Жемчужина Невского
Первая католическая церковь в Санкт-Петербурге была построена в 1710 г. Во время опустошительного пожара 1736 г. она сгорела, и католическая община Петербурга обратилась к императрице Анне Иоанновне с просьбой выделить участок для строительства нового храма.
В 1738 г. для этой цели было предоставлено место между нынешним Невским проспектом и Итальянской улицей, где вскоре было построено небольшое молитвенное здание.
Автором первоначального проекта будущей Церкви был итальянец Пьетро Трезини. Однако его отъезд на родину надолго приостановил строительство, и лишь в 1762 г. другой архитектор Жан Батист Мишель Валлен-Деламот создал новый проект и возглавил возобновившиеся работы. Но и он вскоре был вынужден уехать во Францию, не закончив строительства. Императрица Екатерина II поручила эту работу старосте католической общины архитектору Антонио Ринальди. Внеся некоторые изменения в проект Валлен-Деламота, Ринальди продолжил строительство, а завершено оно было в 1782 г. уже под руководством архитектора Манчини.
7 октября 1783 г. состоялось торжественное освящение новой церкви во имя св. Екатерины Александрийской, девы и мученицы. К приходу были отнесены Санкт-Петербург, Кронштадт, Ямбург, Рига и Ревель. Императрица Екатерина II еще в 1769 г. пожаловала церкви диплом, согласно которому его прихожане получали право на свободное совершение богослужений по римско-католическому обряду. Церковь, школа при ней, жилые дома для причта и все другие строения на предоставленной территории освобождались от полицейских налогов и податей, а сама земля и все строения отдавались во владение прихожанам "на вечные времена".
8 последующие полтора столетия церковь св. Екатерины была не только великолепным украшением северной столицы, но и центром духовной жизни многочисленной католической общины Санкт-Петербурга. Храм этот неразрывно связан со многими событиями исторической и культурной жизни Петербурга, России, Европы.
В феврале 1798 г. здесь, по высочайшему указу императора Павла I, состоялось торжественное и пышное погребение последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, умершего в Петербурге, вдали от своей родины. Надгробие над могилой короля с надписью на латинском языке сохранилось до 1984 г., но сами останки еще в 1938 г. по просьбе польского правительства были вывезены в усыпальницу родового поместья Понятовских.
Здесь был погребен французский генерал Жан Виктор Моро (1763-1813). Один из блестящих полководцев французской республики, Моро был вынужден покинуть свою родину, где власть узурпировал Наполеон. После смерти фельдмаршала М. И. Кутузова император Александр I обратился к генералу с предложением возглавить союзные армии антифранцузской коалиции и сражаться против общего врага - Наполеона. 27 августа 1813 г. в битве под Дрезденом Моро был смертельно ранен и через несколько дней скончался. По настоянию Александра I прах Моро был привезен в Петербург и торжественно с фельдмаршальскими почестями погребен в церкви св. Екатерины, где с тех пор свято хранились его боевые ордена и шпага, а на мраморной доске справа от входа были выбиты его имя и дата рождения и смерти.
В январе 1837 г. в церкви состоялось венчание Жоржа Дантеса и Е. Н. Гончаровой. В 1855 г. здесь состоялось отпевание Огюста Рикара де Монферана. Замечательный архитектор, создатель Исаакиевского собора оставил завещание, в котором просил похоронить себя в стенах своего детища (по обычаю, принятому в европейских странах). Но император Александр II воспрепятствовал этому, сочтя невозможным хоронить католика в православной церкви. Гроб с телом Монферана был лишь обнесен вокруг Исаакиевского собора, а отпевание и погребение состоялось в церкви св. Екатерины, откуда вскоре вдова архитектора увезла его во Францию.
В храме св. Екатерины совершались рукоположения епископов. Здесь венчались члены августейших фамилий, и тогда весь царский двор присутствовал на торжественном богослужении. Ее прихожанами были многие русские аристократы, принявшие католичество: княгиня Зинаида Волконская, княгиня Александра Голицина, князь Иван Гагарин, будущий декабрист Михаил Лунин и многие другие. Поэт Адам Мицкевич в годы своего пребывания в Петербурге почти ежедневно бывал здесь на богослужении, так же как и знаменитая польская пианистка и композитор Мария Шимановска.
