Начало
Храм св. Станислава, епископа и мученика, был построен в 1823-1825 гг. на углу улиц Мастерской и Торговой (ныне - ул. Союза Печатников, 22) по проекту итальянского архитектора Давида Висконти. При составлении проекта архитектор использовал старые стены домовой часовни митрополита Станислава Сестренцевича-Богуша, пожертвовавшего на строительство деньги и землю, на которой жил. 7 мая 1825 года новый храм был освящен митрополитом. По прошествии полутора лет под его сенью нашел свой последний приют 95-летний владыка. В 1857 г. архитектором Иосифом Шарлеманем была устроена маленькая часовня над саркофагом покойного митрополита (к сожалению, до настоящего времени она не сохранилась). Новый приход был образован 16 марта 1828 г. для окормления бедных и больных стариков, которые не могли самостоятельно посещать церковь св. Екатерины, расположенную на Невском проспекте. В 1830 г. в приходе св. Станислава насчитывалось 1500 прихожан, в 1855 г. - 5110, а в 1917 - 10200.
Уездное училище
С храмом св. Станислава было тесно связано уездное училище имени митрополита Богуш-Сестренцевича (т. н. Сестрженцевичево уездное училище), в которой обучались небогатые дети католического вероисповедания. Средства на содержание учебного заведения, позволившие ему просуществовать около ста лет, были также завещаны покойным митрополитом. Училище было создано указом Сената от 13 апреля 1827 г., а в декабре 1829 г. оно распахнуло свои двери для учащихся.
В 1841-1842 гг., по проекту архитектора Корсини, было выстроено особое здание для школы по адресу: ул. Мастерская, 9. Обучение было бесплатным и состояло из курса, рассчитанного на 4 года, который соответствовал общему положению для приходских училищ. Преподавательской работой первоначально занимались отцы-пиаристы. Школа находилось в ведении попечителя петербургского учебного округа. В 1827 г. в четырехклассную школу приняли несколько десятков бедных детей. В середине XIX в. в ней училось уже 80 ребят. В 1862 г. были произведены преобразования, в результате которых учебная программа стала соответствовать 4 нижним классам гимназии. В1910 г. статус школы повысился - она стала приходским уездным училищем. В 1917 г. было уже около 200 учеников.
Горестный XX век
После издания Манифеста о веротерпимости в 1905 г. в течение трех лет в приходе св. Станислава в лоно Католической Церкви было принято 150 человек. После революции 1917 года церковь св. Станислава оставалась одной из немногих действующих церквей Петрограда. Вот лишь некоторые сведения, касающиеся жизни прихода после большевистского переворота 1917 г.
В 1919 г. по инициативе священника Павла Ходневича в церкви стали проповедовать на русском языке, а также совершать особые богослужения для русских католиков. В июне 1922 г. в рамках всероссийской кампании конфискации церковного имущества большевиками были изъяты из храма все ценные предметы.
Впервые церковь закрыли в декабре 1922 г. На требование власти покинуть храм верующие ответили пассивным сопротивлением, не желая оставлять святыни. Кроме того, сопротивление оказал викарий прихода о. Эдуард Юневич. Когда утром, во время совершения литургии, ему стало известно, что пришла комиссия с целью закрытия церкви и ждет окончания богослужения, - пастырь поступил неожиданно: оставался в алтаре до самого вечера, пока раздраженные милиционеры не вошли в храм и не вывели его силой. Сопротивляясь, священник заявил, что не покинет церкви, выйти же должны, причем немедленно, сами милиционеры. За это Юневич был впоследствии арестован и осужден, во время Московского процесса 1923 г., на 10 лет лагерей, с конфискацией имущества. 7 июня 1923 г. ключи от храма все же вернули настойчивым прихожанам.
13 ноября, в день св. мученика Иосафата, о. Алексием Зерчанино-вым была соверешена литургия по восточному обряду. Вечером того же дня о. Павел Ходневич произнес несколько прекрасных слов об Унии. После мессы прихожанка Юлия Петровна Данзас, лектор Петроградского Университета и директор "Дома ученых", сделала доклад "Историческое известие о св. Иосафате", за что была арестована по возвращении домой.
