Великие Луки - один из районных центров Псковской области. Город расположен в пределах Ловатской низины, на берегу реки Ловать, в 313 км к юго-востоку от Пскова. Население его составляет, по данным 1992 г., 116000 человек.
Первоначально католики Великолукского уезда окормлялись пастырями соседнего Сокольниковского прихода Витебской губернии (вероятно, "стихийно", с 1849 г. уезд формально присоединен к Сокольников-скому приходу, причем, за неимением в Великих Луках католического кладбища, с 1856 г. тела усопших предавали земле на кладбище Сокольников).
2 апреля 1858 г. прихожане Сокольниковской церкви, проживавшие в Великолукском и Торопецком уездах Псковской губернии, подали прошение на имя Могилевского митрополита, сообщая о необходимости их же иждивлением построить в Великих Луках отдельную часовню. В марте 1861 г. (в Великих Луках и уезде тогда проживало 2456 католиков) прошение повторно было рассмотрено Римско-Католической Духовной Коллегией, в 1862 г. - Священным Синодом. По сведениям, поступившим от архиепископа Псковского, в городе числился только 131 католик, из них 68 - временнопроживающих, состоящих на службе в четвертом резервном батальоне Смоленского полка; участок под сооружение часовни был расположен всего в 19 саженях от Вознесенского девичьего монастыря; отдельный священник в город не назначался, поэтому Синод не удовлетворил просьбу католиков. МВД прошение также отклонило.
История храма
В 1864 г. более 1000 католиков Великих Лук и Торопецкого уездов просили не передавать Сокольническую католическую церковь православным, но все же это произошло в 1867 г. Ходатайства об устроении католической часовни повторились в 1872 г. В то время в городе и уезде было 400 католиков, их опекали псковские викарии, с местопребыванием в Великих Луках.
Последнее прошение, датированное 1844 г., было успешным. 23 мая 1884 г. митрополит Могилевский разрешил викарию Псковского прихода о. Телесфору Забореку освятить закладной камень молитвенного дома во имя Преподобного Антония Падуанского и Святого Имени Богородицы (название полностью повторяло посвящение бывшей Сокольнической церкви). Отведенное для постройки место как было сказано в документах, "...находится среди незаселенной части города..., возле ... крепостного вала, ... во 2 части, 74 квартала, под №3...". Католический храм св. Антония находился на Дворцовой площади. Содержание священников обеспечивалось с 1883 г. доходами от имения Кулево - Болото, принадлежавшем Луизе Боровской. 10 сентября 1888 г. молитвенный дом освятил викарий псковского прихода Михаил Грекович. По неуточ-ненным данным в 1894 г. (или в 1898 г.?) священником Давадовским было учреждено в Великих Луках Католическое благотворительное общество помощи бедным, а еще раньше окончен ремонт дома священика. Ранее 1908 г. в городе было организовано частное римско-католическое училище 3-го разряда, попечителем и преподавателем Закона Божиего был в свое время о. Августин Юхно, а заведующими - Станислава Викторовна Станкевич и Ядвига Болеславовна Квятковская.
В 1906-1910 гг. в Великих Луках был построен каменный храм.
Поляков в Великих Луках насчитывалось к концу XIX - началу XX века около 3% городского населения, то есть около четырех тысяч человек. В годы Великой Отечественной войны руины храма использовались как бомбоубежище.
Духовенство
В разные годы в Великих Луках служили: с 1883-1888 гг. - о. Телесфор Заборек, капеллан, викарий псковского прихода, бернардинец. В 1888 г. - отец Михаил Грекович, капеллан, викарий псковского прихода, а в 1888-1895 гг. - отец Давадович, капеллан, викарий псковского прихода. Имена священников, служивших в городе в 1895-1908 гг. не уточнены.
С 1908 по 1912 г. настоятелем прихода был о. Франциск Левговд.
С 1912 по 1917 г. в городе служил администратор о. Августин Юхно.
С 1918 по 1921 г. настоятелем был о. Казимир Сивицкий, отправленный в 1921 г. в лагерь.
С 1925 по 1932 г. настоятелем был о. Антоний Ярмолович, впоследствии арестованный.
Часовни
Торопец (ныне - Тверская область): домовая часовня
Первоначально уезд был в составе Псковского прихода и обслуживался священниками из Сокольников. С 1849 г. (тогда здесь было 96 католиков) он относится к Велижскому приходу. Начиная с 1858 г. приход упоминается в связи с Великими Луками, с 1872 г. обслуживается викариями Псковского прихода, пребывающими в Великих Луках, а с 1904 г. часовня - в составе Великолукского прихода.
Новосокольники: молитвенный дом Святейшего Сердца Иисуса
Построение часовни для рабочих и служащих железной дороги разрешено в 1907 г. (при станции проживало более 75 семейств католиков). Молельня устроена стараниями Великолуцкого настоятеля Франциска Левговда в 1908 г., а освящена 11 апреля того же года.
Служили: о. Франциск Левговд (1908-1912 гг.), о. Маневский (1917 г.), о. Казимир Сивицкий (1918-1923(1921) гг.), о. Антоний Ярмолович (1925-1932 гг.). Возможно, в 1919 г. был образован филиальный приход. Он был закрыт в 1932 г. Не исключено также, что богослужения совершались и во время Великой Отечественной войны.
От распада до возрождения
24 июня 1928 г. община заключила договор на использование здания церкви, но в 1930 г. от него вынуждены были отказаться, и храм 16 января 1930 г. был передан культурно-просветительным учреждениям.
Летом 1994 г. священник Кшиштоф Пожарский, настоятель Псковского прихода, впервые посетил Великие Луки. 14 августа 1996 г. местные католики решили восстановить приход и в настоящее время община, которую окормляют священники из Пскова, зарегистрирована.
Согласно приходской статистике, в 1872 г. число прихожан достигало 300-400 человек, в 1895 г. их было 1000, а в 1915 - 3560 человек. В 1997 году их было более 30.
На правах рекламы:
С помощью подарков можно не только проявить внимание к дорогому человеку, но и многое поведать о себе. Те, кто знают эту маленькую истину, не тратят зря время на поиски очередного набора посуды для подруги детства, а отправляются в салон vip подарков, чтобы приобрести там то, что будет памятью о прошедшем событии и в полной мере охарактеризует дарителя. Приносить дары – не какая-то глупая традиция, а именно то, что позволяет в наш жадный век делиться хоть раз в году частью того, что мы имеем.