Понтификальный паллий, так было бы правильнее его назвать, является церковным облачением, которое жалуется Римским Первосвященником старшим епископам Церкви, чтобы подчеркнуть их власть, превосходящую обычную епископскую юрисдикцию...
Паллий, который определён таким образом, имеет место лишь в церкви латинского обряда. В восточных же (католических) Церквах паллий тоже есть, но является просто знаком епископского достоинства, не свидетельствующем о наличии какой бы то ни было особой юрисдикции, это всего лишь составная часть епископского одеяния.
Паллий, или иными словами особый вид плаща, называемый иногда философским паллием, был частью одежды античного общества. Если взглянуть на древние скульптурные изображения философов или ораторов, то нетрудно заметить, что все они облачены в этот особый плащ, закреплённый на левом плече так, чтобы оставить правую руку свободной для жестикуляции.
Подобного рода плащи свидетельствовали о принадлежности к избранной части общества, и, естественно, первые христиане желали видеть своих учителей и наставников облачёнными в подобающие тому времени знаки отличия. Поэтому, если посмотреть на портреты первых Пап, имеющиеся в Римской Великой базилике святого Павла-вне-стен, то видно, что все эти святые Первосвященники облачены в подобные паллии. Не факт, что именно так все они и одевались, но, по крайней мере, на иконографическом изображении первоиерархов Церкви такое облачение является обязательным.
Портреты Римских Первосвященников в философских паллиях были выполнены в базилике ещё в Понтификат Папы Льва I (440-461 гг.). Он и сам изображён на портрете в подобном облачении, хотя точно известно, что к его Понтификату философский паллий уже трансформировался из обычной одежды в часть церковного облачения, претерпев при этом сильное изменение. Дело в том, что когда 20-го мая 1713 г. были обретены мощи св. Льва I, то он был облачён в понтификальный паллий - белый с красными крестами, напоминающим тот, что носили и все его Преемники вплоть до наших дней.
Первым Папой, изображённым в современном понтификальном паллии, является св. Симмах (498-514 гг.). Письменные же упоминания о паллии позволяют бесспорно заключить, что уже в середине IV века понтификальный паллий являлся составной частью литургического облачения.
Средневековые изображения Римских Понтификов подтверждают, что Папы всегда имели среди своего одеяния понтификальный паллий, представляющий из себя довольно узкую полосу белой ткани в виде круга, покоящегося на плечах; от этого круга спереди и сзади спускались две такого же цвета и такой же ширины полоски ткани. И на круге, и на спускающихся лентах были изображения крестов. В эпоху раннего средневековья кресты были красными, так как этот "императорский" цвет свидетельствовал о наличии у Папы высшей власти в Церкви.
То, что помимо Верховного Пастыря паллий могут носить и некоторые епископы, тоже является одной из древнейших традиций Церкви. Сохранился документ, свидетельствующий, что ещё в 336 г. Папа св. Марк даровал право ношения паллия епископу Остии в случае если тому придётся совершать епископскую хиротонию Папы.
Отступая немного от темы паллия, надо заметить, что нередко вновь избранные Римские Первосвященники на момент восшествия на Престол св. Петра не имели ещё епископского посвящения. В подобном случае в самое ближайшее время после избрания новый Папа должен быть посвящён в епископский сан епископом Остии, являющимся деканом коллегии кардиналов. Последним на настоящий момент Папой, не имевшим епископского сана при избрании на Престол св. Петра, был Григорий XVI (1831-1846 гг.).
Но вернёмся к паллию. Итак, кроме Верховного Первосвященника, ношение паллия было закреплено за теми иерархами Церкви, которые были тесно связаны с папской властью или могли рассматриваться как Папские викарии, представлявшие Папу в какой-либо стране. Постепенно право на ношение паллия было закреплено практически за всеми примасами и митрополитами, чья юрисдикция превышала обычную власть епархиального епископа.
Вот что говорит о паллие в своём распоряжении великий Папа средневековья Иннокентий III (1198-1216г.г.): "Паллий, который вменяется носить старшим епископам, должен быть изготовлен из белой шерсти. Он представляет собой круг, одеваемый на плечи, две ленты от которого спускаются с двух сторон. На паллие располагаются четыре креста пурпурного цвета: спереди, сзади и на плечах. На левом плече - крест двойной. на правом - обычный. Паллий закрепляется тремя золотыми булавками: на груди, на спине и на плече. К левому плечу паллий не крепится. Каждая булавка украшена драгоценным камнем".
