Церковь считает грех смертельно опасным духовным заболеванием, которое можно сравнить с такими физическими болезнями, как рак, СПИД, или с наркотическим пристрастием.
Особенность этого духовного заболевания заключается в том, что сам человек сознательно и добровольно вводит его в себя – как и в случае использования наркотиков. Вначале он испытывает удовольствие, но затем незримая сила последовательно разрушает человеческий организм, а в конце концов – уничтожает его...
Физическое заболевание может привести к одному из двух последствий – к ослаблению организма (даже в случае полного излечения), либо к смерти (при полном пренебрежении к лечению). Подобным же образом грех разрушает наши глубокие внутренние отношения с Богом, опустошает наш духовный мир. Он действует, как отравленный плод: через некоторое время после вкушения он проявляет свой незримый яд. Последствием этого становится частичная или полная утрата духовного здоровья. При этом могут возникать серьезные осложнения, требующие продолжительной реабилитации.
На богословском языке эти последствия греха, которые, в зависимости от степени его тяжести, могут иметь как временный, так и вечный характер, определяются как "кара". Таким образом, грех может приводить к духовной смерти, то есть к полной утрате способности общаться с Богом. В этом случае человек попадает в бездну невообразимого одиночества, во тьму полной бессмысленности своего существования. Если человек уходит из жизни в таком состоянии, мы говорим о его вечной смерти, о том, что называют адом.
Индульгенция (или отпуст) – это форма духовной реабилитации, которую Церковь с материнской заботой предлагает своим детям, получившим духовные раны вследствие собственного греха. Исповедь, во время которой происходит отпущение грехов, можно сравнить с медицинским вмешательством, благодаря которому удается победить болезнь. В этом таинстве человек, признавая угрожающую ему опасность, становится способным получить от Бога дар исцеления. Однако болезнь всегда оставляет какие-то следы. Те, кто не принимает это во внимание, должны понимать, что такой ослабленный духовный иммунитет в дальнейшем может стать причиной серьезных осложнений и последующих тяжелых заболеваний. Каждый, кто хочет восстановить свои духовные силы с помощью получения индульгенции, должен следовать четко определенным условиям:
1) Он должен быть внутренне свободен от пристрастия ко греху. Это – наиболее существенное условие, предполагающее не только обязательство приступать к таинству исповеди, если совесть обременена каким-либо грехом, но и подлинную и постоянную потребность души быть свободной от всякого греха.
2) У него должно быть желание и намерение (интенция) воспользоваться даром индульгенции – разновидности духовного лечения, предлагаемой Церковью.
3) Он должен совершить какое-либо благое деяние (зачастую символическое), предписанное Церковью, с которым связан дар индульгенции: например, это может быть определенная молитва, посещение определенной церкви, паломничество, посещение больных или заключенных.
Цель индульгенции
Христианин, который желает получить дар индульгенции и выполнит поставленные условия, может быть уверен, что в этом процессе полного восстановления духовных сил ему помогает действенная молитва его братьев и сестер, которые уже обрели спасение, и в особенности – ходатайство Божией Матери и святых. Святые молятся о нем Духу Божиему, являющемуся подлинной Сокровищницей Церкви. Святой Дух, нисходя на человека, сглаживает все "шрамы", возникшие в результате греха, и дает новые силы для верного пребывания человека с Господом.
Индульгенция – это целительная благодать Духа Святого, которую человек обретает при соблюдении определенных условий. Следовательно, целью получения индульгенции является обретение духовной способности любить Бога всем сердцем своим, всей душой своей, всеми силами своими, а ближнего своего – как самого себя... У некоторых людей создается ошибочное представление о том, что индульгенция – это нечто формальное, что для ее получения достаточно выполнить некоторые условия или внешние предписания. Но в действительности индульгенция – это форма подлинного духовного лечения, благодаря которому наша воля стремится к истинному благу, а наш разум точнее определяет и выбирает подлинную истину. Индульгенция – это средство для более глубокого духовного обращения, для изменения нашего менталитета, при котором мирской образ мышления замещается евангельским.
Разновидности индульгенции
Индульгенция бывает частичной и полной.
I. Частичная индульгенция
Частичную индульгенцию получают в двух случаях: 1) после исполнение дела, с которым Церковь связывает частичную индульгенцию; 2) при попытке получить полную индульгенцию; если не все условия для ее получения выполнены, верующему дают лишь частичную индульгенцию.
Существует четыре разновидности деяний, с которыми связано получение частичной индульгенции:
Молитва. Человек, который добросовестно исполняет свои обязанности, мужественно переносит жизненные трудности и, с упованием устремляя свои мысли к Богу, внутренне взывает к Его помощи, получает частичную индульгенцию;
Служение. Человек, который, движимый верой, в духе милосердия отдает самого себя либо свои блага на пользу нуждающимся братьям, получает частичную индульгенцию;
Самоумерщвление. Человек, который в духе евангельского покаяния от чего-либо воздерживается для обретения Царства Небесного, получает частичную индульгенцию;
Свидетельство. Человек, который в особенных обстоятельствах каждодневной жизни приносит свидетельство веры, получает частичную индульгенцию.