Непременными посетителями были европейские знаменитости, приезжавшие в северную столицу: Александр Дюма, Оноре де Бальзак, Теофиль Готье, Ференц Лист и др.
Особую славу и гордость церкви составляли ее первоклассный хор, солисты-итальянцы и великолепный орган, один из лучших в Европе. Прекрасная акустика делала поистине божественным звучание музыки. Здесь исполнялись духовные сочинения знаменитых композиторов: Монфреддини, Сарти, Чимарозы, Паизиелло (нередко под управлением самих авторов). Здесь впервые прозвучал на погребении короля Понятовского "Реквием" Юзефа Козловского, специально написанный для этого богослужения. Здесь играл на органе в дни своего пребывания в Петербурге в 1909-1910 гг. гениальный литовский художник и композитор Микалоюс Константинас Чюрленис.
Эта церковь привлекала не только католиков. Классически строгая снаружи, она поражала пышностью и великолепием внутреннего убранства. Мраморный престол, подаренный жителем Ливорно Антонио Франко Бранка, увенчивался двумя серебряными реликвариями и огромным бронзовым позолоченным крестом, созданным и подаренным церкви скульптором И. П. Витали. Над главным алтарем висел образ "Таинственное обручение св. Екатерины", написанный известным художником Миттенлейтером и подаренный церкви Екатериной II.
В церкви было две боковых часовни: Распятия Иисуса Христа (с левой стороны) и св. Доминика (с правой стороны). Два мраморных алтаря часовен украшали картины, написанные художником Тадеушем Турецким (выпускником Петербургской академии художеств и зятем Адама Мицкевича) - слева "Голгофа", справа - "Богоматерь Святого Розария". На цветных витражах по обе стороны главного алтаря были изображения Иоанна Крестителя и Христа - Доброго Пастыря. С левой стороны от главного алтаря находилась часовня Благовещения Пресвятой Богородице (архитектор Джакомо Кваренги), украшенная образом художника Ла Роса "Благовещение". Между колоннами пилонов, поддерживающих купол, на высоких консолях возвышались статуи святых апостолов, изготовленные итальянскими скульпторами. Огромная люстра, сверкающая огнями трехсот свечей, отражалась в облицованных искусственным мрамором коринфских колоннах. Под солнечными лучами вспыхивали витражи и выложенный цветными плитками пол. При церкви была создана богатейшая библиотека, хранившая около 60 тысяч книг на 30 языках.
В храмовой сокровищнице находились драгоценные предметы церковной утвари: дароносица и золотой реликварий, украшенные бриллиантами, жемчугом, сапфирами и рубинами (дар императора Николая I), золотая Дарохранительница и много серебряных предметов литургического назначения, подаренных австрийским императором Иосифом II в 1878 г., чаша, украшенная драгоценными камнями и эмалями, Дароносица, с расходящимися 120-ю лучами и крестом наверху, украшенная бриллиантами и многое другое.
Неоценимый вклад был внесен служителями храма св. Екатерины в дело школьного образования в Петербурге. Еще во время строительства храма, в 1769 г., была открыта школа с десятью классами, в которой обучались от 100 до 120 детей. Десять педагогов вели преподавание Закона Божия, русского, старославянского, латинского, французского и немецкого языков, географии, истории, математики, физики, чистописания и рисования.
В царствование Павла I при храме св. Екатерины была открыта так называемая коллегия - школа-интернат для воспитания дворянских детей. Здесь получили образование представители многих знатных родов России: Барятинские, Волконские, Вяземские и др. В 1839 г. при храме открывается школа для девочек. Средства для этого были собраны настоятелем - о. Домиником Лукашевичем при участии и помощи графини Александры Потоцкой и супруги французского посла в Петербурге госпожи Барант. В1875 г. школа вместе с интернатом была переведена в специально выстроенный для этого четырехэтажный флигель во дворе храма, где разместились учебные классы, жилые комнаты для учительниц, спальни для пансионерок, кухня, столовая, большой зал для отдыха и т.Д.