Если в эпоху Иннокентия III спускающиеся ленты паллия были очень длинными, то уже на более поздних, но всё ещё средневековых, изображениях они постепенно укорачиваются. Момент, когда красный цвет крестов был заменён на чёрный, документально проследить не удаётся, но эта традиция тоже восходит к средневековью.
Таким образом, примерно в XIII столетии, названном Маритеном сакральной эпохой христианства, когда Католическая Церковь достигла Своего земного апогея, сформировав христианское общество, можно отнести окончательно сложившуюся традицию, связанную с облачением старших епископов в паллий.
Итак, паллий представляет собой тканую белую шерстяную ленту в форме круга, к которому по диаметру с двух сторон прикреплены две ниспадающие ленты из такой же материи. Каждая из лент заканчивается небольшим кусочком чёрного шёлка, в который вшита металлическая пластина, не позволяющая паллию болтаться при ношении. На паллие имеются шесть крестов из чёрной тафты: по одному на лентах и четыре на круге. Три креста, на лентах и один на круге, имеют по два маленьких шёлковых колечка для прикрепления паллия на груди, спине и плече.
Шерсть для изготовления паллиев стрижётся со специально освящённых в день святой Агнессы (21-е января) агнцев, что символизирует пастырскую ответственность за стадо Христово того, кому этот паллий будет вручён: как добрый пастырь несёт на своих плечах агнца, так и примас или митрополит взваливает себе на плечи заботы о вверенном ему стаде, о чём и свидетельствует паллий.
Что касается крестов на паллие, то ярче всего об этом сказал в одной из своих аллокуций в 1840г. Папа Григорий XVI: "Паллий несёт на себе изображения креста, дабы напомнить архипастырям о необходимости быть преисполненными состраданием к их братьям и быть в сердце своём распятыми для удовольствий этого мира".
Относительно трёх булавок, которыми крепится паллий, можно сказать, что и это символично. Они напоминают о трёх гвоздях, коими был прибит ко древу Христос.
И ещё одну вещь надо отметить в символике паллия. Паллий - высший символ священнической власти и епископской юрисдикции. Он одевается поверх всех остальных литургических облачений. Но если литургические облачения представляют собой роскошные, нередко шитые золотом убранства, то паллий - это простая лента из шерсти, ничего, кроме, крестов на себе не имеющая. Но эта лента - символ пастырской любви, символ, одеваемый поверх всех остальных символов власти - столы, далматики, казулы.
Паллий - символ высшей священнической власти - носится Папой и митрополитами. Всё, связанное с паллием, регламентировано Римским Понтификалом.
Папа - верховный глава Церкви - имеет право носить его во всех уголках земли, где бы он ни находился. В отличие от Папы, митрополит может одевать паллий только на вверенной его заботам территории.
В качестве личного награждения Папа может пожаловать паллий главе епархии, которая не находится в непосредственном подчинении Святого Престола, но в таком случае епископ не может облачаться в паллий, если находится вместе со своим митрополитом.
Титулярным митрополитам паллий, в принципе, не вручается, но из этого правила иногда делаются исключения.
Если резидентальный митрополит переводится на титулярную кафедру, то он оставляет себе свой паллий, но теряет право на его ношение, и даже после смерти он не может быть погребён облачённым в него (паллий кладётся ему под голову). Если же митрополит переводится с одной резидентальной митрополиии на другую, то ему вручается новый паллий, которым он и должен пользоваться и который одевается на него при погребении. Старый же хранится у него и при погребении кладётся под голову.
Таким образом, паллий закреплён одновременно за митрополией и лично за митрополитом. Перестав быть митрополитом в какой-либо конкретной епархии, никто не имеет право продолжать носить свой паллий. Равно как и, став митрополитом, необходимо получить свой паллий, чтобы иметь право на его ношение.
До получения паллия митрополит считается не вступившим в свои обязанности. Он не имеет права исполнять епископское служение: например, освящать Алтари, рукополагать клириков, собирать поместные синоды, освящать елей и т.д. Конечно, в особых случаях, когда физическое получение паллия связано с действительно серьёзными преградами, а в епископских функциях новоназначенного митрополита есть суровая необходимость, Святой Престол может сделать исключение из правил.
Для получения паллия необходимо, чтобы иерарх обратился с соответствующей просьбой, желая получить паллий как знак пастырской власти, дарованный Верховным Первосвященником, ибо паллий будет свидетельствовать о неразрывной связи с Престолом св. Петра. Данная просьба может быть представлена только на консистории лично тем, кто желает получить паллий, или его представителем, но в любом случае обращающийся с подобной просьбой должен быть на консистории в сопровождении консисториального адвоката.
