? В какой-то степени, да, но пост может быть также очень глубокой молитвой, особенно, если мы совершаем ее ради другого человека. У меня есть знакомый, который нередко постится за тех своих друзей, кому предстоит операция или экзамен. Он говорит, что поститься гораздо легче, если перед глазами стоит лицо близкого человека, нуждающегося в молитвенном предстательстве.

Изменение убеждений

Можно отказываться и от других вещей – например, от определенных установок и предубеждений, мешающих нам жить. Одна молодая женщина, например, решила в течение 40 дней не говорить гадостей про мужчин. "Я замужем за человеком, которого я очень люблю, мои самые лучшие друзья - мужчины, и тем не менее, я усвоила негативные установки, которые влияют на всю мою жизнь, – объясняет она. – Мои ядовитые замечания и жалобы отравляли мое восприятие и обижали близких мне людей". Во время Великого Поста она сдерживалась, чтобы не "озвучить" свои мысли, и с изумлением увидела, насколько разительны произошедшие с ней внутренние перемены. А что мешает нам полностью владеть своей жизнью? Что причиняет боль людям, которых мы любим? Может быть, мы "зациклены" на деньгах, слишком критичны, не прочь посплетничать? Эмоциональное воздержание может быть ничуть не более легким, чем воздержание от пищи, а Пост может являться лучшим временем, для того, чтобы избавиться от вредных установок.

Милостыня

Как говорят люди, дающие милостыню регулярно, подаяние должно исходить от щедрого и благодарного сердца. Мы отдаем Богу и его народу часть того, чем Он нас одарил. Это еще и акт веры, потому что подаяние приносится и в благополучные времена, и в тяжелые, когда давать и легко, и невыносимо трудно. Те, кто подают милостыню, утверждают, что Бог заботится обо всех их нуждах, и что с тех пор, как они начали подавать милостыню, в их сердцах воцарился мир. Настоящее подаяние должно составлять десятую часть нашего дохода, которая обычно делится поровну между приходской церковью и другими получателями, включая нищих на станции метро. Для многих это может стать нелегкой задачей. Если мы колеблемся, то Великим Постом как раз можно попробовать отложить некоторую часть нашего дохода и решить, на что и кому мы хотим ее пожертвовать. Это в первую очередь решение ради Господа, которому мы доверяем заботиться о наших материальных потребностях. Когда закончится Пост, можно продолжать и развивать то, что начато в этот период.

Жертва времени

Подаяние у всех бывает разным, в зависимости от дохода и материального положения. Но все мы располагаем одним и тем же временем – 24 часа в сутки. Часть этого времени также можно "пожертвовать", чтобы провести его с Богом. Для начала можно отмерить 10 процентов нашего обычного дневного времени (это чуть больше полутора часов) и подарить их Ему. Как провести это время? Если посещать мессу, то большая часть его пройдет на богослужении. Еще часть можно потратить, регулярно навещая больных. Можно петь в церковном хоре, учить внуков катехизису, работать добровольцем в благотворительной программе. Но весьма вероятно, что большую часть нашего свободного времени мы смотрим телевизор или болтаем по телефону. Или, наоборот, жизнь наша настолько перегружена обязательствами, что для Бога времени просто не остается. Первое, что мы должны сделать, - это попросить Бога, где и как найти время для общения с ним. Потом нужно лишь послушаться этого "тихого внутреннего голоса", который предлагает нам поставить будильник на полчаса раньше или выключить телевизор и открыть Библию. Второе – попытаться найти способ общения с Богом во время других занятий. Например, если я люблю гулять, то каждый вечер, совершая уединенную прогулку, я могу прочесть Розарий и затем поговорить с Богом о том, что известно только нам одним. Многие читают христианскую литературу, добираясь на работу в метро. Другие слушают духовную музыку или библейские чтения. Одна моя знакомая переписывается с заключенными. Как денежное подаяние можно предназначить для разных целей, так и время можно пожертвовать в зависимости от наших талантов, образа жизни и потребностей.

Духовное чтение

Удивительно, что у многих католиков дома есть Библия, но вспоминают они о ней только тогда, когда с нее необходимо стереть пыль. Именно во время Великого Поста можно наконец найти 15-20 минут для чтения. Можно начать с Псалмов, в которых отражены все эмоции, которые мы когда-либо испытали или испытаем. Можно взяться за те книги, до которых никогда руки не доходили - и будьте уверены, что читаете письмо, которое написал вам Бог. Духовное чтение может включать в себя и христианские журналы, и книги, которые мы хотели прочесть прежде, но "как-то все не получалось".

Примирение

Одна моя знакомая очень долго была в ссоре с братом. Когда в Пепельную Среду она пришла в храм, то, по ее словам, почувствовала себя лицемеркой. "Я вернулась домой, собралась с духом, позвонила ему, честно сказав, за что я на него сердилась, и предложила помириться". Брат был очень тронут и охотно пошел ей навстречу. "У меня ведь тоже Великий Пост", – мягко сказал он сестре. Не все попытки исправить испорченные отношения бывают столь же успешными, но попробовать мы обязаны. Непрощение, гнев и напряженность могут помешать нашему духовному исцелению. Во время поста можно решиться стать миротворцами. Для этого не так уж много нужно – открытка "Помню о тебе", телефонный звонок, приглашение в гости. Результат – в руках Божиих. Если мы в мире с Ним, все наши отношения постепенно наладятся.

Пост – время неисчерпаемых возможностей. Нужно только решиться воспользоваться этим богатством. Давайте скажем "да" переменам и росту и приближающейся пасхальной радости.

о. Ежи Ягодзинский, SVD

«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», № 11 (209), 14 марта 1999 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...