Страницы истории
Католическая община в Туле имеет давние традиции, ее история восходит к XVII в. В документах, обнаруженных в Госархиве Калужской области, первое упоминание о тульской католической часовне относится к 1886 г. В шестидесятые годы XIX века в Туле появилась арестантская полурота, состоящая из участников польского освободительного восстания, естественно, испытывавших существенные проблемы в связи с отсутствием в городе католического храма. Где крестить ребенка, где венчаться, кто даст отпущение грехов перед смертью?
В начале 80-х годов улучшаются отношения Российской Империи со Святым Престолом. Эти тенденции имели положительные последствия и для Тулы, - 11 апреля 1881 г. тульскими католиками было направлено прошение, имевшее целью обустройство в Туле римско-католического молитвенного дома. Разрешение было получено в июле 1885 г., а в декабре того же года в частном доме была открыта часовня. Так в городе появился католический приход Рождества Пресвятой Богородицы, который стал относиться к Могилевской архиепархии.
Из Калуги в Тулу для совершения таинств раз в две-три недели стал приезжать военный капеллан. С 1892 по 1898 г. верующих окорм-лял о. Петр Саницкий, который с 1895 г. считался калужским куратом, а всего в его ведении было 8 приходов. Шло время, число прихожан росло: в город перевели два полка, приезжали новые люди, рождались дети. Католиков стало свыше 800 человек. Возникла новая проблема: часовня не вмещала всех верующих, не было постоянного священника. Эти обстоятельства заставили католиков Тулы подать в разные инстанции прошения об отводе им земли для строительства храма. При этом все расходы на строительство и последующее содержание причта верующие обязались взять на себя.
28 мая 1893 г. Департамент духовных дел иностранным исповеданиям МВД дал разрешение на строительство католического храма в Туле близ Киевской заставы. 15 мая 1894 г., на перекрестке улиц Киевской и Мотякинской, состоялась закладка церкви. Деятельное участие в строительстве принял губернский архитектор Э. Скавронский. По завершении строительства в город для освящения храма приехал епископ-суффраган Франциск Сымон в сопровождении священника Августа Лосинского и трех клириков. Освящение храма свв. апп. Петра и Павла стало знаменательным событием для тульских католиков. С 1898 г. в храме служил постоянный священник. Многочисленна ли была в те годы католическая община? По всеобщей переписи населения, в 1897 г. в Тульской губернии проживало 1224 католика. Католическая община состояла из представителей разных сословий - чиновники, предприниматели, врачи, военные и т. д. Каждый в той или иной степени вносил свой вклад в развитие Тульского края.
Выявлены имена многих священников, окормлявших прихожан в разные годы: Казимир Рогазевич, Петр Саницкий, Франциск Удинский, Сигизмунд Лозинский, Андрей Буевич, Владислав Мажонович, Доминик Тавьенис, Шимон Жултовский, Казимир Сидорович, Михаил Русецкий, Антоний Сымонович, С. Буткус.
Богослужения в храме проходили следующим образом: в будни в 10 утра, в праздничные дни - с 5 часов вечера, а со дня Пасхи до 1 ноября служба начиналась в 6 часов вечера. На прихожан возлагалась обязанность заботиться об убранстве храма. Большим событием для тульских католиков стало открытие при храме библиотеки, другим примером проявления духовного просвещения можно считать спектакли, которые ставились прихожанами.
Первая мировая война приостановила процесс развития жизни страны, включая и жизнь Католической Церкви в России. Все больше туляков уходило на фронт, прибывали эвакуированные из Варшавы, Минска, - прежде всего учебные заведения - мужская гимназия, ремесленная школа и т. д. Еще одна специфика военного времени - появление военнопленных. В Туле появились австрийские и немецкие солдаты, некоторые из которых были католиками.
После февральской революции 1917 г. декрет Временного правительства (от 20 марта) отменил все ограничения на вероисповедания. Деятельность Католической Церкви заметно оживляется, духовенство включается в общественно-политическую жизнь страны. В то же время голод и разруха - последствия войны - не могли не сказаться на жизни людей, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. О том, как жили в те годы тульские прихожане, можно судить по уцелевшей метрической книге, - возросла детская смертность; от болезней и недоедания умирали взрослые.
