Сила воли. Многие из нас столь низкого мнения о своей воле, что не способны признать, сколь велики ее возможности. Чистая, непреклонная воля спасала жизни, делала инвалидов атлетами, преображала целые народы и обыкновенных людей делала святыми. Христианские авторы не переставали утверждать, что воля - необходимое условие для духовного пути.
Сильная воля создает обстоятельства, подчиняя их себе. Слабая воля просто подчиняется минутным побуждениям. Нашу жизнь пронизывают пристрастия и неприятие, симпатии и отвращение. Под их контролем находится наш жизненный выбор и поведение. Все мы по опыту знаем, как трудно отказать себе в чем-нибудь, чего мы очень хотим. Но тренированная и обращенная к Богу воля - наш мощный союзник, слабая же воля делает путь к Богу почти невозможным.
Следовать за своей волей - это как управлять упряжкой коней. Если возница способен их контролировать, они довезут его именно туда, куда ему нужно. Но если он слаб, кони поскачут, куда им хочется, и просто увлекут его за собой. Наши желания - это кони, рука же, держащая вожжи, - это наша воля.
Почему святые всегда так высоко ценили волю человека? В нашей христианской традиции воля - та часть человеческого существа, которая способна принимать и отдавать любовь. Любовь - не просто эмоция и выше, чем романтическое приключение. Любовь вечна, сам Бог есть любовь. И к этой божествености любви идеально приспособлена воля.
Мудрый выбор
Христианские духовные наставники знают, что корни вечной любви - в способности делать мудрый и правильный выбор. Жизнь учит нас, что любовь - скорее не чувство, а решение. Воля обладает потенциалом принимать божественную любовь, которая может направлять наше внимание и сосредоточивать его на избранном нами пути.
Человек, воля которого направлена к Богу, способен принять божественную любовь и вернуть ее Богу и миру. В этом таинственном процессе принятия и отдачи Бог, который есть любовь, обитает в воле. Однако это возможно лишь при условии, что наша воля научена и готова принимать Бога.
Нам необходимо выбирать то, что помогает нам на пути, и следовать этому выбору. Нужно прислушиваться к внутренним подсказкам Духа и иметь силу откликаться на них.
Мы знаем, что это трудно. Например, мы прекрасно понимаем, как важно встать чуть раньше для упражнений в молитве сосредоточения. Но, когда будильник звонит в полседьмого утра, ясность этого понимания тонет в желании насладиться приятным теплом и дремотой еще полчаса. Со звонком будильника должна проснуться и наша воля - иначе молитва будет отложена "на потом".
Если наша воля дремала большую часть жизни, маловероятно, что она проснется, как только нам в голову придет новая идея. Нужно сначала научить ее помогать нам. Баскетболист делает тысячи бросков, чтобы натренировать руку и глаз и в ответственный момент бросить мяч как надо. Так и мы должны тренировать волю, чтобы быть готовыми сотрудничать с Духом, действующим в нас.
Сила и постоянство
Воле необходимы два качества - сила и постоянство. Ни слабый, ни непостоянный человек не может жить с Богом в полноте. Если мы слабы, то мы позволим нашим желаниям творить нашу жизнь и делать за нас выбор. Если мы непостоянны, то сегодня мы живем в свое удовольствие, а завтра думаем, что неплохо было бы посвятить жизнь Богу, - и не растем. Но если наша воля сильна - мы можем выбирать добро и поступать согласно ему. Если воля постоянна - мы способны пребывать в нашем добром выборе.
Сила и постоянство воли достигаются упражнением. Начинать нужно с малого. Наставник послушников предостерегал нас от принятия великих решений вроде: "С этого дня я каждое утро буду вставать на молитву". Такими решениями мы просто обманываем сами себя. Для начала преуспейте в чем-нибудь малом и постепенно продвигайтесь к желаемой силе и постоянству.
Упражнения
Первый принцип тренировки воли - научить ее решительно, но весело противостоять нашим желаниям.