В 1896 г. священник храма св. Екатерины о. Антоний Малецкий (позже - епископ) открыл на Кирилловской улице убежище для беспризорных детей. Здесь разместились учебно-производственные мастерские и интернат. В годы гражданской войны этот дом стал защитой и спасением для множества детей-сирот и беспризорников.
В 1907 г. в Петербург приехала монахиня Урсула (в миру графиня Юлия Ледуховская) - основательница конгрегации урсулинок. При ее деятельном участии был организован интернат для девочек, обучающихся в гимназии при храме, а также открыт пансионат в деревне Мэрентяхти неподалеку от города Сортавала. 18 мая 2003 г. блаж. Урсула Ледуховская была причислена к лику святых.
Множество благотворительных учреждений существовало при церкви: приют Пресвятой Марии для пожилых женщин, приют "Добрый Пастырь" для девушек, богадельня для бедных и престарелых женщин, бесплатная начальная школа для девочек, в которой обучалось более 200 человек, интернат для мальчиков, а также так называемый "Комитет труда" - посредническое учреждение для людей, ищущих работу.
К 1917 г. число прихожан достигло 33000 человек.
Разгром
После захвата власти большевиками начались гонения на Церковь. В 1918 году была закрыта Римско-католическая Духовная Академия в Петербурге и прекращены занятия в школах прихода св. Екатерины. Все дома, принадлежавшие ему, были отобраны.
В марте 1923 г. были арестованы епископ Ян Цепляк- глава Рим-ско-Католической Церкви в России, о. Констанций Будкевич - настоятель храма св. Екатерины и еще 13 священников. Они были обвинены в "противодействии изъятию церковных ценностей из храмов и контрреволюционной пропаганде, ведущей к ослаблению пролетарской диктатуры". Тогда же в Москве состоялся суд, приговоривший священников к тюремному заключению на срок от четырех до десяти лет, а отец Констанций Будкевич был приговорен к смертной казни и расстрелян в подвале здания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии на Лубянке.
До 1938 г. храм св. Екатерины еще действовал. Служили там французские священники: о. Мишель Амудрю (до августа 1935 г.), а затем о. К. Флоран (скончавшийся в мае 1995 г. во Франции). Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1938 г. положило конец и этому. Церковь была закрыта и разорена. Разграблена уникальная библиотека, а вся церковная утварь и разбитые иконы выброшены в мусорную кучу.
Восставший из пепла
Храм св. Екатерины был превращен в склад. Пожар, вспыхнувший в феврале 1984 г., полностью уничтожил его интерьер.
Осенью 1991 г. настоятелем формирующегося прихода св. Екатерины Александрийской стал священник-доминиканец Евгений Гейнрихс. Вот как он вспоминает о возвращении властями города храма, точнее, его остова, приходу: "Въехали мы в храм весною 1992 г., а 4 октября архиепископ Тадеуш Кондрусевич отслужил здесь торжественную мессу. До этого мы почти год были кочующим приходом. Воскресную службу совершали в храме Лурдской Божией Матери, а на три-четыре дня в неделю арендовали помещение бывшей англиканской церкви на Английской набережной. Работали мы сначала с о. Людвигом Вишневским, который приехал в 1990 г.
Первую Пасху мы праздновали в 1993 г. Было 70 лет со дня мученической кончины нашего настоятеля, о. Константина Будкевича, который погиб, а точнее, родился для Неба в Пасхальную ночь 1923 г. С этим связана история его столы, которая у меня оказалась в конце 70-х годов. Старинная красная стола, вытканная золотыми терниями, на подкладке монограмма: "X. К. В." Когда встал вопрос, какую столу вешать на Распятие, согласно традиции, я вспомнил, что есть стола, которая была для меня просто красивой старинной вещью. В Великую Субботу я поехал за ней домой, нашел не без труда. Когда я посмотрел на монограмму, сразу понял, чья то была стола. "X. К. В" означает - "Ксендз Константин Буд-кевич". Привез ее в храм, показал о. Людвигу, который сказал, что это чудо. Когда я рассказал об этом прихожанам, многие плакали. Для нас это было знамением того, что мы на правильном пути, притчей, рассказанной Господом".
