"Меа сulpa" архиепископа Кондрусевича" - под таким заголовком вышла в итальянской газете "Avvenire" статья о том, что глава католического епископата России принес покаяние за насилие, совершенное греко-католиками на Украине. Далее со ссылкой на митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) газета сообщает, что Русская Православная Церковь приветствовала это покаяние и подчеркнула, что Ватикан до сих пор никогда ничего подобного не заявлял.
Эта сенсация появилась в крупнейших агентствах и изданиях на английском, немецком, французском и других языках. Ни одна из них, правда, не была озаглавлена "Кондрусевич против Ватикана", однако новость распространялась и переводилась на разные языки со скоростью скандала.
Удивительно, что, тиражируя сенсацию, почти никто не усомнился в подлинности слов католического архиепископа. Никто не удивился тому, что он вдруг стал вмешиваться в дела другой страны и других епархий. Никто не поинтересовался, почему владыка молчал десять лет и не думал каяться. Впрочем, было одно исключение - агентство "Франс Пресс", корреспондент которого усомнился и позвонил в московскую курию... Поскольку в последнее время поводов для протестов и опровержений со стороны католиков стало больше, мы решили подробнее исследовать ситуацию, которая вполне может стать типичной.

Текст
Реконструкция хронологии событий не составляет особого труда, поскольку в информационных лентах агентств сообщения датируются с точностью до минуты. Все началось с небольшой утренней заметки одного из российских информационных агентств. Вот она.
ГЛАВА КАТОЛИКОВ РОССИИ КРИТИКУЕТ ЗАХВАТ УКРАИНСКИМИ УНИАТАМИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ И ОТВЕРГАЕТ ОБВИНЕНИЯ В ПРОЗЕЛИТИЗМЕ
Москва. 22 марта. 10.50. ИНТЕРФАКС - Глава российских католиков архиепископ Тадеуш Кондрусевич в интервью "Интерфаксу" подверг критике действия униатов (греко-католиков - "ИФ"), которые в начале девяностых годов разгромили три православные епархии на западе Украины, захватив при этом сотни православных храмов.
Т. Кондрусевич категорически отверг обвинения католической церкви в прозелитической деятельности в России. "Никакого прозелитизма, - сказал он, - с нашей стороны просто нет. Вопреки слухам, мы не переманиваем к себе россиян, обещая гуманитарную помощь. Но если к нам приходят люди и говорят, что хотели бы стать католиками, мы не можем им отказать только на том основании, что они русские, потому что это уже вопрос свободного выбора человека".

Контекст

Не прошло и часа, как "сенсация" была размещена уже на сайте НТВ.ru - одном из лидеров информационного сектора в сети Интернет.
Кроме того, сообщение было немедленно переведено на английский язык и попало в ленту, подписчиками которой являются крупнейшие мировые агентства и издания. И, вероятно, не один редактор, помещая заметку в номер, почесывал затылок и дивился смелости архиепископа из далекой Москвы.
Ну и разумеется, пошло-поехало: Zenit (Ватикан), Kathpress (Австрия), SNC (США), да потом из агенств - на радио, ТВ, в газеты... "Avvenire" придумала броский подзаголовок с "mеа сulpa" - видимо, на всякий случай, потому что на Украине и в России католики перед православными всегда хоть в чем-то провинятся.
По эту сторону границы по случайному стечению обстоятельств в тот же день имело место интервью в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Он, разумеется, был уже в курсе, хотя новость прошла в "Интерфаксе" всего три часа назад. Вот отрывок из расшифровки беседы:
"А. ВЕНЕДИКТОВ - Я Вам приготовил подарок. Сегодня Тадеуш Кондрусевич, архиепископ:
МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Да, я слышал, очень хорошо сказал.
А. ВЕНЕДИКТОВ - :подверг критике действия униатов и говорил о том, что все проблемы христиан, в том числе имущественные, следует решать путем переговоров. Он говорит очень интересную вещь. Что встреча (наоборот, он меняет позиции) Патриарха с Понтификом позволит решить многие из наболевших вопросов, чем раньше мы сядем за стол переговоров, тем лучше. Если бы в 80-е годы не прошел российско-американский саммит в Рейкьявике, может быть, сегодня бы еще существовала Берлинская стена и железный занавес. Так считает Кондрусевич. Он говорит: "Давайте встретимся, тогда и решим".
МИТРОПОЛИТ КИРИЛЛ - Я, в принципе, приветствую заявление архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Это первое из такого рода заявлений. Я думаю, что мы обратим на это внимание".
Подтекст
Оценив по достоинству оперативность Службы коммуникации ОВЦС, мы напрочь отметаем любые домыслы и наветы относительно спланированной акции, провокации или изящной "подставки", которую подстроить нарочно, как вы сами понимаете, совершенно невозможно. Референты митрополита Кирилла отслеживают события в реальном масштабе времени, и как только увидели в "Интерфаксе" интересное заявление католического архиепископа, немедленно доложили владыке.
Скорее всего они не знали о том, что интервью-то имело место 14 марта, а на ленту агентства выложено в самый подходящий момент - 22 марта, да еще и под рубрикой "Главные новости дня". Как будто оно было бы меньшей новостью 15, 16 или, скажем 20 марта...
Скорее всего, референты митрополита и мысли не допускали о том, что за эту неделю корреспондент "Интерфакса" не удосужилась согласовать текст интервью с его героем, пока он был в Москве, как это принято в нормальной журналистской среде...

