Я приглашаю вас на выставку "Иностранные священники глазами русского католика", или "Пастыри глазами паствы". Каждый портрет в галерее - это некий образ. Иногда он встречается в чистом виде, иногда - это комплекс портретов, где один является основным, а остальные - уточняющими штрихами.
Если в этих портретах кто-то что-то "не то" увидел - не взыщите. Ищите в неточностях не злой умысел, а лишь недостаточный профессионализм портретиста. разу хочу оговориться, зарисовки свои я делала в основном в Москве и Санкт-Петербурге, и поэтому большая часть нашей страны остается мною не исследованной. Так что ежели кто из художников пополнит мою галерею - буду весьма признательна. Итак, зал первый...

"Отец". "Настоятель". "Батюшка".
"Отец". Отношения "отца" и паствы напоминают отношения в большой крестьянской семье. "Отец" помнит все про своих "детей" - когда последний раз на исповеди был, в чем каялся. "Отец" точно знает, было ли его "чадо" на воскресной мессе, а если не было - спросит о причинах. "Отец" всегда проследит, чтобы "чадо" получило причитающуюся ему порцию духовной пищи и заботы. Он никогда не откажет в помощи, даже если это не всегда входит в его компетенцию. Все "дети" для него одинаково равны, у него нет любимчиков, а если и есть, то он тщательно скрывает это. В этих отношениях "отца" с "детьми" невозможна фамильярность. "Дети" относятся к нему вежливо, с уважением. Вежливость и уважение к "отцу" сохраняются и в разговорах о нем за его спиной. О нем не рассказывают легенд, а его оговорки во время проповеди забываются тотчас. С ним приятно сотрудничать. Он вполне готов доверить часть работы мирянам, правда, ненавязчиво контролируя их при этом. В случае проблем и ошибок "дети" всегда могут рассчитывать на его поддержку и защиту. Как правило, "отцов" очень любит интеллигенция.
"Настоятель". Как правило, он представитель старой, дособорной формации. Требует к себе уважительного отношения, но иногда забывает про уважение к другим. "Настоятель" всегда прав, он никогда не снисходит до спора или дискуссии с мирянином, иногда не объясняет своей позиции. Проповеди его состоят из постоянных напоминаний об обязанностях христианина и каре за грехи. Всю работу он предпочитает делать сам, в лучшем случае в контакте с сестрами. Если приходится что-то доверять мирянину (мытье полов, поливку цветов, расстановку ударений в текстах), - контролирует все сам. Основной контингент его прихожан - бабушки, которые восторгаются его строгостью. У других категорий прихожан общение получается не столь гладким.
"Батюшка". "Батюшку" любят все - и стар и млад. Малышня жалуется ему на неприятности в школе, подростки рассказывают о проблемах в личной жизни, люди постарше - о проблемах на работе, старики жалуются на здоровье и непослушных внучат. От входа в храм до ризницы он идет максимально возможное количество времени - на этой короткой дороге его многократно останавливают прихожане. У него всегда найдется конфета для самых маленьких и доброе слово для тех, кто постарше. От "батюшки" не требуется быть интеллектуалом, от него не требуются "умные" проповеди, всякого рода ляпы и оговорки "батюшки" передаются из уст в уста с веселыми комментариями. От "батюшки" требуется лишь непромокаемая для слез сутана и большое количество свободного времени. С "батюшкой" можно посмеяться, над ним можно по-доброму подшутить. На свой день рождения "батюшка" получает в подарок кучу забавных мелочей. Его с удовольствием приглашают на семейные обеды, дни рождения, праздники. Как правило, "батюшка" ни на кого не ругается, он лишь мимикой или оттенком голоса обозначает свое недовольство - обычно этого бывает достаточно для провинившегося.
А теперь перейдем во второй зал.

"Сеятель". "Садовник". "Сторож".
"Сеятель". Самое главное отличительное качество "сеятеля" - огромное количество идей и инициатив. Он начинает воплощать следующую, так и не закончив реализацию предыдущей. "Сеятель" организует кучу встреч и акций, у него на попечении несколько групп или общин, но он постоянно создает новые. Он пытается издавать сразу несколько газеток, журнальчиков, информационных листков. Что-то из начинаний "сеятеля" успешно развивается, что-то гибнет сразу же после того, как он перестает заниматься этим. В общем, вполне по Евангелию - иное "... не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать" (Мф. 13.6-9). Чтобы работать с "сеятелем", нужна подвижность и стремление всегда заниматься новым.
"Садовник". От "сеятеля" он отличается гораздо большей заботой о том, что сам же и посеял. Иногда создается впечатление, что "садовник" дает своему детищу право расти так, как ему вздумается, но это глубоко неверно. "Садовник" очень внимательно следит за своими питомцами, в случае необходимости направляя развитие в нужную сторону. Как правило, даже после того, как "садовник" перестает заниматься общиной, группой, изданием (а это случается лишь в том случае, если его переводят в другой город или страну), дело его остается вполне жизнеспособным.
"Сторож". Сам он сеет что-то крайне редко. Его главная задача - наблюдать и контролировать то, что создано кем-то другим. Он считает, что если он не будет вмешиваться в дела общины или издания, там сразу же появится ересь, "сторож" трижды проверит все тексты, приготовленные не им лично. "Сторож" предпочитает, чтобы в приходе не произрастало ничего вообще, но если уж проросло - он будет это тщательно охранять и контролировать.
А теперь пройдем в третий зал.