До 1924 г. в бывшем здании гимназии им. Сестренцевича, невзирая на трудности и препятствия, чинимые большевистской властью, действовала школа катехизации, которую посещало от 50 до 60 слушателей. Преподавали в этой школе не только священники, но и миряне.
В середине 1920-х годов при церкви св. Станислава образовался молодежный кружок, объединявший хористов католических приходов Петрограда. Три раза в неделю они собирались под предлогом проведения совместных спевок и танцев для углубления религиозного образования. На подобные конспиративные собрания часто приходили священники и проводили катехизацию. Но в начале 1930-х годов участники кружка были арестованы. Выглядело это следующим образом: вечером, 8 мая 1931 г., после престольного праздника св. Станислава, началась акция ликвидации католического актива в Ленинграде, во время которой было арестовано 50 человек. Большую часть задержали на Мастерской ул., 9, во время собрания. Священник Стефан Войно был арестован прямо в храме. В июне того же года задержанные были осуждены на три года ссылки за контрреволюционную деятельность, а священника приговорили к 10 годам лагерей.
10 октября 1934 г. вышло постановление о закрытии храма св. Станислава. Еще год продолжалось сопротивление прихожан, но 5 ноября 1935 г. ключи от церкви были отобраны окончательно. Вначале храм был передан одному из детских садов, а затем, в 1937 г., - управлению Гражданской обороны Ленинграда, разместившему здесь цех по производству противогазов. В дальнейшем планировалось устроить гимнастический зал.
С 1945 г. здание храма использовалось в качестве склада декораций Театра комедии. Затем его предлагали передать адвентистам, которые, после непродолжительных колебаний, отказались. В конце 1961 г. храм был передан в аренду фабрике "Рот Фронт", разместившей в здесь цех пошива меховых изделий, что привело к значительным разрушениям здания. В 1980-1993 гг. Государственная инспекция охраны памятников истории и культуры вынудила фабрику произвести ремонт церкви, после чего в храме устроили салон мод и актовый зал.
Возрождение
2 февраля 1992 г. началось возрождение прихода св. Станислава в Петербурге, официально зарегистрированного в том же году, 24 апреля. В декабре 1993 г. настоятель прихода св. Екатерины, о. Евгений Гейнрихс ОР, был назначен администратором прихода св. Станислава. Ему удалось добиться подписания распоряжения о передаче церковного здания приходу. Но в действительности передача ключей от святыни произошла только 8 августа 1996 г.
13   ноября 1996 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич совершил в храме св. Станислава первую после шестидесятилетнего перерыва мессу. Торжественность литургии подчеркивалась присутствием в приходе статуи Фатимской Богородицы, совершавшей паломничество по всей России. Чуть позже первым настоятелем возрожденного прихода был назначен о. Кшиштоф Пожарский. В июле 1997 г. начали работу в приходе сестры Шенштаттского секулярного института Сестер Марии. В сентябре того же года под полом церкви была обнаружена нетронутая могила основателя храма митрополита Станислава Сестренцевича.
14 февраля 1998 г. гостем прихода был спикер Сейма Польской Республики Мацей Плажиньский, прибывший в Россию в составе правительственной делегации.
14 июня 1998 г. Примас Польши кардинал Юзеф Глемп освятил возрожденный храм св. Станислава. Затем по улицам Санкт-Петербурга прошла Евхаристическая процессия в честь торжества Пресвятых Тела и Крови Христа. 10 октября 1998 г. в алтарь церкви была помещена частица мощей св. Станислава, привезенная из Краковского кафедрального собора. С 1 по 4 марта 1999 г. в храме пребывали мощи св. Терезы Младенца Иисуса.
С 15 по 16 января 2000 г. в храме проходил симпозиум "Епископ Антоний Малецкий (1861 -1935) - жизнь, общественная и благотворительная деятельность, мученичество". В течение двух дней работы форума в нем приняли участие около трехсот человек. Почетным гостем стал делегат Примаса Польши о. Генрих Малецкий.
С 1 по 8 октября того же года в приходе св. Станислава проводился Первый международный конгресс Святого Розария. В ходе торжественной мессы в первый день форума архиепископ Тадеуш Кондрусевич увенчал икону Матери Божией Трижды Предивной короной, освященной в сентябре того же года Святейшим Отцом Иоанном Павлом II.
