Благодаря случайному совпадению, именно 22 июня, в годовщину нападения Германии на СССР, крупное католическое новостное агентство «Зенит» опубликовало сообщение о находке нового исторического документа, связанного с отношением Папы Римского Пия XII (1939-1958) к нацизму.
Спор о том, как следует трактовать политику Понтифика во время войны, не прекращается вот уже более 40 лет с тех пор, как в 1963 г. была поставлена пьеса немецкого левого журналиста Рольфа Хоххута «Викарий», где Папа обвинялся в молчании перед лицом Холокоста. Через два года Папа Павел
VI объявил о начале процесса беатификации Пия XII. С тех пор полемика не прекращается – обвинители называют Пия XII «молчащим Папой», а сторонники «ангельским пастырем», - хотя с появлением новых документов позиция защитников Понтифика выглядит все более и более убедительной, что продемонстрировала недавняя конференция в музее Холокоста Яд ва-Шем в Иерусалиме. Особенный накал полемика получила осенью минувшего года, когда в Ватикане было торжественно отпраздновано 50-летие со дня смерти Пия XII.

Среди других событий, приуроченных к этому юбилею, 15-17 сентября состоялась научная конференция в Риме, организованная американским еврейским фондом Pave the Way Foundation. Эта организация, ставящая своей целью улучшение отношений между мировыми религиями путем благотворительности и разрешения небогословских противоречий, уже много лет проводит самостоятельное исследование политики Пия XII, собирая ранее неизвестные документы и опрашивая свидетелей. Документ, найденный представителем фонда в Германии, историком Михаэлем Хеземанном, представляет собой отчет Кальтенбруннера Гитлеру от 29 ноября 1944 года и содержит результаты расследования по делу о заговоре немецких генералов 20 июля. В нем Кальтенбруннер называет Пия XII одним из участников заговора.

Прежде всего, обращает на себя внимание высокая достоверность сообщаемых Кальтенбруннером сведений. Практически все приводимые им факты, кроме участия Пия XII в организации покушения на Гитлера и попытки государственного переворота, подтверждаются другими источниками – прежде всего, мемуарами одного из лидеров Сопротивления Гизевиуса - и давно известны науке. Тот же Гизевиус со ссылкой на своего друга, тоже одного из лидеров Сопротивления, начальника криминальной полиции Рейха Артура Небе пишет, что после покушения на Гитлера в Мюнхене в 1938 г. Гестапо попыталось приписать всю вину политическим противникам (баварским монархистам и находящемуся в эмиграции лидеру «истинных нацистов» Отто Штрассеру, чей брат был убит в «Ночь длинных ножей»), но Гитлер в гневе потребовал найти настоящих заговорщиков, и тогда за дело пришлось взяться криминальной полиции[i]. Поэтому есть все основания считать, что в 1944 г., после еще более страшного покушения, за которым последовала попытка переворота, фюреру были представлены подлинные результаты расследования, и значит, данный документ заслуживает доверия.

К 65-й годовщине покушения на Гитлера русский перевод документа с краткими комментариями представлен широкой публике.

 

“Канарис[ii] и Остер[iii] установили связь с Папой с помощью бывшего мюнхенского юриста д-ра Йозефа Мюллера[iv], которого "приняли" в Абвер специально с этой целью. Мюллер был представлен Пачелли  мюнхенским каноником Нойхойслером[v] и обвенчан им в крипте Собора св. Петра в Риме. По его словам, он получил благодаря этому известный авторитет в ватиканских кругах, так как это событие было совершенно исключительным. Позднее Мюллер вошел в близкий личный контакт с Пачелли, встречался с ним несколько раз и говорил о политике. Пачелли всегда проявлял к нему открытость и любезность. Во время войны, а именно осенью 1939-го, Мюллер наладил контакт с иезуитом отцом Ляйбером, личным секретарем Папы. От Ляйбера он получил много информации о позиции Папы и враждебных держав. Он обсуждал возможность мирного договора, и Ляйбер сообщил ему, что условием мирного соглашения была бы смена режима в Германии. Через Ляйбера Мюллер вступил в контакт с английскими и американскими кругами, особенно с американцем Тэйлором[vi], посещавшим Ватикан в 1939 г., через находящегося в Ватикане американского епископа, а с Англией - через английского представителя в Ватикане Осборна, с которым он контактировал через посредников. Очень важно, что Мюллер дал следующие показания: "Мне кажется, я помню, что во время этих разговоров со стороны Ватикана упоминалось имя Бека[vii]". Мюллер, необыкновенно умный человек иезуитской школы, на всех допросах пытался представить свои действия так, как будто он только исполнял приказ военной контрразведки, выясняя в интересах Рейха источники секретных сведений в Ватикане. Но его показания, наряду с показаниями Остера, Канариса и Донаньи[viii] и найденными документами, показывают с высочайшей уверенностью, что Мюллер, как и Гизевиус[ix], также работал на оппозиционную группу”.

 



[i] Гизевиус Г. Б. До горького конца. Записки заговорщика / Сокр. пер. с нем. Г. Рудого. Смоленск, 2002. С. 415-417.

[ii] Вильгельм Канарис (1887-1945), адмирал, начальник Абвера, участник Сопротивления. Арестован 23 июля 1944 г. и казнен в концлагере Флоссенбург 9 апреля 1945 г.

[iii] Ганс Остер (1887-1945), генерал, начальник центрального отдела Абвера, один из лидеров Сопротивления. 5 апреля 1943 отправлен в отставку, арестован 21 июля 1944 г., казнен в концлагере Флоссенбург 9 апреля 1945 г.

[iv] Йозеф Мюллер (1898-1979), католик, во время Веймарской республики был активным членом католической Баварской народной партии, во время войны несколько раз ездил в Ватикан, арестован в 1943 г., после войны был одним из основателей баварского отделения христианско-демократической партии.

[v] Йоханнес Нойхойслер (1888-1973) Каноник кафедрального собора в Мюнхене с 1932 г., в 1941 г. помещен в концлагерь Заксенхаузен за публичное чтение пастырского послания мюнхенского архиепископа кардинала Фаульхабера против нацистов, затем переведен в Дахау, с 1947 г. епископ-помощник Мюнхена.

[vi] Майрон Чарльз Тейлор (1874-1959), американский дипломат, с декабря 1939 г. и вплоть до конца войны специальный представитель президента США при Святом Престоле.

[vii] Людвиг Бек (1880-1944), генерал-полковник, начальник Генерального штаба вермахта, в 1938 г. подал в отставку, надеясь таким образом предотвратить войну. Формальный лидер Сопротивления, в случае успеха заговора 20 июля должен был стать главой государства. Покончил с собой при аресте.

[viii] Ганс фон Донаньи (1902-1945), юрист, участник Сопротивления, шурин известного протестантского теолога Дитриха Бонхёффера, был принят на службу в Абвер по приглашению и в отдел Остера. 5 апреля 1943 г. арестован Гестапо, при этом были изъяты опасные для него и других участников Сопротивления документы. Казнен 8 или 9 апреля в концлагере Заксенхаузен.

[ix] Ганс Бернд Гизевиус (1904-1974), полицейский чиновник, активный участник Сопротивления. Назначенный вице-консулом в Цюрихе, осуществлял связь между Сопротивлением и западными Союзниками. Узнав, что Гестапо получило информацию о его участии в заговоре, тайно вернулся в Берлин 12 июля 1944 г., 20 июля находился в штабе путчистов, до 1945 г. скрывался в Германии, затем бежал в Швейцарию.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...