Реакция

Главный герой сенсации - архиепископ Тадеуш Кондрусевич - в момент публикации уже находился с пастырским визитом в США, и вынужден был реагировать оттуда, не имея возможности исследовать "сенсацию" во всех подробностях.
Заявление
Находясь с визитом в США, я ознакомился с сообщением "Глава католиков России критикует захват украинскими униатами православных храмов", опубликованном агентством "Интерфакс" 22 марта 2001 г.
К глубокому сожалению, в этом тексте моя точка зрения представлена в неполном и искаженном виде, что вызывает, по меньшей мере, недоумение и необходимость немедленных уточнений.
14 марта я действительно беседовал с корреспондентом "Интерфакса", которая попросила меня прокомментировать заявление Патриарха Алексия II о том, что предстоятель Русской Православной Церкви не возражает против встречи с Папой Иоанном Павлом II при условии предварительного решения проблем, осложняющих отношения наших Церквей. Я заявил, что такая встреча должна состояться как можно быстрее, поскольку лидеры для того и встречаются, чтобы решать проблемы.
На вопрос о прозелитизме я ответил, что католики в России им не занимаются, и добавил, что мы обязаны уважать свободу выбора каждого человека, в том числе и русского по национальности.
Далее речь зашла о конфликтах православных и греко-католиков на Западной Украине. Я сказал, что осуждаю насильственные методы восстановления исторической справедливости и убежден, что все проблемы, в том числе имущественные, христианам следует решать путем переговоров.
Кроме того, добавил я, подобные споры следует решать именно на Украине, и категоричные оценки людей, которые живут за рубежом - в России, Польше, Италии - могут лишь усугубить ситуацию. В частности, я не считаю себя вправе судить об этом, поскольку на Украине не живу и очень давно там не был. Хотя бы по этой причине я не мог утверждать, что "греко-католики в начале девяностых годов разгромили три православные епархии на западе Украины, захватив при этом сотни православных храмов". Это весьма эмоциональное утверждение, которое корреспонденту "Интерфакса" кажется неоспоримым, довольно широко распространено в России, но мною не разделяется. Не имея возможности исследовать ситуацию непосредственно, я вполне доверяю тому, о чем свидетельствуют мои братья во епископстве (как греко-, так и римо-католики), и разделяю их позицию в переговорах с Русской Православной Церковью.
Думаю, что если бы встреча Папы и Патриарха состоялась в начале 90-х годов, то она смогла бы предотвратить многие конфликты и разрешить спорные вопросы.
В связи с вышеизложенным заявляю свой протест по поводу искажения моей позиции в сообщении агентства "Интерфакс".
Архиепископ Тадеуш Кондрусевич,
Председатель Конференции католических епископов Российской Федерации.
Сан-Антонио (США), 22 марта 2001 г.

Согласитесь, сам фокус гораздо интереснее его разоблачения.
Поэтому распространенные Информационным центром Конференции католических епископов тексты заявления на русском, английском, немецком, французском и итальянском языках, мягко говоря, не встретили к себе столь же внимательного отношения, как сама сенсация.
Чтобы прояснить, как она родилась, обратимся к формальной логике.