Архитектура церкви
Два внешних фасада симметрично обращены в сторону улиц. Нижняя часть здания отделена от верхней карнизами и выемками. Здание покрыто низким куполом, помещенным на деревянном барабане. Церковь венчает митрополичий крест.
Внутренний объем выполнен в форме квадрата, разделенного двумя рядами колонн на два нефа: центральный, в котором находится главный алтарь, и два боковых. Купол украшен кессонами и розеттами. На арках - широкие орнаментные полосы. На куполе помещены выполненные масляными красками лики Евангелистов. В центральном нефе использован мотив композиции полуколонн, установленных попарно. Они поддерживают архитрав и величественный карниз. Внешний вид церкви и весь характер постройки типичны для архитектуры русского классицизма.
Образ св. Станислава
Полотно "Св. Станислав, наставляющий короля Болеслава" было выполнено в 1785 г. Франциском Смуглевичем для Виленского кафедрального собора св. Станислава, где и находилось почти 30 лет. В начале XIX столетия картина была пожертвована Александром I храму св. Станислава в Санкт-Петербурге. Этот шаг объясняется опасением императора, что картина будет постоянно возмущать умы поляков против царской власти. Полотно находилось на новом месте более 100 лет. После закрытия храма в 1935 г. его забрал Государственный музей Эрмитаж, внеся шедевр в каталог коллекции как картину неизвестного художника XVIII в. "Явление святого царю". Установление авторства и подлинного названия произошло осенью 1973 г.
Картина, имеющая размеры 3.49x2.65, до сих пор находится в Эрмитаже. В ответ на просьбы верующих вернуть образ в храм, дирекция музея, не гарантируя возвращения полотна, требовала от прихода 5,4 тыс. долларов на его реставрацию, поскольку состояние его - плачевное. Отчаявшись вернуть свою собственность, питерские католики решили заказать художнику В. Корбану новый храмовый образ - "Св. Станислав совершает свою последнюю мессу", и обратились ко всем верующим с призывом собрать средства. Затея удалась, и теперь прихожане храма могут вновь молиться у образа своего святого покровителя.
Митрополит
Станислав Сестренцевич-Богуш (1731 -1826), митрополит всех католических церквей Российской империи, был выдающимся историком и филологом. Написал историю Крыма, занимался агрономией и медициной, исследовал вопрос о происхождении русского языка. Был членом Российской Академии наук. Будучи сторонником просвещения, в 1805 г. пожертвовал собственный дом в Петербурге для устройства первой в России многопредметной гимназии с энциклопедической учебной программой (впоследствии - гимназия им. Александра I). В настоящее время о митрополите Сестренцевиче напоминает мемориальная таблица с латинской надписью: "Этот римско-католический собор построил, подарил и освятил в Петербурге в праздник Вознесения Христова 7 мая, в год от Рождества Христова 1825, во имя Станислава, епископа и мученика, преосвященный Станислав Сестренцевич-Богуш, архиепископ могилев-ский, митрополит римско-католических церквей в Российской Империи, администратор Виленской епархии, председатель Римско-католической комиссии, кавалер ордена св. Андрея первой степени, большого креста и св. Анны, польского ордена Белого Орла, св. Станислава и большого Креста Иоанна Крестителя. Родился в Литве 3 сентября 1731 года" (перевод с латыни).
Епископ
Священник Антоний Малецкий был впервые арестован царскими властями в мае 1886 года и приговорен к 3 годам заточения в Аглонском монастыре Витебской губернии. После смягчения приговора в 1887 году стал викарием прихода св. Станислава и исполнял эту должность в течение 10 лет (1887-1896 гг.). Основатель Воспитательного учреждения для мальчиков в Петербурге (1896-1918 гг.). С1921 г. - ректор тайной духовной семинарии в Петрограде. Арестован в 1923 г., во время Московского процесса архиепископа Цепляка и 14 католических священников приговорен к 3 годам заключения. Генеральный викарий Могилевской архиепархии. 13 августа 1926 г. был тайно хиротонисан во епископа. Занимал пост Апостольского администратора Ленинграда. Неоднократно преследовался, претерпел годы лишений. 25 ноября 1930 г. был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1934 г., благодаря усилиям польских властей, выехал в Польшу. Умер в Варшаве 17 января 1935 г. В настоящее время подготавливаются документы для начала процесса по причислению епископа Малецкого к лику блаженных.
