Мне кажется, что в Церкви существует двойной стандарт по отношению к женатым священникам. Я всегда был согласен с Учением Церкви о том, что священнику нельзя жениться. Однако сейчас, например, англиканские женатые священники, которые обращаются в католичество, могут стать католическими священниками, оставаясь при этом женатыми. Как бы вы это объяснили?
Б. Левандовский


Прежде всего необходимо отметить, что выражение "священнику нельзя жениться" не вполне точно отражает суть церковного учения по этому вопросу. Целибат, или безбрачие, не является необходимым условием священства. Писание рассказывает нам, что у св. Петра, которого, наверное, по праву можно назвать первым священником после Иисуса Христа, была теща. Прямых упоминаний о жене Петра нет, и мы можем лишь предполагать, что она либо умерла еще до встречи Петра с Иисусом, либо они разошлись по обоюдному согласию.


У большинства людей сложилось превратное мнение, что Церковь нарочно изобрела целибат и принудила к нему священников. Но это представление далеко от действительного развития событий. В четвертом веке в Церкви существовала практика поставления людей, не облеченных священническим, диаконским или епископским служением, в иподиаконы. Это не было таинством, однако поставление в иподиаконы предполагало безбрачие кандидата. С чисто практической точки зрения наличие иподиаконов значительно облегчало миссионерскую деятельность Церкви. Когда иподиаконат стал необходимым предварительным этапом на пути к священству, это значило, что в распоряжении Церкви появилось множество людей, живущих религиозной жизнью, которые могли пойти, куда бы их ни послали, и при этом не испытывали нормальных для женатого человека проблем - например, как прокормить семью. С тех пор Церковь всегда пыталась сохранить практику безбрачия - с большим или меньшим успехом в зависимости от времени и места.
Что касается волнующего вас вопроса о женатых англиканских священниках, то их существование поясняет тот факт, что целибат в идеале - дело совершенно добровольное. В принципе, это попытка вести как можно более интенсивную духовную жизнь. Настаивая на безбрачии католического духовенства, Церковь в первую очередь поощряет разного рода способы личного освящения, а вовсе не решает, кто может, а кто не может быть священником. Выбор пути освящения - за самим человеком. Поскольку священники, о которых вы пишете, никогда не выбирали путь безбрачия, Церковь нашла возможным рукоположить их. То же самое практикуется и в восточных Церквах.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...