Будем откровенны. Иногда нам не нравится молиться. Порой мы предпочитаем молитве все что угодно. Конечно, бывают времена, когда молитва доставляет нам удовольствие, но столь же часто это занятие кажется столь скучным, что мы его избегаем или сокращаем время, отведенное на него, до минимума.
Но вот великие святые всех времен и народов говорят о том, что в молитве они черпают величайшую радость и удовлетворение. Отношения с Богом, переживаемые в молитве, - это ось, вокруг которой крутится вся их жизнь.
Как же мы можем обновить и оживить свою молитву?
Почему молитва надоедает?
Во-первых, это может случиться, если мы молимся лишь потому, что нас так научили. Молясь по привычке или по обязанности, мы чувствуем, что наша молитва теряет свою жизненность. Нас одолевают отвращение или чувство вины, а это неприятно. Естественно, мы стараемся этого избежать. Можно, конечно, не взирая на все, продолжать молиться, - и Он так или иначе все поправит в свое время. Но можно и перестать принуждать себя и поискать иные пути, ведущие к Богу, не пробираясь сквозь трясину неприятной обязанности.
Молитва надоедает и тогда, когда она представляет собой лишь слова или мысли, а не реальный опыт. Словесные молитвы, сочиненные другими и лишь повторяемые наизусть, легко становятся поверхностными. Можно, разумеется, чувствовать некую ценность и в "чтении молитв", как если бы простое повторение одних и тех же слов было заслугой. Есть в этом заслуга или нет, но часто это просто неинтересно и не приводит к большей открытости Богу в наших сердцах.
Просительная молитва тоже может быть неглубокой. Долгое время мои собственные молитвы больше были похожи на разговор с самим собой, а не с Богом. В конце концов, рассуждал я, Бог ведь все равно все это слышит. Да и не могу я выпросить у Него ничего, что бы Он уже не решил дать мне. Более того, Бог казался далеким, хотя в уме я и верил в Его непрестанное присутствие.
Мы знаем, что Бог хочет, чтобы мы прибегали к Нему в своих нуждах. Но если в своей молитве мы только клянчим у Него что-нибудь, тем самым мы подрываем собственную способность приятия дара. Сама просьба не обязательно предполагает способность получить просимое. Иногда постоянные просьбы о чем-нибудь, чего нам хочется (если нам хочется чего-нибудь меньшего, чем сам Бог), лишь укрепляют нас в собственном эгоизме. Он может стать глубокой канавой, выбраться из которой весьма непросто. И потом - не надоедает ли нам попрошайничать?
Иногда мы не видим плодов молитвы - как во время нее, так и в повседневной жизни. А кому хочется заниматься тем, что не приносит никаких результатов и никак не влияет на жизнь? Но, возможно, наша скучная молитва просто стала слишком поверхностной, чтобы на что-то влиять, а, может быть, мы просто не умеем услышать ответ на нее. В любом случае, научиться молиться так, чтобы слышать ответ, вполне в наших силах.
Наконец, молитва может надоесть потому, что мы достигли вершины и наступила пауза. Возможно, тем самым Бог понуждает нас бросить то, что у нас уже хорошо получается, и попробовать молиться более глубоко, чтобы Он мог более отчетливо говорить в наших сердцах. Многие святые жаловались Богу, что они не могут больше молиться, - и потом открывали для себя, что возможна более углубленная молитва, где переживание Бога становится более личностным и богатым, чем прежде.
Таким образом, не будем полагать, что если молиться надоело, - то это обязательно плохо. Скука может обозначать порог: Бог призывает нас приблизиться. Скука может означать, что пришло время перемен, которые позволят нам откликнуться на зов Бога.
Как обновить свою молитву
В дальнейшем эта статья предлагает способы обновления молитвенной жизни. Пожалуйста, не рассматривайте их как "правила молитвы" - это лишь возможные направления эксперимента и поиска. Разумеется, все сразу использовать не обязательно. Выберите одно, которое вас привлекает, и попробуйте какое-то время следовать по этому пути. Каждое из этих предложений может способствовать оживлению молитвы и отношений с Богом.
1. Вкладывайте больше, а не меньше!