"Спасатель". "Колонизатор". "Почвенник". "Миклухо-Маклай".

"Спасатель". Он свято уверен в том, что приехал в духовную пустыню, где никто и никогда не слышал о Боге. Ему , в сущности, безразличны все традиции и особенности местной культуры. Говорит он менторским тоном, объясняя даже самые очевидные вещи. Квалификация сотрудников его, как правило, не устраивает. Часто, не проработав и трех месяцев, "спасатель" начинает писать в иностранные газеты и журналы статьи о загадочной русской душе и об опыте ее спасения.
"Колонизатор". Колонизатор от "спасателя" отличается изначальной установкой - "У вас все неправильно". "Колонизатор" хочет, что бы все было так, как у него в стране, в общине, в семинарии. Ему малоинтересен опыт русских католиков и русского католичества. По силе разрушения сделанного терминатор ему и в подметки не годится, созидательные же результаты "колонизатора" весьма средненькие. От сотрудничества с ним отказываются достаточно быстро, ведь "колонизатор" в сотрудниках не нуждается - только в исполнителях.
"Почвенник". В нем горит огромная любовь ко всему русскому, а особенно православному. Его жилище забито православными иконами, свечами, лампадами. Он часто посещает православные храмы, считает себя знатоком восточной философии и богословия. "Почвенник" считает, что католиками могут быть только те, кто этнически происходит из католических народов. Русских католиков он считает чуть ли не предателями своего народа. Основной задачей католиков в России он считает мирное существование и поддерживание добрых отношений с православием. Как правило, "почвенник" считает, что на чужую землю со своим Евангелием не ходят.
"Миклухо-Маклай". Он понимает, что приехал в страну, известную своими традициями, своей культурой. Он уважает обычаи народа, с которым живет. Он принимает правила игры, принятые в данном обществе. Он не стремится сломать то, что не понимает, что ему не нравится. Ему интересны "аборигены" и их духовный опыт. "Миклухо-Маклай" готов делиться своими знаниями, своим опытом, но никогда ничего не навязывает. Если "Миклухо-Маклай" натыкается на совсем уж страшное суеверие, он объясняет, что в нем плохого, а не кричит: "Низзя! Запрещаю"! Условия жизни "Миклухо-Маклая" обычно максимально приближены к условиям жизни своих прихожан, поэтому их проблемы ему близки и приятны. Правда, стопроцентных "Миклухо-Маклаев" я встречала крайне мало.
Ну, а в четвертом зале я приглашаю вас полюбоваться еще тремя портретами.

"Профессор". "Массовик-затейник". "Большой белый брат".
"Профессор". Пастырской работой с прихожанами он, как правило, не интересуется. У "профессора" есть какая-то область научных знаний, которая ему милее всего на свете. Проповеди его скучны и заумны, и, в основном, все на одну тему. Общаться с "профессором" могут лишь те, кто разделяет его интерес к проблеме.
"Массовик-затейник". Они встречаются в основном среди тех, кто своей основной задачей ставит работу с молодежью. "Массовик-затейник" так сильно хочет походить на молодежь, что желание становится карикатурным. Он начинает странно одеваться, употреблять в речи жаргон и сленг, слушать молодежную музыку, которая вызывает у него головную боль. Часто "массовик" спонсирует маленькие молодежные посиделки. Он старается разделить, временами преодолевая отвращение, увлечение своих подопечных, участвовать с ними в обсуждении их проблем. Сделать это удачно получается крайне редко, поэтому "массовик-затейник" частенько является предметом насмешек молодежи.
"Большой белый брат". Даже в самую жаркую погоду он ходит в хабите или сутане. Духовность и набожность окутывают его плотным густым облаком. "Большому белому брату" постоянно во всем мерещатся заговоры против его священнического достоинства и происки дьявола. "Большой белый брат" постоянно цитирует Евангелие, а также разные "побожные" тексты. Его обожают неофиты, а больше неофитки.
Вот и все. Наша экскурсия закончена.

Рисовала Рита Курганская
"СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ", № 14 (165), 5 апреля 1998 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...