Постепенно, шаг за шагом, приход возрождал оскверненную святыню. И вот, 11 октября Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил в храме часовню Матери Божией Фатимской. На торжественную мессу собралось более 500 человек. Часовня была отремонтирована благодаря помощи организации "Апостольство Фатимских семей", возглавляемой присутствовавшим на богослужении о. Робертом Фоксом.
Освящение часовни приветствовал Иоанн Павел II. В послании, подписанном от имени Понтифика Государственным секретарем Ватикана кардиналом Анджело Содано, говорится: "Святейший Отец, духовно присутствуя на этом богослужении, посылает своё приветствие, полное благих чувств и пожеланий, и выражает признательность за храм, ремонт которого стал возможным благодаря щедрости благодетелей из "Fatima Family Apostolate" и активному участию местной общины, а также молится о том, чтобы Матерь Искупителя, являющаяся образом Церкви в пути и исключительным свидетелем Тайны Христовой, заступалась за всех живущих в стране, за несущих ответственность перед обществом и даровала необходимую мудрость для общественного и духовного возрождения любимого русского народа".
В своей вступительной речи настоятель храма св. Екатерины о. Евгений Гейнрихс сказал следующие слова: "Сегодня мы подводим итоги большой проделанной работе и одновременно закладываем основу для будущих встреч здесь, под этими сводами по столь же радостным поводам". Он возблагодарил Пречистую Деву Марию, Неизменную молитвенную предстательницу за Россию. О. Евгений отметил большую работу священников Джона Патрика Кенрика и Фрэнка Сутмана, а также деятельность госпожи Ромуальды Ханковской, которая являлась непосредственным руководителем реставрации; Тамары Сергеевны Харламовой и Юрия Викторовича Глазкова - организаторов работ. Настоятель выразил также благодарность всем людям, которые принимали участие в восстановлении часовни, разной судьбы, профессии, квалификации, убеждений.
Направление работ - Невский проспект
Менее чем через два года, 16 апреля 2000 г. архиепископ Тадеуш Кондрусевич совершил первую мессу уже в отреставрированной алтарной части храма св. Екатерины. В начале литургии архиепископ освятил пресвитерий и алтарь, а после проповеди преподал 24 прихожанам таинство миропомазания.
24 ноября 2002 г. петербуржские католики праздновали десятилетие возобновления богослужений в храме. Гостем общины был митрополит Тадеуш Кондрусевич. Архипастырь совершил торжественную мессу, во время которой ему сослужили окормляющие приход св. Екатерины отцы-доминиканцы, а также представители отцов-салезианцев, кларе-тинов, францисканцев, священники - преподаватели семинарии. Сестры-францисканки Семьи Марии преподнесли в дар приходу частицу мощей блаж. Зигмунта Фелинского, основателя этой конгрегации, который после своего рукоположения в 1855 г. служил в храме св. Екатерины викарным священником.
В мае 2003 г. широко праздновалось трехсотлетие города на Неве. И вновь в храме св. Екатерины совершалась торжественная литургия. 11 мая, впервые после большевистского переворота 1917 г., российский митрополит вошел в храм св. Екатерины через центральные двери.
Храм св. Екатерины - самый большой из ныне существующих католических храмов России. В настоящее время приход св. Екатерины насчитывает около пятисот верующих. Мессы совершаются на шести языках. Прихожане участвуют в группах катехизации, воскресной школе для детей, молодежных встречах. Существует также община доминиканского ордена мирян. Ежегодно во время летних и зимних каникул организуются детские лагеря, цель которых - воспитание в христианской вере. К приходу прикреплены Центр семьи, которым руководят супруги из общины "Эммануэль", и Центр катехизации, занимающийся подготовкой катехизаторов и пособий, которые пользуются большой популярностью не только на северо-западе России. Приход окормляют священники-доминиканцы, которым помогают приехавшие из Латинской Америки сестры-доминиканки св. Сикста.
Санкт-Петербург. Храм св. Екатерины
Живое слово
Почему я люблю Россию...
В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...