Паллий, просьба о котором представляется на консистории, вручается не на консистории. Паллии хранятся в особой шкатулке из позолоченного серебра, церемониймейстер вынимает их оттуда в нужном количестве и переносит в часовню кардинала-перводиакона Святой Римской Церкви, где на следующий день кардинал-перводиакон вручает их иерархам или передаёт их представителям.
В день вручения пожалованные паллием иерархи или их представители собираются вместе с кардиналом-перводиаконом в его часовне, где прелат-каудатарий кардинала-перводиакона совершает Жертвоприношение Святой Мессы. Кардинал-перводиакон облачён в короткую пелерину соответствующего литургического цвета, получающие паллий иерархи облачены в белые казулы; лица, представляющие иерархов, - просто в суперпелликумы.
После св. Мессы паллии возлагаются на Алтарь, кардинал-перводиакон одевает красную баррету и садится в кресло, размещённое на ступенях перед Алтарём. Пожалованный паллием митрополит приближается, склоняет колени перед кардиналом и повторяет своё прошение о паллие, затем он произносит присягу о верности Святому Престолу, аналогичную той, что произносится при епископской хиротонии.
После этого церемониймейстер берёт паллий с Алтаря и передаёт его одному из присутствующих также на церемонии аудитору Роты. Последний его разворачивает и в таком виде уже передаёт кардиналу. Кардинал протягивает паллий митрополиту, чтобы тот поцеловал крест, и затем, произнося по-латыни установленную формулу ("Во славу Всемогущего Бога, Блаженной Приснодевы Марии, блаженных апостолов Петра и Павла и т. д..."), возлагает паллий на митрополита, заключая его после этого в объятия.
Затем церемониймейстер, являющийся апостольским протонотарием, составляет на имя митрополита или его представителя диплом, подтверждающий вручение паллия.
Крайне редко Папа делает исключения из правил этой церемонии. Так, например, Лев XIII лично вручил в Сикстинской капелле паллий кардиналу Луиджи Орелья ди Санто Стефано, являвшемуся деканом Священной Коллегии кардиналов.
Получив паллий, митрополит обязан его бережно хранить, о чём есть строгие предписания в "Церемониале". Паллий должен быть обёрнут в шёлк и убран в специальный ящик, обязательно имеющий богатые украшения как снаружи, так и внутри. Свидетельством особого отношения к паллию может быть то, что когда представитель митрополита везёт паллий из Рима, то все ночи он обязан проводить вместе с паллием в каком-либо храме.
Если вдруг случится так, что митрополит, чей представитель получил паллий в Риме, умрёт до того, как ему паллий будет передан, то по предписанию Священной Конгрегации обрядов от 4-го марта 1606г. паллий положено сжечь, а пепел выбросить в сакрариум, строго обязательно имеющийся при каждом католическом храме.
Если митрополит умирает за пределами своей епархии и там же происходит его погребение, то он не может быть погребён облачённым в паллий, который, в таком случае, кладётся ему под голову.
Иногда, но крайне редко, Папы делают некоторые исключения из правил, касающихся ношения паллия. Так, например, 22-го января 969г. Папа Иоанн XIII (965-972г.г.) предписал одному из епископов облачаться в паллий не только в тех случаях, которые строго регламентированы Понтификалом, но и в день святого Лаврентия. Этот же Папа позволил одному из епископов в Малой Азии передать свой паллий преемнику, что избавляло последнего от необходимости обращаться с соответствующей просьбой в Рим, что в то время было сделать очень непросто в связи с чисто техническими проблемами. Известен уникальный случай, когда Папа Агапит II (946-955г.г.) даровал кёльнскому архиепископу св. Бруно право на ношение паллия тогда, когда он сам сочтёт это нужным. Папа Климент IV (1265-1268г.г.) позволил епископу, имевшему титул епископа Назарета, города, где родился Христос, занятого уже в то время безбожными мусульманами, право на ношение паллия в любом месте на земле. Но все эти исключения из правил чрезвычайно редки.
Римский Понтификал строго предписывает как и когда митрополит может облачаться в паллий. Паллий может быть одет только на казулу и только во время торжественной Мессы в строго оговоренные дни. Если же паллий одевается не на казулу или во время любого иного богослужения - весперы, например, - то это расценивается как грубейшее нарушение.
Чтобы закончить эту статью, можно привести формулу освящения паллия, ярко свидетельствующую о его значении: "Да станет сей паллий символом и знаком совершенного единения с Апостольским Престолом, узами любви, частью Божественного наследия, залогом вечного спасения, дабы в день Пришествия Всевеликого Бога, Князя пастырей Иисуса Христа, обратиться одеянием славы и бессмертия для носителя его и вверенной ему паствы".