Здравствуйте, уважаемые сотрудники редакции "Свет Евангелия"! Меня зовут Елена. В католический храм хожу сравнительно недавно. Помню, что при подготовке к таинству покаяния нам сестры много раз говорили о "тайне исповеди". Однако у меня все-таки остаются некоторые неясности. Во-первых, на кого распространяется тайна исповеди, вернее, не нарушаю ли я сама тайну исповеди, пересказывая потом друзьям все, что я там сказала и услышала от священника? И еще, не нарушает ли священник тайну исповеди, если говорит на проповеди что-нибудь типа: "Мне часто исповедуются в грехе богохульства. Я накладываю такую и такую епитимью"...
Заранее благодарю за ответ.
С Богом!
Елена, г. Саратов


Тайну исповеди обязан соблюдать, прежде всего, священник либо под угрозой анафемы либо под угрозой запрета служения.

Насколько мне известно, в истории Церкви подобных преступлений пастыри не совершали, как об этом часто пишут в популярных псевдо-исторических романах. Зато все верующие чтут память святых мучеников, принявших смерть из-за отказа раскрыть тайну исповеди, например - св. Иоанна Непомуцкого. Ни в одной цивилизованной стране законодательство не требует от священника заявить в соответствующие органы на преступника, исповедовавшего свой грех.
Также тайна исповеди распространяется на переводчика, хотя в наши дни уже нетрудно найти священников, знающих или хотя бы понимающих несколько языков. Для совершения таинства исповеди важнее раскаяние кающегося и его желание сказать правду о грехах, так как прощает его, конечно Бог, а не священник.
Наконец, тайну исповеди должен хранить человек, ненамеренно услышавший то, о чем говорит кающийся.


Тайна исповеди касается лишь грехов, совершенных кающимся, а не деталей, обстоятельств, например, не будет грехом если священник скажет, кто когда был у него на исповеди. Анонимные казусы, услышанные на исповеди, священник может использовать в качестве примеров на проповеди, не сообщая при этом никаких подробностей, чтобы не зародить в верующих подозрение или догадку, о ком идет речь.
Тайна исповеди не распространяется на кающегося, поэтому он может безбоязненно рассказывать после исповеди о своих грехах и наставлениях духовного отца как своим друзьям, так и другому священнику.

Отвечал о. Владислав Клоц SDB

СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№ 13 (259), 26 марта 2000 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...