Рождество - это праздник для многих людей, но далеко не все знают достаточно о том, чтo празднуют в этот день. Однако Младенец в яслях две тысячи лет назад родился не только для жителей Иудеи. Это событие касается всех, верующих и неверующих: ведь Он пришел для всех людей. Постараемся же вернуться к этой Благой Вести, дарованной всему человечеству.
Пришествие Сына Божия на землю - событие столь значительное, что Бог готовил его на протяжении веков. Ритуалы и жертвы, образы и символы, пророчества из поколения в поколение - все это соединяется во Христе.

Сын плотника

Перенесемся в Вифлеемскую пещеру, посмотрим на Младенца, лежащего в яслях. Ктo Он в глазах жителей этого маленького города? Всего лишь новорожденный. Ему дала жизнь женщина из Назарета. Он сын Адама, как и мы. Можно проследить его генеалогию - от Авраама к Давиду, от Давида к Иосифу и Его матери. Вот что говорит чувствам это маленькое Создание, лежащее на соломе. Многие иудеи больше ничего в Нем так и не увидели. Соотечественники, изумленные Его мудростью, будут спрашивать: "Не плотник ли Он, сын Марии?" (Мк 3,6).

Сын Божий

Вера говорит нам, что этот Младенец есть истинный Сын Божий, Слово, вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Он - Сын, невыразимым способом получивший от Своего Отца божественную жизнь. Он обладает божественной природой и всеми бесконечными совершенствами. В сиянии Небес Бог извечно рождает Сына. Будучи человеком, Он лежит на соломе; будучи Богом, Он поддерживает Вселенную и царствует на Небесах.

Смотря глазами веры, мы видим в Младенце две жизни, неизреченным образом нерасторжимо соединенные, ибо человеческое естество принадлежит Слову, внешне представляющемуся одним Лицом, Лицом Слова, Которое поддерживает Своим Божественным существованием человеческую природу.
Эта человеческая природа - совершенна, у нее есть все, что требует ее сущность. У Младенца есть душа, тело, способности (ум, воля, воображение), чувства - такие же, как наши: ведь Он - один из нас, и Его истинно человеческое существование будет раскрываться на протяжении 33 лет. Единственное, что будет Ему неведомо, - грех. Этой совершенной человеческой природе будет присуща Своя собственная деятельность, Свое естественное сияние. Две жизни Христа - Божественная, которой Он обладает всегда посредством Своего извечного рождения во чреве Отца, и человеческая, которой Он начал обладать во времени посредством Своего воплощения во чреве Пречистой Девы, - не смешиваются и не сливаются.
Мы не могли бы верить, если бы Бог Сам не сказал нам о Себе. В обмен на человеческое естество, взятое у нас, Воплощенное Слово дает нам часть Своей Божественной природы, Оно нас обожествляет! В одной французской рождественской песенке есть такие слова: "О, восхитительный обмен! Создатель человеческого рода, облекшись телом и душой, соблаговолил родиться от Пречистой Девы и, появившись как человек, соделал нас причастниками Своей Божественности".
И в нас с тех пор также две жизни. Одна, естественная, которой мы обладаем от рождения и которая в глазах Бога вследствие первородного греха не только не имеет заслуг, но, до крещения, является оскверненной по сути, жизнь, делающая нас врагами Бога, заслуживающими Его суда. И другая жизнь, сверхъестественная, которая бесконечно выше прав и требований нашей природы. Именно ее Бог сообщает нам посредством Своей благодати. Бог порождает нас к этой жизни через Свое Слово и ниспослание Своего Духа в день нашего крещения. Оно вносит нечто новое в нашу естественную жизнь, совершенствуя и венчая ее. Эта новая жизнь делает нас детьми Божиими, братьями Иисуса Христа, достойными разделить однажды Его Благость и Славу.
Посредством Своего человеческого естества Бог сообщает нам Свою Божественность. Человеческое естество, которую Слово позаимствовало у нас, будет служить Ему инструментом, необходимым для того, чтобы передать нам Свою Божественность, ибо оно делает Его видимым.
Воплощение реализует это неслыханное чудо: люди увидели, что Бог живет среди них. Слово жизни было прежде всего. Мы слышали Его, видели Его своими глазами, созерцали Его, и наши руки касались Его. Тот, Кто есть сама жизнь в недре Отца, явился нам, и мы свидетельствуем о Нем. И мы возвещаем вам то, что видели и слышали, чтобы радость ваша была совершенной (ср. Ин 1,1-4).
Бог явил нам Себя не в ослепительном сиянии Своего всемогущества, не в невыразимом блеске Своего превосходства, но как человек, смиренный, бедный и слабый, Которого мы сможем увидеть и коснуться!
Переполненные ужасом и страхом, сыны Израилевы простерлись ниц, когда Бог говорил с Моисеем на Синае, посреди молний. Нас же привлекает очарование Бога, ставшего человеком. Кажется, что Дитя, лежащее в яслях, молвит нам: "Вы боитесь Бога? Вы ошибаетесь". Евангелие от Иоанна говорит: "И видящий Меня видит Пославшего Меня" (Ин 12,45). А Младенец продолжает: "Не следуйте за своим воображением, не создавайте себе Бога с помощью философских рассуждений, не требуйте от науки, чтобы она поведала вам о Моих совершенствах. Истинный Бог - это Я, Который пришел к вам в бедности, смирении и младенчестве и Который однажды отдаст Свою жизнь за вас. Придите ко Мне, ибо, будучи Богом, я восхотел стать человеком, как вы, и Я не отвергну тех, кто приближается ко Мне с доверием".
Младенец в яслях - это истинный Младенец, и этот Новорожденный воистину есть наш Бог. Будем же созерцать Младенца Иисуса, ведь это Бог, на Которого мы взираем! Как писал французский философ Блез Паскаль: "Мы знаем Бога только через Иисуса Христа. Без Этого Посредника исчезнет всякая связь с Богом... Иисус Христос является истинным Богом людей". А канадский кардинал Поль-Эмиль Леже добавляет: "Без Иисуса мы никогда не познали бы глубину, широту и высоту нашего собственного достоинства".

"Свет Евангелия", №48(397), 25 декабря 2002 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...