Африка
Когда один из епископов служил в Африке, в Гане, он был свидетелем многочисленных культурных взаимопроникновений - когда христианская обрядность, сложившаяся в Европе, обогащалась местной африканской традицией. Причем христианская вера в таком "симбиозе" не теряла своей сути, а лишь выигрывала от того, что была понятнее людям.
Один из примеров - Великая Пятница. В том, как ее переживали прихожане, было много аналогий с местным погребальным обрядом. Согласно ему, родственники умершего до и после похорон садились перед домом в круг. Любой, кто шел мимо и видел их,  понимал - в этом доме кто-то умер. Тогда он подходил к сидящим и выражал свои соболезнования. События Великой Пятницы воспринимались так же, как и смерть близкого человека - причем как христианами, так и нехристианами. Члены общины шли огромной процессией по улицам, а затем садились в круг - перед храмом, перед своими домами. И прохожие - в основном, нехристиане - подходили к сидевшим и выражали соболезнование. Они знали, что у христиан траур и  что к ним надо подойти и утешить.
Не знаешь, кому больше удивляться в этой ситуации - то ли христианам, которые способны так живо и непосредственно переживать смерть Христа, то ли этим людям "со стороны".


Словакия
Языческие корни, вероятно, имеет другой обычай, связанный с Пасхой, о котором рассказал о. Иосиф Галлович.
Он вспоминает, как у них в Словакии каждое Пасхальное утро парни обливали соседских девчонок водой. Шли по соседям - поздравлять с Воскресением Христовым и при этом несли воду, в которую добавляли духи для аромата. Обливали в шутку душистой водой девушек - чтобы те были цветущими.
Эта старая славянская традиция, говорит о. Иосиф, сейчас еще кое-где сохраняется. Однако, это - совсем не главное, это просто невинные развлечения молодежи. Центром же всего было Святое Триденствие: литургия Крестного Пути, поклонение Гробу, навечерие Пасхи и торжественная воскресная месса. В городе перед Пасхой в храм на исповедь шло так много людей, что священникам приходилось исповедовать по 6-7 часов подряд. Прихожане ожидали таинства по несколько часов.
Непременным атрибутом праздничного стола во всех домах был "агнец" - изображение ягненка, сделанное из теста и сахара. Присутствовал на трапезе и другой агнец - настоящий зажаренный ягненок. Но этого, правда, позволить себе могли не все.

Грузия
Рассказывает Маринэ, приехавшая в Иркутск из армянского поселка, расположенного в Грузии.
"Мы жили раньше в центральном поселке района, куда на праздник съезжались все люди из соседних армянских деревень и городов. Пасха у нас - самый большой праздник. Столько народу всегда собиралось! В Пасхальное Воскресенье начинались соревнования по борьбе. Мужчины боролись друг с другом на протяжении трех дней. Победитель получал теленка или барана.
После этих дней всегда было очень много свадеб, потому что на праздник съезжается молодежь из разных мест, все знакомятся друг с другом. Очень часто во время Пасхи девчонок крадут. Например, если девчонка согласна, а родители нет, парень крадет ее, прячет где-нибудь. Спустя несколько часов родители узнают, что дочку украли и деваться им уже некуда. К ним приходят родители парня, сидят, разговаривают, мирятся и договариваются о свадьбе.
У нас все армяне в этом районе - католики и все ходят в церковь. В 1988 году приехал священник, с тех пор в церкви постоянно идут службы, причем на армянском языке. Помню, при коммунистах, когда еще священника не было, я постоянно с бабушкой ходила на Розарий. Церковь всегда была открыта, и кто хотел, приходил туда молиться. Креститься, венчаться ездили в Тбилиси, а когда приехал священник, все стало происходить в поселке.
Мы всегда соблюдали Пост. По средам и пятницам не ели не только мясо, но и молочное - только рыбу и растительную пищу. Мясо даже в понедельник не ели, в остальные дни можно было. Что готовим на Пасху? Я не знаю, как это по-русски, но мы называем "гата". Это как кулич, но не сладкий, всегда именно на Пасху его стряпаем. Конечно, красим яйца."

Подготовила Наталья Галеткина

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...