Коренные изменения в жизнь прихода внесли события октября 1917 г. После принятия Декларации прав народов России число католиков латинского обряда резко сократилось, чему в немалой степени способствовала эмиграция поляков, латышей, литовцев на историческую родину. В январе 1918 г. был подписан декрет об отделении Церкви от государства и школы. Церкви не предоставлялось право юридического лица, все имущество Церкви объявлялось народным достоянием. Вместе с тем, прямых указаний о национализации церковного имущества еще не было, быть может, именно поэтому богослужения в тульском храме продолжались свыше десяти лет.
В декабре 1921 г. - в январе 1922 г. были приняты декреты, которые ухудшили положение религиозных объединений в России. Отныне требовалось ежегодно перерегистрировать приходы. В связи с этим в 1923 г. в отдел управления Губисполкома члены римско-католической общины подали прошение о перерегистрации. К прошению прилагались протокол общего собрания, список верующих. Уставом общества определялись каналы доходов - пожертвования, а также статьи расходов, связанные с владением имущества.
Анализ списка тульских католиков показал, что по социальному положению это были рабочие, служащие, крестьяне. По национальному составу - поляки, литовцы, латыши, словаки, украинцы, русские.
В конце 30-х годов римско-католический храм в Туле перешел в фонд местных Советов, став строением, "хозяева" которого часто менялись: жилищное товарищество "Юный строитель", летняя школа, редакция "Молодой коммунар", научно-исследовательская лаборатория судмедэкспертизы (по сей день). С тех пор Рождество Христово и Пасху католикам приходилось праздновать в семейном кругу. Ближайший католический храм находился в Москве.
Возрождение прихода
Небольшая группа католиков, проживающих в Тульской области, стала ходатайствовать о регистрации своей общины. 22 октября 1993 г. община была зарегистрирована. И сразу же возникли новые вопросы: кто будет вести богослужения в Туле и где они будут проходить?
В декабре 1994 г. в Тулу приехал священник-францисканец Януш Мороз, который встретился с прихожанами и польскими строителями, работавшими по контракту в г. Шатске. Вскоре воскресные мессы стали проходить в помещении Дома культуры в Туле. Постоянные напоминания о. Януша о необходимости возвращения католикам здания храма, а также мессы возле храма подтолкнули к действию местную администрацию. Прихожанам под часовню был "жалован" сарай площадью 12 кв. м, прилегающий к церкви и некогда предназначенный для складирования мусора. В свое время глава местной администрации Н. Е. Тягливый в письме от 16 мая 1994 г. счел просьбу католиков о возвращении им исторического здания церкви обоснованной и гарантировал, что "в течение 1994-95 г. совместно с администрацией области будет проведено освобождение храма <...> после этого здание будет незамедлительно передано общине верующих". Однако это обещание осталось невыполненным, и по сегодняшний день католики безрезультатно хлопочут о возвращении им храма. Все это время около сотни католиков-туляков вынуждены молиться под открытым небом в любую погоду, поскольку "церковь-пристройка", где нет даже отопления, с самого начала не вмещала всех верующих. С 2002 г. ситуация осложнилась в связи с началом застройки церковной территории, что практически блокирует свободный подход к храму.
Гости туляков
Со временем жизнь тульской католической общины стала более разнообразной. Частыми гостями здесь были священники-францисканцы из столицы. Незабываемым для прихожан стал праздник св. Франциска (4 октября 1994 г.). В гости к тулякам приехала группа католиков из Москвы, священники-францисканцы. Мессу у стен храма служили несколько священников, звучала музыка и был совершен крестный ход вокруг церкви.
В 1995 г. настоятель прихода о. Януш начал подготовку прихожан к Первому Причастию. Он проводил курс катехизации. В апреле состоялось Первое Причастие самой молодой прихожанки. В навечерие Пасхи о. Януш крестил четырех человек, а вскоре после этого он начал готовить своих прихожан к таинству миропомазания. Некоторым пришлось ждать этого события десятки лет. По церковному уставу этот обряд совершается епископом, и 9 июля Апостольский администратор для католиков латинского обряда европейской части России архиепископ Тадеуш Кондрусевич прибыл в Тулу. Подобный визит церковного иерарха в город был примерно 100 лет назад. В торжественной обстановке у стен храма состоялось богослужение. После мессы архиепископ беседовал с прихожанами.