II. Полная индульгенция
Полная индульгенция связана с особыми требованиями: 1) После совершения исповеди человек должен быть полностью свободен от пристрастия к какому-либо (даже самому мелкому) греху. Он должен избегать любых желаний, противоречащих воле Божией, и искренне стремиться посвящать свою жизнь Богу. 2) У него должно быть твердое намерение получить полную индульгенцию. 3) Он должен приступить к Святому Причастию. 4) Ему следует молиться в намерениях Святого Отца (то есть в таких намерениях, в которых Папа молится за всю Церковь, отдельные общины верных и отдельно за некоторых людей).
К Папе, являющимся Отцом всех христиан, должно быть сыновнее отношение, и им надлежит поддерживать его Апостольское служение. При этом сама молитва может быть произвольной – например, "Отче наш" или "Радуйся, Мария", и т.д. Дела, за которые можно получить полную индульгенцию в любой день: пение Акафиста либо канона Пресвятой Богородице (Paraclisis): "Многими искушениями..."; Поклонение Пресвятым Дарам (длящееся, по меньшей мере, полчаса); благочестивое совершение Крестного Пути; чтение Розария Пресвятой Богородице; благочестивое чтение Священного Писания (по меньшей мере, в течение получаса); посещение в форме паломничества одной из четырех Патриарших базилик в Риме, а также чтение в них молитв "Отче наш" и "Верую".
III. Юбилейная индульгенция
Юбилейная индульгенция – это полная индульгенция, и получить ее можно в том числе за дела, с которыми в обычное время связана только частичная индульгенция. Условия получения индульгенции остаются такими же. В Святой год можно получить юбилейную индульгенцию за совершение молитв, за помощь бедным и нуждающимся и за осуществленные самоумерщвления:
1) Молитва. Можно получить юбилейную индульгенцию: а) за участие в мессе в Юбилейной церкви; б) за участие в Поклонении Святым Дарам, в утрене, вечерне, Крестном Пути, молитве Розария или каком-либо другом богослужении в Юбилейной церкви; в) за посвящение в этой церкви некоторого времени благочестивым размышлениям, завершающимся: молитвами "Отче наш", "Верую в Бога" и какой-либо молитвой, посвященной Пресвятой Богородице. Эти молитвы не связаны с молитвенными намерениями Святого Отца; их следует читать отдельно, поскольку они являются условием получения индульгенции. Полную индульгенцию можно получить также без связи с юбилейной церковью в случае каждодневного (по меньшей мере, получасового) чтения Священного Писания, а также принятия папского благословения "Граду и Миру" ("Urbi et Orbi").
2) Помощь нуждающимся, или "паломничество к Христу, присутствующему в ближних": а) посещение братьев, нуждающихся в помощи (больных, заключенных, одиноких и т.д.); при этом необходимо проявлять самоотверженность и не жалеть времени; б) активное участие в религиозно-общественных мероприятиях, совершение пожертвований на нужды детей-сирот, бездомных, беженцев и т.д. в) деятельность на благо общины: различные формы служения в приходе, в религиозных движениях, сообществах; г) разнообразные личные жертвы: служение другим людям своими знаниями, способностями, прощение ближним их долга, материальная помощь.
3) Покаяние и самоумерщвление. Для получения юбилейной индульгенции следует: а) хотя бы один день воздерживаться от употребления алкоголя, курения сигарет и т.д.; б) в какой-либо день поститься и сэкономленные таким образом деньги жертвовать на нужды бедных и голодных; в) в духе покаяния воздерживаться от дозволенных удовольствий (имеются в виду те формы развлечений, к которым у человека есть особенное пристрастие, – например, просмотр телепередач, слушание легкой музыки или ведение долгих пустых разговоров); г) участие в покаянном паломничестве.
