Помнится, в одном из анекдотов школьные учителя опасались задавать вопросы ученику Вовочке, поскольку у него все ответы сводились к одному...
Так вот, если кто-то не знает, как католики празднуют Воскресение Христово - спросите у веб-портала "Интерфакс-религия". Ответ у него уже готов: статья статья "Христиане Запада встречают Пасху" размещена на самом видном месте по адресу www.interfax-religion.ru. К сожалению, как и в случае с Вовочкой, ответ на поставленный вопрос сводится в основном к одному. Вернее - к двум: к зайцам и яйцам.
Вот, собственно, текст:
http://www.interfax-religion.ru/?act=dujour&div=183
Христиане Запада встречают Пасху
Москва. 14 апреля. ИНТЕРФАКС - Вслед за иудеями Пасху начинают отмечать католики и протестанты. По своей торжественности этот праздник уступает лишь Рождеству. Отличительными атрибутами торжеств являются пасхальные кролики и крашеные яйца, которые с некоторых пор могут быть шоколадными с сюрпризом внутри.
Традиция обмениваться крашеными яйцами и поздравлять друг друга с праздником Пасхи основана на церковном предании, повествующем о том, что святая равноапостольная Мария Магдалина начала свою проповедь в Риме, преподнеся императору Тиберию яйцо и сказав при этом "Христос воскрес!" Окрашенное в красный цвет яйцо символизирует начало новой жизни, омытой от грехов кровью Спасителя.
Кроме общего для всех христиан обычая, у каждого европейского народа существуют свои оригинальные традиции.
Итальянцы, к примеру, славятся пасхальными пирогами и другими вкусностями, выпекаемыми по особым семейным рецептам. Кулинарные секреты передаются из поколения в поколение и считаются фамильной гордостью.
В Чехии детям дарят пряники в виде барашка, а взрослое население прочно поселяется в различных ресторанах и погребках, где дегустирует гуляш с пивом. Молодые люди, напротив, выходят на улицу и стараются подстегнуть зазевавшуюся красотку специальными вербовыми прутиками - помлазками. Считается, что это весьма полезно для женской красоты и здоровья. Девушки могут избежать настойчивой "заботы" самозваных врачей одарив их сувенирами. Наиболее же шустрые попросту обливают парней водой и убегают. Однако если такая девушка будет поймана, то весь год будет отличаться отменным здоровьем и считаться первой красавицей.
Истинные же ценители "водных процедур" живут в Польше. На следующий день после спокойного пасхального застолья в кругу семьи поляки выходят на улицу и с завидным старанием начинают обливать друг друга водой. Остаться сухим в "мокрый понедельник" считается плохой приметой.
Британцы пасхальное время посвящают детям. Двухнедельные каникулы и куча сладостей от родителей и знакомых - вот общая картина простого детского счастья, которая дополняется различными праздничными соревнованиями. Обычно участники состязаний ищут пасхальные яйца, спрятанные по всему дому. Наиболее удачливый получает приз.

Как вы видите, текст живой и познавательный. Ярко написано про крашеные яйца, шоколадных зайцев, мокрых девиц. Но вопросы по поводу того, как "христиане Запада встречают Пасху", все-таки остаются. Например, посещают ли они в этом время храмы (об этом - ни слова)? Постятся ли, исповедуются ли, готовятся ли духовно? В каких богослужениях участвуют в период Пасхального триденствия (вряд ли это известно широкой аудитории "Интерфакса")?
Да, согласен, агентство информационное, а не религиоведческое, ему не до богословско-конфессиональных подробностей. Но хотя бы элементарных фактических ошибок можно было бы избежать? Факты можно было бы проверить?
Первая фраза текста: "Вслед за иудеями Пасху начинают отмечать католики и протестанты". Но ведь и некоторые православные будут праздновать Воскресение Христово вместе с католиками и протестантами - например, Православная Церковь Финляндии. И наоборот, некоторые католики латинского обряда - в Греции, например, - будут праздновать Пасху в один день с православными. Вот тут бы и сказать аудитории о том, что дату празднования Пасхи определяет не принадлежность к конфессии, а следование календарю и определенной традиции. Но об этом - ни слова.
Следующая фраза: "По своей торжественности этот праздник уступает лишь Рождеству". Где уступает? На прилавках сувенирных лавок? В чем уступает? В количестве блюд на столе? Чем вообще автор измеряет "торжественность" праздника? Спросите у любого вменяемого католика хоть в Ирландии, хоть на Филиппинах, и ответят вам, что именно Пасха - торжество торжеств. Это - общее место, многократно тиражированное, повторенное, даже затертое. Глупо спрашивать об источниках информации, читая необязательное эссе, однако именно по поводу того, что у католиков Рождество торжественнее Пасхи, очень хотелось бы спросить у автора: "Откуда Вы это взяли?"
Читаем дальше: "Отличительными атрибутами торжеств являются пасхальные кролики и крашеные яйца". А Крестный Путь? А всенощное бдение? А процессия Воскресения?
Я бы не задавал этих глупых вопросов, если бы у столь возбуждающего текста был иной заголовок. Например, такой: "О застольях, подарках и народных гуляниях в некоторых странах Запада в пасхальное время". Но статья-то называется по другому, она претендует на более высокий уровень обобщения, и поэтому, с моей точки зрения, только закрепляет в общественном сознании стереотипы по поводу католиков - вместо того, чтобы их разрушать. Представьте себе, что эту статью перепечатает "Урюпинский вестник". Урюпинцы ведь, в глаза живого католика не видевшие, могут так и подумать: ага, вот что такое католическая Пасха - это шоколадные зайцы да крашеные яйца...
Если автора статьи действительно интересовала заявленная им тема, то почему бы не спросить о католической Пасхе представителя Ватикана в РФ архиепископа Антонио Меннини, который примерно в то же время он давал интервью "Интерфаксу"? Ему задали вопросы и об "Основах православной культуры" в школе, и о священниках в армии, и о саммите религиозных лидеров в Москве, и даже об упреках Конгресса США в несоблюдении в России религиозных свобод. А вот про то, как "христиане Запада встречают Пасху", его - западного христианина, верующего католика и влиятельного иерарха - так и не спросили. Я уверен, что он бы ответил столь же доброжелательно и подробно, как и на все остальные вопросы.
...Интересно, смогут ли авторы портала сохранить стиль "зайцы-яйца" до следующей недели, до Пасхи, которую они, вероятнее всего, назовут "православной"? Время еще есть, и я очень надеюсь, что кто-нибудь из православных коллег успеет растолковать веб-порталу "Интерфакс-Религии" суть торжества торжеств.
А потом мы вместе и долго будем радоваться не только Светлому Христову Воскресению, но и неуклонному росту профессионализма авторов одном из самых посещаемых Интернет-ресурсов.
Виктор Хруль
"Свет Евангелия", №17-18(551-552), 30 апреля 2006 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...