Аристотель отдыхает

Итак, весь сыр-бор разгорелся из-за одного абзаца, в котором говорится, что архиепископ Тадеуш Кондрусевич "подверг критике действия униатов (греко-католиков - "ИФ"), которые в начале девяностых годов разгромили три православные епархии на западе Украины, захватив при этом сотни православных храмов".
Здесь очевидна элементарная логическая ошибка, которую в зависимости от того, насколько сознательно она допущена, можно заподозрить в подтасовке или даже провокации.
Вот структура этого силлогизма:
Первая посылка: архиепископ Тадеуш Кондрусевич осуждает насилие.
Вторая посылка: греко-католики на Украине разгромили три епархии и насильственно захватили сотни храмов.
Вывод: архиепископ Тадеуш Кондрусевич осуждает греко-католиков.
Классический учебник логики профессора В. Асмуса настаивает на том, что "первое необходимое условие правильного силлогизма составляет истинность посылок, на которых основывается вывод, по существу их содержания".
Вторая посылка нам не кажется очевидно истинной, и вопросы по поводу существа ее содержания мы адресовали автору сообщения "Интерфакса" Валентине Дудкиной.
И узнали очень любопытные вещи. Оказывается, утверждение "греко-католики на Украине разгромили три епархии и насильственно захватили сотни храмов" - это аксиома. Удивительно, но именно это слово произнесла наша коллега: "Это аксиома, все об этом знают". На замечание о том, что есть иные точки зрения на события в Западной Украине, г-жа Дудкина сообщила, что ей о таковых ничего неизвестно.
А нам - известно. Позвольте процитировать Тимоти Уэра, ныне Каллиста, епископа греческой православной епархии Великобритании (Константинопольский Патриархат). Он написал несколько книг по истории Православной Церкви и восточному богословию, переводил на английский язык литургические и духовные тексты. В своей книге "Православная Церковь" он также рассматривает текущие проблемы, относящиеся к Унии. Касаясь Львовского собора 1946 г., он пишет: "Не подлежит сомнению, что подавляющие большинство [украинских католиков] желало сохранить свое общение с Папой... Судьба греко-католиков после Второй мировой войны, возможно, самая мрачная глава в повести о тайном сговоре Московского Патриархата с коммунистами". Епископ Уэр далее продолжает: "К 1987 г. стало уже в высшей степени понятно, что греко-католики выйдут из катакомб и вернут себе когда-то принадлежавшие им, а ныне находящиеся в руках православных храмы. Если бы Московский Патриархат взял на себя инициативу и предложил мирное разрешение проблемы путем переговоров, ... многих последующих неприятностей можно было бы избежать. К сожалению, такой инициативы не поступило".

Картинка

Для тех читателей, у кого образное мышление преобладает над логическим, нарисуем маленькую картинку для прояснения больших вопросов. Представьте себе, что в наши по инициативе власть имущих все православные храмы Москвы были переданы протестантам, а православие вынуждено было бы уйти в подполье. Лет через тридцать подул ветер перемен, РПЦ вновь стала легитимной, но - без церквей и собственности. В храме Христа Спасителя, к примеру, идут своим чередом протестантские богослужения, причем правнуки Реформации, успевшие обставить собственность юридически грамотными документами, и слушать ничего не хотят о том, что когда-то этот храм принадлежал другой общине. Они вполне дружелюбно предлагают православным построить себе новую церковь. Надолго ли хватит терпения у Народа Божия? Удержат ли епископы возрождающейся Церкви свою паству в смирении и послушании? Гарантированы ли они от того, что люди ослушаются их и самовольно пойдут захватывать храмы, в которых их крестили и венчали?
И при первых же конфликтах кальвинисты, может быть, сформулируют свое возмущение примерно такими же словами, как это сделал митрополит Кирилл в интервью "Эхо Москвы" 22 марта: "В центре Европы не может быть такого массового нарушения прав человека и религиозной свободы. Это вызов всей европейской цивилизации". Почему же такой же оценки не удостоены события 1946 года?
К сожалению, мифологема о "трех разгромленных епархиях и сотнях захваченных храмов" уже многие годы воспроизводится в средствах массовой информации в общем виде. Хотелось бы, чтобы публичный разговор, наконец, перешел в конкретное измерение. Хотелось бы знать, какие это храмы, где расположены, кому раньше принадлежали, при каких обстоятельствах стали православными в конце сороковых годов и возвращены греко-католикам в начале девяностых, кто был инициатором переговоров и кто от них отказывался, а также иные подробности.

Как мнение становится фактом
Обращает на себя внимание и еще одна странность текста агентства "Интерфакс". Оценочное суждение со словами "разгромили" и "захватив" было бы вполне уместно в сообщении, если бы сопровождалось ссылкой на источник - "по мнению Русской Православной Церкви". Однако ссылки нет, и мнение становится фактом, или, как выразилась Валентина Дудкина, аксиомой.
Смешение факта и мнения, подача мнения как неоспоримого факта - это недопустимая вещь в профессиональной журналистике, особенно в журналистике информационного агентства.
Так действительно рождаются аксиомы - и умирает профессионализм.
Виктор Хруль

 

P. S. Хоть и на четвертый день, но "Интерфакс" все-таки обратил внимание на протест архиепископа Кондрусевича. Правда, слово "протест" куда-то потерялось, ибо сообщение озаглавлено так: "Глава российских католиков разъясняет существо своей позиции по проблеме межрелигиозных отношений на Западной Украине". То есть, похоже, он сам чего-то напутал, а теперь вот разъясняет. А что касается "аксиомы", то она, как и положено, остается незыблемой и проявляется именно в тех местах, где "Интерфакс" перестает цитировать архиепископа и начинает объяснять, что именно он имел в виду. Оцените следующий абзац: "Т.Кондрусевич осудил "насильственные методы восстановления справедливости", имея в виду, что до 1946 года многие храмы, в начале 1990-х годов отобранные у православных, принадлежали униатам".

"СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ", №14 (316), 1 апреля 2001 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...