Если что-то тяготит нас, мы стараемся вкладывать в это дело все меньше и меньше времени и сил. И тем самым оно становится еще более обременительным. Но Бога мы все же любим и хотим быть ближе к Нему. А для этого лучше молитвы ничего не придумано. Чтобы она стала для нас интереснее, можно просто начать посвящать ей больше сил, чем когда-либо до сих пор, вкладывать больше самих себя.
Мы можем научиться разговаривать с Богом более откровенно, говоря Ему открытым текстом все, что мы чувствуем и думаем "об этой жизни". Разумеется, это предполагает и то, что мы Ему скажем, как скучно нам молиться. Можно обсудить этот вопрос не только с Богом, но и с людьми, поделиться своим опытом и узнать о чужом. Можно даже попробовать молиться вместе с другими.
Эксперименты в области молитвы можно включить во все сферы нашей жизни, в любую деятельность - мытье посуды, готовку, беседы с детьми - словом, во все. Наша жизнь и без того принадлежит Богу, но мы можем сознательно предложить Ему в дар то, что и так - Его. Это приблизит нас к Богу, а Его - к нам.
2. Молитесь, когда хотите
Верно, что в духовной жизни долг и дисциплина играют важную роль. Но, пытаясь преодолеть ощущение скуки во время молитвы, полезно бывает заметить моменты, когда нам хочется молиться, и молиться именно тогда, не принуждая себя к этому в иное время. Если мы просим Бога научить нас получать радость в молитве, Он сообщит нам импульс - его нужно только не пропустить и помолиться, хотя бы несколько секунд. Со временем Господь будет привлекать нас все ближе и ближе к себе.
Обретение интереса к молитве предполагает перестройку самого отношения к ней. А она, в первую очередь, означает осознание своей свободы - в конце-то концов мы вовсе не обязаны молиться. Это имеет для нас значение, если только мы хотим быть ближе к Богу.
Так что, позволяя себе не молиться, мы становимся более правдивыми по отношению к самим себе в те моменты, когда мы все-таки молимся. Постепенно мы заметим, что желание молитвы приходит чаще, сохраняется дольше и затрагивает нас все глубже. Бог верен. Если мы хотим познать Его в молитве, Он подведет нас к этому. Наше дело - ответная верность и молитва - именно тогда, когда мы слышим Его зов.
3. Практикуйте регулярное духовное чтение
Чтение Писания помогает нам узнать Господа. Молитва иногда напоминает разговор с незнакомцем. Изучение Писания помогает с Ним познакомиться, потом подружиться - а в конце концов друг станет любимым наставником. Молитва же укрепляет наше познание, выстраивает нашу жизнь, формирует истинное средоточие нашего сердца.
Медленное чтение и наслаждение от маленьких отрывков Писания обогащает нашу молитву. Часто бывает так, что слова Библии вдруг оживают и мы переживаем миг единства с Создателем. Слово Божие становится нашим словом, обращенным к Нему. Такая практика называется "lectio divina", божественное чтение. Оно всегда высоко ценилось любящими Бога.
Точно так же можно прочитывать отрывки из писаний великих святых, испытавших преображающую силу единения с Богом. Среди наиболее известных - Симеон Новый Богослов, Джулиана Норвичская, Майстер Экхарт. Полезно бывает почитать и современных авторов, таких как Томас Мертон.
Предаваясь молитвенному чтению, мы входим в общество великих, указывающих нам путь к Богу - который они сами знали и которым следовали.
Духовное чтение сообщает нам не просто понимание, но и ощущение Божиего присутствия. Близость Бога, переживаемая автором, постепенно наполнит и нас, читателей. В эту минуту и начинается молитва.
4. Молитесь спонтанно
Наш молитвенный опыт может претерпеть значительные изменения, если мы забудем заученные молитвы и обратимся к Богу собственными словами, без подготовки, как мы разговариваем друг с другом.
Я долго не мог понять, как узнать волю Божию в тех или иных обстоятельствах, Его ответ на те или иные события. Все изменилось, когда я стал обращаться непосредственно к Нему. Между словами: "Господи, чего Ты хочешь?" и "Интересно, что Он об этом думает?" - большая разница. Иногда вы скажете Богу что-нибудь не совсем "приятное", но это - всегда искренне. В любом случае, я с благодарностью осознаю, что Бог достаточно велик и сам с собой разберется, и Его любовь не поколеблется от моих мелких капризов.
