30 апреля - память Папы Пия V (1504-1572).
Антонио Микеле Гислиери в 14 лет вступил в орден доминиканцев, а в 16 лет стал преподавателем богословия. В течение следующих двадцати пяти лет он был приором в нескольких монастырях, наставником послушников, а также инквизитором.
Какое-то время он провел в городе Комо, продолжая борьбу с протестантизмом, уже стоившую жизни нескольким его собратьям по вере. Вернувшись из Комо в Рим, он представил Папе Пию IV свои соображения относительно методов борьбы с ересями, и тот немедля поручил ему работу с еретиками, содержавшимися в римских тюрьмах.
Говорят, что инквизитор Гислиере вернул многих из них к католической вере. В 1556 году Гислиери был поставлен епископом Непи и Сутри, а в следующем году его сделали главным инквизитором и кардиналом.
Папа Пий IV перевел его на кафедру пьемонтского города Мондови, почти целиком разрушенного войной, и Гислиери сумел восстановить нормальную жизнь в епархии.
В начале 1566 г., после смерти Пия IV, он был избран Папой. Главную роль в его избрании сыграла поддержка одного из главных идеологов Контрреформации св. Карла Борромео. Новый Папа с самого начала дал понять, что собирается проводить в жизнь реформы, намеченные Тридентским собором. Деньги, которые по обычаю бросали в толпу во время церемонии интронизации, он передал в больницы для бедных, а средства, предназначавшиеся для организации торжественного обеда для кардиналов и высшей римской аристократии, пошли на помощь нуждающимся монастырским общинам.
Когда кто-то посетовал ему на это, Пий V сказал, что для Господа важнее наша щедрость по отношению к беднякам, чем вежливость по отношению к богатым. Первым распоряжением Папы стало повеление всем епископам и священникам жить в своих епархиях и приходах.
За свой недолгий понтификат он занимался решением самых разных вопросов – от издания трудов Фомы Аквинского и переработки миссала, до запрета корриды и проституции, борьбы с непотизмом и закупки на собственные средства зерна во время голода. Он также отправил флот на помощь рыцарям Мальтийского ордена, понесшим огромные потери в битве против турок.
Папа повелел всем участникам похода в течение всего плавания читать розарий. Противники сошлись в заливе Лепанто, и христиане, заметно уступавшие турецкому флоту по численности, чудесным образом одержали победу. Пий V жил скромно, как подобает члену доминиканского ордена, и требовал от других соблюдения приличий; в результате, про него стали говорить, что он хочет превратить Рим в монастырь. Будучи доминиканцем, он носил белое монашеское облачение, которое с тех пор утвердилось в качестве традиционной одежды Папы.
Пий V умер от жестокой болезни, терзавшей его в течение полугода, в самый разгар подготовки совместной военной экспедиции Италии, Франции, Польши и других христианских народов против турок.

Также отмечается память св. Аджуто Вернонского, монаха (1131), свв. Аматора, Педро и Людовико Кордовских, мучеников (855), св. Авгула, епископа, св. Бенедикта Урбинского, капуцина (1625), св. Кинвла Уэльского, епископа Бангора (VI в.), свв. Диодора и Родопиана, мучеников (IV в.), св. Доната Эврийского, епископа (387), св. Дезидерия, отшельника (569), св. Эркенвальда, епископа Лондона (693), св. Эвтропия, епископа, св. Джузеппе Коттоленго, священника (1842), св. Иоанна Туана, священника-доминиканца и мученика (1861), св. Фораннана, епископа (982), св. Вольфхарда, монаха (1127), св. Уильяма Саутерна, мученика (1618), бл. Хильдегарды, королевы (783), св. Лаврентия Лигурийского ( 397), бл. Людовика Пуэлля и его шестидесяти девяти сотоварищей-мерцендариев, мучеников (1567), бл. Марии Жуайар, основательницы конгрегации Святой Женевьевы (1618), свв. Мариана, Иакова и их соратников, мучеников (259), бл. Паулины фон Маллинкродт, основательницы конгрегации Сестер христианского милосердия (1881), бл. Петра Диакона (605), св. Помпония Наполийского (536), св. Квирина, мученика (III в.), св. Софии Фермийской, мученицы (250), св. Максима Эфесского, мученика (251), св. Свиберта Младшего, монаха (807).

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...