Пастыри
В разные годы настоятелями и администраторами прихода св. Станислава были: 7 мая 1825 г. - 1 декабря 1826 г. - архиепископ Станислав-Иоанн Сестренцевич-Богуш (1731-1826), первый митрополит Моги-левский (13 апреля 1783 г. - 1 декабря 1826 г.), первый председатель Римско-католической духовной коллегии (1801 - 1826); в 1826 г. - священник из конгрегации отцов-пиаристов о. Александр Парчевский SP; 1826-1831 гг. - о. Иоанн Лешкевич; 1831-1838 гг. - о. Мартин Янковский SP; 1838-1846 гг. - о. Александр Йордан SP; 1846-1863 гг. - о. Николай Горский SP, петербургский вице-декан; 26 августа 1863 г. - 26 августа 1893 г. - каноник Франциск Добровольский, петербургский декан ; 1 сентября 1893 г. - 12 апреля 1896 г. - о. Викентий Свидерский, петербургский декан; 12 мая 1896 г. - 1904 г. - о. Витольд Чечотт, петербургский декан, отстранен от должности царскими властями за неисполнение их распоряжений; 1904 г.- 18 августа 1905 г. - о. Витольд Эрдман; 1905-1910 гг. - о. Витольд Чечотт (повторно); 13 октября 1910 г. - 11 октября 1918 г. - о. Эдуард О'Рурк (впоследствии был назначен Администратором Минской епархии, был первым епископом возрожденных Рижской и Гданьской епархий); 20 сентября 1918 г. -11 октября 1918 г. - о. Игнатий Чаевский (родился в 1868 г., рукоположен в 1893 г. Арестовывался в 1920 г., освобожден спустя две недели ввиду тяжелого заболевания. Выехал в Польшу, где и скончался 19 января 1922 г.); 11 октября 1918 г. — 20 сентября 1920 г. - о. Витольд Ивицкий (родился в 1884 г. Рукоположен в 1907 г. В сентябре 1920 г. был захвачен в заложники советской властью. В марте 1921 г. вернулся по обмену в Польшу, где был назначен генеральным викарием Пинской епархии. Расстрелян гестаповцами в Янове Полесском 22 января 1943 г. В последнюю минуту отверг предложение об освобождении и сошел в выкопанный ров.); 4 января 1921 г. - 10 марта 1923 г. - о. Эдуард Юневич (годы жизни: 1894-1989. Арестован в марте 1923 г. вместе с архиепископом Яном Цепляком и группой священников из Петербурга. Во время Московского процесса в том же году был приговорен к 10 годам строжайшей тюремной изоляции. Вернулся в Польшу в 1925 г. по обмену, впоследствии был назначен генеральным викарием Пинской епархии.); март 1923 г. - сентябрь 1924 г. -о. Болеслав Слосканс (годы жизни: 1893-1981.10 мая 1926 г. был тайно хиротонисан во епископа, Апостольский администратор в Белоруссии. В 1928 г. арестован и выслан на 3 года в лагерь на Соловецких островах. В 1933 г. по обмену заключенными вернулся в Латвию. С 1952 г. Апостольский визитатор русских и белорусских католиков в Западной Европе.); 1924-1925 гг. - о. Георгий Спасовский (годы жизни: 1866-? Арестован, дальнейшая судьба неизвестна); 1925 г. - 13 января 1927 г. - о. Ян Тройго (годы жизни: 1880-1932. Приговорен к 3 годам заключения на Московском процессе в 1923 г. Вновь арестован в январе 1927 г. и приговорен к 5 годам лагерей на Соловецких островах. Умер в тюрьме в Ленинграде в 1932 г.); 1927 г. - 10 сентября 1929 г. - прелат Станислав Пржи-рембель (годы жизни: 1867-1934. Апостольский администратор Могилев-ской архиепархии. Арестован в сентябре 1929 г., приговорен к 10 годам лагерей на Соловецких островах. В 1932 г. по обмену заключенными выехал в Польшу. Умер в Варшаве в 1934 г.); 1930 г. - 8 мая 1931 г. - о. Стефан Войно (годы жизни: 