Молитва перед едой - вот где можно начать молиться спонтанно. Если стесняетесь, можно делать это сначала одному, про себя или вслух - как вам удобнее. Это, конечно, не самая глубокая молитва, но все эти слова и мысли - наши собственные.
Я привык разговаривать с Богом в любое время и в любом месте, иногда без всякого повода. Когда думать и говорить "с Богом", а не "о Боге" становится привычкой, молитва проникает во все уголки жизни, вместо того, чтобы быть "зарезервированной" на определенное время и место. Беседа с Богом становится живым опытом.
5. Осознавайте ответ Бога
Когда мне впервые предложили беседовать с Богом, то велели еще и слушать. Довольно скоро я обнаружил, что говорить-то с Ним я могу сколько угодно, но Он мне, по всей видимости, не отвечает. Потребовалось немало времени, чтобы понять, что я просто пропускаю Его ответы мимо ушей. Чтобы их услышать, я должен был "войти в себя".
Первое дело - оставить всякие ожидания. Если мы много читали, слушали рассказы других или сами решили, что Бог придет к нам именно так, а не иначе, то наша голова наверняка полна разного рода ожиданий от молитвы. Я обычно ждал, что ответ Бога придет в виде слов или мыслей, но был не в состоянии отличить собственную мысленную болтовню от Его ответов. Мой опыт показал мне, что Бог общается со мной не так, как я этого ожидаю. И теперь, если у меня появляются какие-либо ожидания, я тут же стараюсь от них избавляться.
Нам кажется, что если мы "слушаем", то должны получить немедленный и очевидный ответ - в форме слов, видений, внутреннего покоя или практических указаний. Но это -нечто большее и подобно нашему состоянию, когда мы держим в руках нераспечатанное письмо. Мы знаем, от кого оно, но не знаем, что в нем написано. Пока письмо не распечатано, в нашем сердце царит открытость, ожидание, готовность и желание узнать, что же там. Мы не обязательно думаем или воображаем себе содержание письма, мы просто открыты и внимаем.
Попробуйте ощутить и сохранить это состояние. Например, задавая Богу вопрос, мы желаем найти и распознать Его ответ. Мы вдумываемся в то, что происходит с нами и вокруг нас: может быть, в этих событиях кроется ответ? Мы ищем намеки в разговорах и книгах. Возможно, какая-нибудь фраза с кристальной ясностью отзовется в нашем сердце. Наше отношение к проблеме изменится без всяких усилий с нашей стороны, и, может быть, изменится так, как мы и ожидать не могли. У нас может появиться интуитивная уверенность в том, что происходят перемены - в нас самих или в нашем окружении.
Если мы думаем, что получили "ответ" Бога, мы можем поступать согласно ему. В таких случаях я обычно прошу Бога поправить меня, если я чего-то недопонял. И Ему иногда приходится это делать!
Прежде всего будьте бдительны по отношению ко внутренним переменам. Как часто я удивлялся появлению чего-то нового в моей душе. Например, я был в состоянии посмеяться над тем, что прежде меня лишь раздражало. Или я чувствовал нежность по отношению к человеку, который мне прежде не нравился. Сочувствие и успокоение могут войти в ваше сердце совершенно неожиданно. Былые страхи растают без следа. Характер изменений зависит от личности каждого из нас. И как радостно сознавать, что это Господь отвечает нам!
Это очень увлекательный процесс. Никогда не знаешь, что произойдет в следующую минуту. Ведь в любую минуту мы можем получить ответ.
6. Практикуйте новые формы молитвы
Это наверняка пробудит в вас больший интерес к молитве, и, возможно, какой-либо из ее видов углубит ваши отношения с Богом.
Вот некоторые из этих видов; возможно, вы еще и не слышали о них.
а) Телесная молитва. Мы редко пользуемся нашим телом как инструментом молитвы. Следуя литургическому чину, католики преклоняют колени, складывают руки, кланяются - вот, собственно, и все, да и сами эти движения становятся чисто автоматическими. А возможно большее. Преимущество телесной молитвы - воможность обходиться без слов и участие в ней всех сторон нашего "я".