Можно, например, сделать что-нибудь, что нам не нравится, или не сделать то, что нравится. Что именно - не так уж важно. Можно съесть что-нибудь, что нам кажется невкусным, или отказаться от того, что мы очень любим. Можно сидеть на неудобном стуле, а можно выйти из автобуса за пару кварталов до нашей остановки. Все это упражнения, направленные просто на тренировку силы воли.
Свои обязанности тоже можно использовать в качестве упражнений - изменяя свое к ним отношение. Необходимое, но неприятное дело мы можем выполнить ради успеха нашего пути. Можно отказаться от чего-то ради Бога. Полезно относиться к этому как к игре, как бы говоря себе: "А ну-ка, смогу я это сделать или нет?" Игровой подход очень хорошо работает. Сама его непринужденность облегчает рост.
Тренируясь на малых задачах, мы постепенно обнаруживаем в себе слабое, но определенное ощущение новой силы. Мы даем начало великой, но пренебрегаемой нами мощи - и воля наша откликается на легкое прикосновение.
Тренировать волю можно, наблюдая за своими желаниями и пристрастиями вместо того, чтобы бездумно им подчиняться. В процессе наблюдения происходит любопытная вещь: они меняются. Наши желания сами по себе обычно не столь сильны. Они только кажутся такими, потому что мы так долго подчинялись им.
Занятное упражнение - глазеть на витрины в интересующих вас магазинах. Не забудьте только, что вы пришли не за покупками, а чтобы поупражняться в наблюдении за своими желаниями. Проходя по какому-нибудь ГУМу, внимательно понаблюдайте, что происходит в вашей душе. Это может стать таким откровением, что я даже не буду пытаться предсказывать, что вы можете в себе открыть.
Смотрите на финишную черту
Волю можно усилить также, сосредоточившись на преследуемой цели. В начале пути мы много думали о направлении нашего движения. Нашей целью было приблизиться к Богу настолько, чтобы начать жить только в Нем и для Него. Каждое утро, чем раньше, тем лучше, найдите несколько минут, чтобы напомнить себе об этой цели. Лучше всего вспомнить о ней, прежде чем встать с постели, но, когда бы это ни произошло, нужно несколько минут поразмышлять о ней. Помните о цели - это усиливает мотивацию и укрепляет волю.
В течение дня о каждом своем деле и решении можно спросить самого себя: "Служит ли это достижению моей цели?" Часто одного этого вопроса бывает достаточно для поддержания воли. Постепенно мы теряем интерес к тому, что плохо служит нам.
Это также помогает тренировать постоянство. Бегун-стайер знает, где находится финишная черта, и его внимание приковано к ней во время длительного бега. Это помогает ему продолжать бежать. Хорошо сказал об это св. Павел: "Стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Христе Иисусе... до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить" (Флп 3.14,16).
Путь, предпринятый нами, долог. Во время пути мы будем получать помощь и поддержку и должны продолжать идти - с сердцами, исполненными воли и терпения. Видеть цель - большая подмога на пути.
Упражнение и еще раз упражнение
Какое бы упражнение мы не выбрали для тренировки воли, его нужно выполнять ежедневно. Мой учитель латыни говорил, что учить правила по 15 минут каждый день полезнее, чем по часу через день. Это относится и к любой другой тренировке.
По мере того, как воля укрепляется, мы начинаем испытывать чудесное и неведомое прежде ощущение свободы. Мы учимся делать мудрый выбор и быть последовательными в его осуществлении. Такая свобода гораздо лучше тысячи удовольствий. Сильная воля - это свободная воля, свободная принимать бесконечную любовь и становиться подлинным внутренним замком Отца. Нас больше не осаждают мелкие желания, заставляющие сворачивать с пути. И мы становимся счастливее, а душа наша исполняется покоя и уверенности.
о. Ежи Ягодзинский, SVD
«СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ», № 35 (140), 5 - 11 октября 1997 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...