Расскажите, пожалуйста, подробно об индульгенциях. Означает ли полная индульгенция, что получивший ее католик освобождается от пребывания в чистилище за все грехи своей жизни до момента получения индульгенции? Что значит: "индульгенция за умерших"? Получает ли ее тот, кто молится за умерших, или тот, за кого молятся, выполняя, разумеется, при этом и другие условия получения индульгенции?
Индульгенция - это полное или частичное снятие временного наказания, положенного за грехи.
Известно, что грехи бывают смертные, т.е. предусматривающие вечное наказание, и повседневные, вечного осуждения за собой не влекущие, но препятствующие входу в Царство Небесное без предварительного очищения путем чистилищных страданий, что и является временным наказанием.
Только искреннее раскаяние в смертных грехах и таинство Покаяния может освободить человека от вечного осуждения, но это не означает, что будет отменено и наказание временное. Именно для избежания последнего накладывается на уже раскаявшегося грешника епитимья, исполняя которую, человек полностью освобождается от всякого наказания за грех. Чистилищные муки - это та епитимья, которую в день суда наложит на нас Сам Бог, если же, конечно, мы предстанем пред ним свободными от смертных грехов. Это посмертное чистилищное наказание будет наложено за все наши повседневные грехи и за все раскаянные смертельные грехи, за которые мы еще не совершили на земле положенную епитимью. Накладывается это наказание для удовлетворения Божиего правосудия.
Однако страдания Иисуса Христа на кресте воздали уже этому правосудию безграничное удовлетворение за грехи всех людей, к этому же духовному сокровищу следует прибавить еще и заслуги Богородицы и всех святых. Именно поэтому мы можем получить не только прощение в таинстве покаяния, но и освобождение даже от чистилищного наказания, прибегая к этой сокровищнице благодати, распоряжается которой Церковь, являющаяся не чем иным, как мистическим телом Самого Христа. Именно Церковь и накладывает на человека епитимью и позволяет ему получить индульгенцию, т. е. прощение.
Индульгенции, или прощения, даруемые Церковью в силу заслуг Христа и всех святых, зависят от многочисленных деяний, которые предлагается совершать христианину. Индульгенцию можно получить, например, читая особые молитвы, посещая некоторые места паломничества, молясь о Святом Отце, совершая дела милосердия, посещая кладбища и т. д. Все условия индульгенций строго оговорены и определять их может только Папа или, иногда, правящий епископ. Совсем недавно, например, Иоанн Павел II определил условия получения индульгенции связанной с юбилеем 2000-го года (об этом подробно было написано в одном из предыдущих номеров газеты).
Для получения индульгенции необходимо быть освобожденным от всех тяжких грехов, получив прощение в таинстве покаяния, иметь искреннее намерение получить индульгенцию и исполнить все необходимые предписания.
Индульгенции бывают полные и частичные. При получении полной индульгенции прощается все временное наказание. При получении частичной индульгенции - его часть. До недавнего времени (это еще можно встретить в старых молитвенниках) частичные индульгенции указывались в днях, неделях, годах. Это означало, что кающемуся отпускалось наказание, соразмерное именно такому сроку покаяния, или наказания в чистилище. Однако, сделано это было лишь для выделения более весомых индульгенций, ибо ведь чистилище находится не на земле и пребывание там земным временем не измеряется. Сегодня Церковь уже конкретное время за индульгенциями не закрепляет, разделяя их только на частичные и полные. Индульгенцию можно получить не только для себя, но и для души человека уже умершего и находящегося в чистилище.
Бытующее в литературе мнение о купле-продаже индульгенций в Католической Церкви основано на средневековых протестантских измышлениях. Добровольные пожертвования, как на Церковь, так и на дела милосердия, вовсе не представляли плату за индульгенцию, а были своего рода милостыней, даваемой каждым христианином в соответствии со своими возможностями, и размер этих пожертвований не увеличивал и не уменьшал силу индульгенции. Так что говорить о продаже индульгенций не приходится.
Прибегать к индульгенциям как можно чаще - дело любого благочестивого католика, но в деле нашего спасения полагаться единственно на них не следует, ибо вполне может случиться, что по недостаточному исполнению положенных условий, например, по недостатку нашего внутреннего раскаяния, мы не достигнем во всей полноте отпускаемой Церковью индульгенции. Поэтому всегда надо стараться и всеми другими способами умилостивить Бога и исправлять свою жизнь, будучи абсолютно уверенным в небесной помощи на пути спасения.