Спонтанная телесная молитва прекрасна. Вполне возможно, что вы будете чувствовать себя несколько по-дурацки, практикуя ее, - в таком случае начните с движений кистей рук, затем подключите плечи, голову и, наконец, все тело. Вспомните, какими движениями вы приветствуете любимого человека, с которым давно не виделись, вспомните, как вы укачиваете ребенка, дарите подарки. Позвольте вашему телу расслабиться. Попрыгайте - просто чтобы ощутить радость ритма и движения. Вот такие советы для начала.
Вглядитесь в себя, как бы осязая то чувство, которое вы хотите сообщить Богу. Затем позвольте вашему телу движением выразить это чувство. Мудрость тела может поразить вас, и если вам это понравится, можете в завершение молитвы "поплясать пред Господом", как Давид.
б) Молитва-пение. О ней говорит старая пословица: "Тот, кто поет, молится вдвойне". Пойте Господу песни, которые вы знаете и любите. Или пойте спонтанно, на собственный мотив и слова. Бога не интересует совершенство вашей исполнительской техники. Даже монотонное гудение - музыка в ушах Божиих. Бога интересует душа. Если пение животворит ее - пойте! Мой друг, совершенно лишенный слуха, обожает петь. Он достаточно умен, чтобы не петь в хоре, но он часто поет Господу у себя дома, и, думаю, Ему это нравится!
в) Письменная молитва. Сейчас многие предпочитают молиться, ведя что-то вроде дневника. Это прекрасный способ передать Богу свои чувства и мысли. Отрывками из такого дневника можно делиться с друзьями, в молитвенных группах или в семье. Самое важное - чтобы записи помогали вашей молитве стать более жизненной.
г) Образная молитва. Св. Игнатий Лойола в своем духовном учении уделяет большое внимание воображению, о чем свидетельствуют его "Духовные упражнения" (современную версию можно получить у автора - Е. Я.). Игнатий рекомендует медленно прочитать отрывок из Писания, в первую очередь это относится к сценам из жизни Иисуса, затем изобразить и мысленно, в картинах, представить их. Пусть в этом повествовании присутствует Бог - и вы. Это замечательный опыт, наставление души, способствующее большему осознанию личного присутствия Христа.
д) Молитва с газетой. Люди молятся за других людей, узнавая последние новости, благодарят за хорошее и молят о помощи для страждущих. Несмотря на некоторое отвращение, которое могут вызывать у нас средства массовой информации, молитва с их помощью объединяет мир с Богом и сердце человека - с Пресвятым Сердцем.
е) Молитва-приношение себя в дар. Вы можете безмолвно предать себя Богу. Представьте, как вы дарите кому-либо подарок, который наверняка будет с любовью принят. С таким же чувством предложите себя в дар Богу. Не нужно ничего говорить, хотя и можно, если слова вам помогают. Важно отношение.
Пребудьте в такой молитве столько времени, сколько сможете. Вначале, возможно, это будет несколько секунд,с опытом молитва станет более продолжительной.
Можно научиться молиться таким образом не только в специально отведенное для этого время, но сотни раз на дню, в гуще дел. Довольно скоро вы научитесь жить в присутствии Бога почти постоянно - и непрестанно даровать себя Ему.
ж) Молитва благодарения. Брат Дэвид Штейндл-Раст OSB считает благодарение центром своей жизни и молитвы. Он рассказывает, что каждый вечер благодарит Бога хотя бы за одну вещь, за которую еще ни разу не благодарил Его. Развивайте в себе чувство благодарности - и не только молитва, но и вся ваша жизнь наполнится радостным изумлением и хвалой.
з) Ощущение чуда. Мы в двадцатом веке понесли большую утрату. Мы потеряли чувство священности всего существующего. Мы разучились удивляться красоте и любви, присутствующих в жизни каждого из нас. Просто вдумайтесь - и вы поймете, что все мы принимаем жизнь и все, что в ней, как должное.
Отсюда и происходит скука и безразличие. Если у вас нет ощущения чуда, когда вы обращаетесь к Богу, ваша молитва будет не менее скучной, чем и вся ваша жизнь. Но ощущение чуда можно развить в себе.