1886-? Неоднократно арестовывался и освобождался. Окончательно арестован 8 мая 1931 г., приговорен к 10 годам лагерей на Соловецких островах. Освобожден в 1941 г. С осени 1941 г. до января 1943 г. - настоятель церкви св. Николая в Луге под Ленинградом. Дальнейшая судьба неизвестна.); 1931-1934 гг. - о. Иоанн Морис Амудрю ОР (годы жизни: 1878-1961. Обслуживал одновременно несколько приходов в Ленинграде. После выезда из России в 1934 г. епископа Антония Малецкого занимает его место, становясь Апостольским администратором Ленинграда. Епископская хиротония совершилась в 1935 г. В августе того же года вынужден покинуть Россию.); 15 августа 1934 г. - май 1935 г. - о. Николай Михайлов (русский, священник восточного обряда. В мае 1935 г. был вынужден оставить Ленинград. Арестован в 1938 г. Дальнейшая судьба неизвестна.); сентябрь-октябрь 1935 г. - о. Мишель Флоран ОР (служил в Ленинграде с 1934 г. Выслан из СССР 21 июля 1941 г.); 20 декабря 1993 г. - 7 декабря 1996 г. - о. Евгений Гейн-рихс ОР; с 7 декабря 1996 г. - о. Кшиштоф Пожарский
Викарными священниками прихода св. Станислава служили: 1887-1896 гг. - о. Антоний Малецкий (1861 -1935); 20 августа 1895 г. - 1897 г. -о. Виктор Петкевич (годы жизни: 1870-1939. В 1922 г. арестован и приговорен к 1 году заключения за тайную пастырскую деятельность. В 1924 г. выехал в Польшу. Служил во Влоцлавской епархии, арестован гитлеровцами 1 ноября 1939 г. Расстрелян.); 13 января 1905 г. - назначен о. Владислав Миржвинский (годы жизни: 1880-1937. С 1910 г. - капеллан на Сахалине. После 1917 г. - пастырь приходов Восточной Сибири. Неоднократно арестовывался. В марте 1937 г. приговорен к принудительному пребыванию в Куйбышеве. Дальнейшая судьба неизвестна.); 2 января 1907 г. -1908 г. - о. Антоний Около-Кулак. (Годы жизни: 1883-1940. Приговаривался царскими властями к 6 месяцам заключения. После освобождения руководил Смоленским деканатом. Арестован гестапо в Варшаве 30 марта 1940 г., вывезен в концлагерь Заксенхаузен, где и умер 2 июля 1940 г.); декабрь 1910 г. - апрель 1911 г. - о. Франциск Рут-ковский (годы жизни: 1885-1944. Арестован в марте 1923 г. и приговорен во время Московского процесса к 3 годам заключения. В 1925 г. выехал по обмену в Польшу. С 1935 г. - директор Бюро польского епископата. Убит немцами в канцелярии Бюро в 1944 г., во время Варшавского восстания.); о. Франциск Будзько (годы жизни: 1884-?. Арестован в начале 1920-х годов. Дальнейшая судьба неизвестна.); 1914-1917 гг. - о. Станислав Эйсмонт (годы жизни: 1887-1926. Служил тайно, арестован и приговорен во время Московского процесса 1923 г. к 10 годам заключения в условиях строжайшей изоляции, хотя прокурор требовал для него смертной казни. В 1925 г. оказался по обмену в Польше, где спустя непродолжительное время умер.); 22 февраля 1918 г. назначен о. Игнатий Чаевский (годы жизни: 1868-1922. Арестован в апреле 1920 г., освобожден ввиду тяжелой болезни, выехал в Польшу и умер в Варшаве в 1922 г.);
20 августа 1918 г. назначен о. Антоний Неманцевич (годы жизни: 1893-1942. 25 мая 1919 г. арестован и приговорен к 6 месяцам заключения, в 1925 г. выехал по обмену в Польшу. Экзарх католиков восточного обряда в Белоруссии. Арестован в августе 1942 г. в Минске, вывезен в Берлин, где и скончался 2 декабря 1942 г.).

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...