Недавно я читал книгу, где в разделе, посвященном семейной молитве, рассказывалось о днях рождения. Казалось бы, какое отношение молитва имеет к дням рождения? А между тем, автор книги... Папа Иоанн Павел II.
Книга называлась "О семье". Размышляя о духовности семьи, автор включил в эту тему все семейные события: рождения, смерти, поездки, праздники. Суть в том, что практически любое событие в семейной жизни может способствовать ее духовности. Многие связывают духовность исключительно с тем, что имеет непосредственное отношение к религии - храмы, свечи и молитвы. Отчасти это так потому, что большинство из тех, кто в прошлом писал о духовности, были монахами или священниками. Многие знают об объединениях мирян, таких, как третьи ордена. Дух и деятельность подобных групп - зеркальное отражение монастырской жизни. И до сих пор немало людей, которые, желая обогатить свою духовную жизнь, избирают именно этот путь.
Но духовность тесно связана и с нашей повседневной жизнью. Она начинается, когда мы утром открываем глаза; заканчивается, когда мы вечером погружаемся в сон.
Сегодня нам нужно понять, в чем состоит духовность мирян. Она основана на мелочах обыденной жизни. У этой духовности домашний вид, вкус и запах; она соткана из жизней молодых и старых, богатых и бедных, из жизней обычных Саш и Наташ, слава которых - именно в их обыкновенности.
Вот несколько мыслей, навеянных взглядом Иоанна Павла II на будничные события семейной жизни.
Семья - это система, сообщество. Если помочь одному из ее членов - лучше станет всем. Если одному плохо - помогать нужно всем, потому что только так можно обеспечить полное здоровье личности. Так лечат, например, алкоголизм - членов семьи больного просят, иногда весьма настоятельно, активно содействовать излечению, ибо члены семьи буквально - делят друг с другом жизнь. И если это верно для естественного порядка вещей, тем более верно для духовной жизни.
Вера передается в семье от одних членов к другим. Папа Павел VI говорил, что не только от родителей к детям, но и наоборот. Я однажды проводил с родителями занятие, посвященное тому, как дети могут передавать нам дух Слова Божия: они напоминают нам о том, что мы созданы, чтобы играть, смеяться, плакать и удивляться бесчисленным дарам Божиим.
Один из отцов рассказал мне, как его сын, разбив свою копилку, отдал все деньги соседу, у которого сгорел дом. "Я никогда не замечал за ним такой щедрости, - признался отец. - Он напомнил нам всем, что нужно делиться своим добром с другими, особенно с теми, кто в беде".
Другие говорили о том, как детские вопросы заставляют родителей выражать свою веру и ценности, чего они в других обстоятельствах никогда бы не сделали. "Почему мы не видим Бога? Бог когда-нибудь спит? Он правда всех любит? Он может сотворить что-нибудь такое тяжелое, что и Сам поднять не сможет? А если дедушка много пил и умер, это значит, он попадет в ад? А как Иисус может быть во всех этих маленьких облатках?" Дети знают, как заставить родителей думать на богословские темы.
А также умеют заставить их привести свое поведение в соответствие с верой. Как вы поступите, если, придя в магазин с ребенком, вы получите больше сдачи, чем следует? А если вы регулярно превышаете скорость, когда едете на машине? А если ваша манера крепко выражаться смущает ребенка? Дети призывают нас к более глубокой вере и подлинной нравственности.
Они прекрасно умеют жить в настоящем. Как гласит старое изречение, мы, взрослые, часто "забываем нюхать цветы". Дети могут отвлечь нас от наших "важных" забот. Иногда они путаются под ногами - и тогда я думаю, уж не Бог ли заставил их делать это?
Одно из оснований современной церковной жизни - семья, понимаемая как домашняя Церковь. Это определение используется в документах II Ватиканского Собора и в посланиях Пап. Говоря традиционным церковным языком, семья участвует в трех видах церковной деятельности: в поклонении, евангелизации и служении.
Поклонение в нашем понимании обычно сводится к молитве и совершению таинств. Это, конечно, верное, но далеко не полное представление. У семьи есть собственные способы поклонения и совершения таинств. Есть четкая параллель между евхаристией в церкви и семейной трапезой. Прощение и примирение между членами семьи - тоже таинство. Исцеление, распределение обязанностей, взросление - все это семейные таинства. Духовность проявляется и во время игры и отдыха. Прогулка по парку, поездка в лес, праздники и святые дни, общая уборка квартиры - и не забудем также любимые Иоанном Павлом II дни рождения - все это составляет духовность семьи.
Евангелизация - это передача слова Божия и любви от одного человека к другому. Иоанн Павел II считает, что подобная передача веры в семье "ничем не заменима". Сама семья, по замыслу Божиему, играет особую роль в передаче личностного и любящего присутствия. Многие, описывая свой путь к вере, рассказывают, сколь важную роль в их жизни сыграли заботливая любовь родителей, верная любовь супруга, трогательная нежность ребенка. В семье особенно ощутима интенсивность любви Бога, и боль - если мы не получаем любви от самых близких людей.
Когда разрушаются узы любви между членами семьи, это отражается и на духовной жизни. Когда общение в семье затруднено - может ли быть открытость в молитве? В делах духовных все взаимосвязано. Бог с нами, а мы - с Ним. Наша жизнь от Него исходит и к Нему возвращается - но путь этот мы проходим вместе с другими.
Неправильно было бы идеализировать семью. Именно в ней можно ощутить теплоту и поддержку - но в ней же можно испытать острые конфликты, обиды и равнодушие. Семья становится евангельской общиной не автоматически, но в ежедневной борьбе за обретение понимания и любви. И это часто требует больших жертв. Чем больше мы осознаем центральную роль семьи в жизни Церкви, тем большую поддержку мы должны ей оказывать. Не знаю ни одного человеческого сообщества, которое заслуживало бы этого в большей степени.
Служение в христианской семье - это то, к чему должны вести поклонение и евангелизация. Иисус пришел служить другим и призывал людей участвовать в Его миссии. Служение начинается внутри семьи - а потом распространяется за ее пределы - на всех, кто терпит нужду. Важно поддерживать равновесие между этими двумя аспектами. Того, кто намеревается спасти мир и не замечает нужд в собственной семье, образцом христианина не назовешь. Иногда дети таких христиан становятся сиротами при живых родителях-"апостолах".
У семьи масса возможностей служить нуждающимся. Мне хочется сказать - с долей шутки, конечно, но в целом совершенно серьезно, - что одно из благороднейших служений - вынос мусора. Если у вас больше двух детей, это может превратиться в титанический труд. Но помните, что это часть семейной духовности.

о. Ежи Ягодзинский, SVD

«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», № 31 (136), 7 - 13 сентября 1997 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...