Начните с самого простого - цветка, песни, лунного света. Созерцайте их в тишине. Восхититесь ими, удивитесь, как такое могло возникнуть (не отвечайте - легкие ответы смертельны для молитвы), насладитесь их красотой. Испытывайте мгновение чуда каждый день.
Затем вы можете перейти к более обычным вещам и событиям, позволив себе внимательнее всмотреться в них. Чем больше вы будете осознавать настоящее, тем более естественно вы поймете, что даже самые обычные вещи исполнены чуда.
Попросите у Бога дар удивления чудесному, попросите Его помочь вам увидеть, сколь драгоценны и священны люди и события жизни. Он сделает это- если вы будете открыты Его дару.
и) Молитва с природой. Природа делает нас глубже. Идеально было бы иметь возможность удалиться на природу, и там расслабиться, и открыть свою душу Создателю всего изобилия и красоты мира. Но можно сделать это в любом месте, где бы вы ни были.
Если вы живете в городе, там обязательно есть парк, пруд, ботанический сад, зоопарк, где тоже можно созерцать природу. Может быть, рядом с вашим домом течет речка? Молитесь, болтая ногами в воде.
Возможно, у вас дома есть комнатные растения. Обычный лист или цветок - чудо, способное рассказать вам о величии Творца. Просто ощущая присутствие Бога в обычных вещах, вы молитесь.
й) Созерцание. Созерцательная, или сердечная, молитва - самая глубокая и становится все глубже по мере того, как вы становитесь более способны воспринять Бога. Начните - и позвольте Богу ввести вас в глубины вашего сердца.

Основные советы
1. Найдите тихое уединенное место. Позаботьтесь, чтобы вам никто не мешал (закройте дверь, отключите телефон). Займите удобное положение: какое - не имеет значения, главное - чтобы спина была прямая.
2. Попросите Бога благословить ваше созерцание. Принесите его Господу в дар.
3. Ощущайте свое дыхание. Не меняйте его глубину и частоту. Дыхание должно быть ритмичным и спокойным.
4. Достигнув внутреннего спокойствия, можете начать повторять слова молитвы. Они должны быть простыми и не вызывать потока мыслей - например, имя Иисуса или Марии. Или атрибут - например, мир или любовь. Или просто приятный звук в вашем сознании. Сосредоточьтесь на нем, мысленно повторяйте его и позвольте своему разуму следовать за ним.
5. Достигайте все более полной тишины и сосредоточенности. Бог - в этой тишине, и там вы встретитесь.
6. Если вас отвлекают мысли, не позволяйте им этого, мягко возвращая свой разум к слову молитвы. Если вдруг вы осознаете, что вас "унесло" потоком мыслей, не упрекайте себя и продолжайте молитву.
Будьте проще и мягче, откройтесь любящему вас Богу.
Начать можно с 15-20 минут 1-2 раза в день. Это может быть нелегко, но вы почувствуете, насколько такая молитва духовно обогащает. Постепенно вы заметите, что с вами определенно что-то происходит, возможно, вы и сами не понимаете что. Доверьтесь этому! Бог начинается там, где вы позволяете ему действовать в вас.
Созерцательная молитва выводит вас за пределы несмолкающего разума - туда, где обитает Бог. Как бы ни были хороши ваши мысли - идите за их пределы в безмолвие, в преддверие вечности - там вас ждет Бог. И однажды вы услышите Его слово в молчании вашего сердца - Его послание лично вам. Что бы это могло быть - спрашиваете вы? Займитесь созерцанием и узнаете.

Если мы желаем отношений с Богом, оживляющих всю нашу жизнь и поддерживающих нас, то молитва - прямой и верный путь к этому.
Богу не важно, как именно вы к Нему придете. Ему важно, чтобы вы пришли. Он сам поддерживает в вас интерес к молитве. Так что если какая-либо ее форма вас привлекает - беритесь за нее. Делается скучно - пробуйте другую и углубляйтесь в нее. И ваш выбор и вашу скуку принесите Богу в дар. И вы услышите божественный ответ - величайшее из сокровищ, которым вы насладитесь в мире и радости.

 

О. Ежи Ягодзинский, SVD


«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», № 19 (124), 11 - 17 мая 1997 г., №№ 21-24 (126-129) 1997 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...