IV. Индульгенция в течение обычного церковного года
Дела, за которые можно получить полную индульгенцию в определенные дни в течение года:
- 1 января – за благочестивое чтение или пение в церкви или часовне гимна "О, Сотворитель, Дух, приди..." для испрошения силы Божией на весь год;
- во время недели молитв о единстве христиан –за участие в каких-либо мероприятиях, посвященных этой неделе, и в заключительном богослужении;
- в Великий Четверг – за благочестивое чтение после мессы Воспоминания Тайной Вечери перед выставленными Святыми Дарами гимна: "Эту Тайну Пресвятую..." ("Tantum ergum");
- за благочестивое участие в Поклонении Святому Кресту во время литургии Великой Пятницы;
- в Навечерие Пасхи – за торжественное обновление обетов Крещения согласно какой-либо формуле, установленной Церковью;
- во время торжества Пятидесятницы – за благочестивое пение (или чтение) гимна "О, Сотворитель, Дух, приди...";
- во время торжества Пресвятых Тела и Крови Христа – за благочестивое участие в Евхаристической процессии;
- в праздник Пресвятого Сердца Иисуса – за молитву посвящения себя и всего человечества Пресвятому Сердцу Иисуса: "О Иисус милосердный...";
- во время праздника Свв. апостолов Петра и Павла – за благочестивое использование культового предмета, благословленного Святым Отцом или каким-либо епископом, одновременно с исповеданием веры в произвольной форме;
- 2 августа (в престольный праздник в часовне Порциункула в Ассизи) – за благочестивое чтение молитв "Отче наш" и "Верую" при посещении кафедрального собора или приходской церкви;
- 1-8 ноября – за благочестивое посещение кладбища и молитвы за усопших;
- 2 ноября, в день Поминовения всех усопших верных – за посещение церкви либо часовни и чтение молитв "Отче наш" и "Верую";
– в торжество Христа-Царя – за молитву посвящения всего человечества Иисусу Христу, Царю мира;
- 31 декабря – за пение (или произнесение) в церкви или в часовне гимна: 'Тебя, Бога, славим..." в качестве благодарения за полученные в течение года благодеяния.
Прочие возможности получения индульгенции
Другие дела, дающие возможность получить полную индульгенцию:
- принятие благословения Святого Отца "Граду и Миру" ("Urbi et Orbi");
- участие в торжествах, связанных с повсеместно провозглашенным днем призваний, днем больных, либо в других подобных делах;
- в годовщину собственного крещения – обновление обетов крещения согласно какой-либо формуле, установленной Церковью;
- в день посвящения семьи Сердцу Иисуса или Святому Семейству – благочестивое чтение установленной молитвы перед образом Пресвятого Сердца Иисуса либо Святого Семейства;
- участие в Евхаристическом богослужении при завершении Евхаристического конгресса;
- благочестивое участие в Евхаристической процессии;
- участие в духовных упражнениях (по крайней мере, в течение 3 дней);
- перед угрозой смерти (Церковь рекомендует священникам, чтобы во время совершения таинств с людьми, которым угрожает смерть, они всегда давали также специальное благословение с полной индульгенцией.
Если же возле верующего, которому угрожает смерть, нет священника, Церковь тоже дает ему эту индульгенцию, если только верующий принимает соответствующее решение и при жизни читает какие-либо молитвы. В этом случае Церковь избавляет его от трех условий, обычно требуемых для получения полной индульгенции, и предписывает для ее получения использование распятия или креста. Эту индульгенцию можно получить и в том случае, если в этот день верующий уже получил полную индульгенцию);
Индульгенция также дается за:
- посещение кафедрального собора в праздник свв. апп. Петра и Павла или в престольный праздник, или в день литургического праздника Кафедры св. ап. Петра (22 февраля); в день освящения Латеранской базилики (9 ноября), 2 августа (при этом следует читать молитвы "Отче наш" и "Верую");
- посещение храма, имеющего особенное значение в масштабах епархии, страны или мира, в престольный праздник; раз в году в день, выбранный самим верующим,
- в случае, если он участвует в групповом паломничестве к этому храму и читает молитвы "Отче наш" и "Верую";
- посещение приходского храма в престольный праздник и чтение молитв "Отче наш" и "Верую";
- посещение храма в годовщину освящения самого храма или его алтаря, сопровождающееся чтением молитв "Отче наш" и "Верую";
- посещение храма или часовни, в которых до истечения года со дня беатификации или канонизации совершаются торжества в честь новых святых или блаженных (при этом следует читать молитвы "Отче наш" и "Верую");
- посещение храма или часовни в дни литургической памяти основателей институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни, сопровождающееся чтением молитв "Отче наш" и "Верую";
-участие в мессе, совершаемой по случаю юбилея 25, 50, 60 или 70-й годовщины рукоположения в священники либо юбилея 25, 40 или 50-й годовщины рукоположения в епископы;
- принятие Первого Причастия либо сопровождение других, принимающих Первое Причастие;
-благочестивое участие в первой мессе рукоположенного священника;
- во время епархиального Синода – благочестивое посещение храма, в котором проходит Синод, и чтение там молитв "Отче наш" и "Верую";
- однократно – во время пастырского визита – за присутствие при священнодействии, которым руководит лицо, осуществляющее визит.
Полную индульгенцию можно получить раз в день. Ее нельзя получить вторично, даже если человек в то же самый день совершит поступки, за которые предусмотрено получение индульгенции. Исключение составляет только случай угрозы смерти, при котором в тот же день индульгенцию можно получить вторично.
О. Григорий Цёрох
"СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ", № 25(280), 18 июня 2000 г.