Исповедь: ее необходимость пробуждает в нас чувство самоумаления и, временами, сильного смущения. Мало кому нравится рассказывать о своих грехах другому человеку - один на один или как-нибудь иначе. Со времен II Ватиканского Cобора очереди к исповедальням, особенно на Западе, начали укорачиваться, а требование ежегодной исповеди, кажется, почти забыто.
Несмотря на все свои недостатки, исповедь в том виде, как она существовала раньше, помогала кающемуся острее почувствовать таинство встречи Бога с человеком. Темнота исповедальни, строгое следование обряду, требование анонимности подчеркивали сверхъестественное происхождение божественного милосердия и роль священника, представляющего собой "второго Христа". Исповедь была средством, с помощью которого люди признавали свои ошибки перед Богом при посредстве человека - священника.

Было бы глупо утверждать, что современный обряд не передает ощущения тайны. Это то же таинство с четырьмя основными элементами: сокрушением, исповедью, отпущением и удовлетворением за грехи. Грехи прощаются. Встреча Бога с человеком происходит. Тем не менее, верно и то, что сегодня, идя на исповедь, люди слабее чувствуют, что должно произойти великое таинство встречи. "Психологические" ценности современного общества проникли в католическое сознание некоторых людей. Для некоторых протестантский принцип оправдания верой поставил под вопрос необходимость исповеди как таковой. И очень большую роль сыграло то, что люди потеряли ощущение присутствия Бога в своей жизни и, как следствие, перестали осознавать, что такое грех.
Далее следует несколько практических советов священникам и кающимся. Может быть, эти советы помогут людям научиться исповедоваться более регулярно и осознанно.
1. "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак 5.16). Перечитывайте время от времени этот стих из Писания и помните, что церковное предание воспринимает его всерьез. Те, кто утверждает, что исповедоваться можно непосредственно Богу, должны понять, что Бог знает все их грехи и не нуждается в том, чтобы Ему о них напоминали. С другой стороны, исповедание грехов священнику - это знак смирения. Это подтверждение того, что каждый из нас нуждается в конкретных знаках Божиего прощения и любви. Благодаря своей конфиденциальности тайная исповедь - один из наиболее человечных способов сообщить и принять это милосердие.
2. Помните, что говорит Церковь о том, как часто следует исповедоваться. Исповедь просто необходима, если человек находится в состоянии тяжелого греха. Эти правила - не ограничение свободы личности или "пережиток прошлого", а средство, обеспечивающее необходимый для духовного прогресса минимум.
3. Помните, что каждый человек - как священник, так и кающийся - находится в неповторимых отношениях с Богом. Священник должен помнить, что человек, стоящий перед ним, драгоценен в очах Божиих и к нему нужно относиться соответственно его достоинству. Исповедующийся должен помнить, что священник тоже исповедует свои грехи другому человеку - это поможет преодолеть стыд или страх. Священник в таинстве покаяния представляет Христа и Церковь, чтобы люди могли получить конкретный знак Божиего прощения. Молитесь, чтобы священник мог стать орудием Божией благодати. Священник, не забывай о своей обязанности молиться за тех, кто приходит к тебе.
4. Перед исповедью произведите тщательное испытание совести. Постарайтесь уравновесить то плохое, что вы узнали о себе, с тем хорошим, что в вас есть. Золотое правило испытания совести - десять заповедей - поможет вам в этом. Также полезны размышления над текстами Писания (заповеди блаженства, притчи о прощении, глава 13 из Первого послания ап. Павла к Коринфянам и др.). Какой бы путь вы ни избрали, постарайтесь понять, какие побуждения приводят вас к греховным поступкам, но не поддавайтесь соблазну сверхщепетильности и не вдавайтесь в ненужные частности. Помните, что некоторые грехи гораздо тяжелее прочих - отсюда традиционное различие между простительным и смертным грехом. Попросите у Господа благодати, необходимой для хорошей исповеди, и помните, что священник призван не осуждать, а помочь вам.
5. Посредством таинства исповеди слабыми человеческими средствами кающемуся сообщается Божие милосердие. Подходя к исповедальне, постарайтесь быть выше всех препятствий на вашем пути - будь то усталый или невнимательный священник, личные несогласия, богословские расхождения. Помните, зачем вы пришли: исповедать свои грехи и получить Божие прощение. Если вы взволнованы и не можете вспомнить, что вам делать, попросите священника помочь вам.
Священнику хорошо помнить, что не всякий кающийся умеет правильно исповедоваться. Будьте готовы помочь людям определить, в чем состоят их грехи, и совершить обряд. Будьте мягки и терпеливы. Помните, что люди, приходящие к вам, очень ранимы. Пусть они рассказывают о своей жизни, добавляя тем самым все новые страницы к бесконечной повести Божиего милосердия.
6. Прислушайтесь к словам, которые священник обычно произносит после благословения. Примите их так, как будто они обращены лично к вам, именно в данный момент вашей жизни. Пусть они откроют ваше сердце целительной силе Святого Духа. Священники, глубоко вчитывайтесь в Писание. Пусть оно будет перед вами, когда вы совершаете таинство. С умом выбирайте отрывки из него - выбранные вами слова будут способствовать общей тональности, в которой проходит таинство, поэтому произносите их не спеша. Попробуйте прочесть отрывок так, будто вы читаете его в первый раз.
7. Отнеситесь к своей исповеди, наставлениям священника, молитве сокрушения, отпущению и наложенной епитимье как к взаимосвязанным аспектам единого явления - покаяния. Оно зародилось в вашем сердце задолго до того, как вы подошли к исповедальне, и было вдохновлено Святым Духом. Продолжайте это сотрудничество с Духом, чтобы покаяние было совершенным. Ваша открытость принесет плод - благодать, сообщаемую таинством. После исповеди вы глубже проникнете в тайну воплощенной Божией любви.
8. Поблагодарите священника и помолитесь о том, чтобы Бог укрепил его в призвании. Простого "Спасибо!", сказанного от всей души, будет вполне достаточно. Вы бы удивились, узнав, как много оно значит для священника. Кроме того, благодаря служителя Господа, вы благодарите и самого Бога, простившего ваши грехи и обновившего ваше сердце.
9. Немного позже поразмышляйте о том, как прошла ваша последняя исповедь. Что было труднее всего? Что бы вы хотели сделать иначе? С уважением ли отнесся к вам священник? Улучшить всегда есть что. Священникам тоже полезно периодически размышлять о том, как они относятся к таинству исповеди. Не стало ли оно "профессиональной рутиной"? Удается ли вам донести до кающегося значение и тайну, которые несет в себе таинство?
10. Готовясь к следующей исповеди, используйте опыт предыдущих. Вспомните, как и где совершалось это таинство в вашей жизни, и ощутите, что это не разрозненные события, но взаимосвязанные этапы вашего обращения к Богу. Зная о том, насколько частой исповеди требует Церковь, попробуйте определить ваш личный ритм, соответствующий вашим духовным потребностям. Этот ритм может и изменяться - если меняетесь вы сами.
Исповедь - задача, требующая глубокого смирения. От кающегося требуются мужество и честность, от духовника - мудрость и сочувствие. Но в этом трудном опыте во всей полноте проявляется безуслоная любовь и прощение Бога. Грехи прощены, препятствия разрушены, завет восстановлен и благодать изливается в изобилии.

 

о. Ежи Ягодзинский, SVD

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...