Когда о. Януш переехал в Ростовскую область, где его опеке были вверены верующие нескольких приходов, богослужения в Туле продолжались. Здесь служили о. Григорий Цёрох, о. Ириней Микос, а чаще всех - о. Мирослав Копчевский - настоятель прихода св. Георгия Великомученика и св. Франциска Ассизского в г. Калуге.
На исходе 1995 г. в Туле произошло еще одно знаменательное событие - Папа Иоанн Павел II направил местным католикам свое Апостольское благословение.
В один из апрельских дней 1996 г. общину посетил о. Агостино Гардин, генеральный министр ордена францисканцев - братьев меньших конвентуальных.
Важнейшее событие 1996 г. - посещение российской земли статуей Фатимской Божией Матери. В пасмурный ноябрьский день произошла встреча тульских католиков со статуей Пресвятой Богородицы. Мир и покой принесла Богородица всем верующим.
В 1997 г. произошли заметные изменения в жизни прихода Рождества Пресвятой Богородицы: в часовне появился свет, зазвучал синтезатор. Летом молодые прихожане участвовали в паломничестве в Будс-лав, где ежегодно проходит праздник, посвященный Деве Марии Будславской. Часть общины посетила Вроцлав, где встретилась с Папой Иоанном Павлом II. Молодые католики Тулы приняли участие в XIII Международном дне молодежи, проходившем в Париже. Все это оказало заметное влияние на духовное сознание российских католиков.
Примером укрепления общины может служить труд прихожан 9 мая 1998 г. на католическом участке Всесвятского кладбища. Значительная часть верующих откликнулась на предложение о. Григория Цероха поработать в День Победы на восстановлении существующего с середины XIX в. католического участка на Всесвятском кладбище (Тульском Некрополе). За многие десятилетия здесь было захоронено более 3000 католиков, проживавших в Туле. Участок, как и большая часть кладбища, был запущен, плиты и надгробия валялись на земле, заросли деревьями и травой. Даже могилу Э. Скавронского, губернского архитектора (ум. в 1909 г.) постигла такая участь. Вход на участок, где она находится, "замурован" гаражом. Многие памятники не сохранились вообще. Но по записям 1917-1919 гг. в приходской книге, можно восстановить имена почивших: Рейман С. К., статский советник, 59 лет, Пеньковский И. Н., дворянин, коллежский советник, 49 лет, подполковник Реминский, 59 лет, Жуковский И. В., дворянин, 44 года, Савицкая А. Т., дворянка, 25 лет, генерал Севрымович А. И. и др.
Попытки восстановления могил предпринимались и в прежние годы (1995-1997): ликвидировались заросли кустарника, травы. Поляки, работающие на стройке г. Шатска, подняли с земли памятник Э. Скавронско-му, укрепили его на постаменте. Совершались заупокойные мессы.
8 сентября 2000 г. община встретилась с Петром Ивановичем Рожновым (ныне - прихожанином московского храма св. Людовика), который передал тулякам бесценную для них реликвию - спасенное семьей Рожновых чугунное распятие, некогда находившееся в ризнице тульского храма. Спустя более 60 лет оно вновь вернулось в Тулу.
По приглашению местной католической общины 2 марта 2003 г. приход Рождества Пресвятой Богородицы посетил представитель Святого Престола в РФ Апостольский нунций архиепископ Антонио Менни-ни. В полдень нунций посетил музей-усадьбу "Ясная Поляна". Затем на одной из главных улиц города состоялась торжественная встреча архиепископа Меннини и прихожан, с традиционными хлебом и солью. Процессия из гостей, многочисленных журналистов и верующих проследовала к зданию храма свв. апп. Петра и Павла, до сих пор не переданному общине. На ступеньках Его Высокопреосвященство обратился с приветственным словом к собравшимся, после чего прозвучала молитва о возвращении храма прихожанам.
Из представителей администрации Тулы и Тульской области никто не присутствовал, хотя городским властям было передано приглашение на богослужение и пожелание архиепископа Меннини встретиться с главами администраций города и области. Поэтому из "некатоликов" нунция приветствовал лишь лютеранский пастор Готфрид Шпиит.
Торжественная месса под предстоятельством архиепископа Антонио Меннини началась в 15 часов, возле маленькой хозяйственной пристройки к храму. Ему сослужили секретарь представительства Святого Престола о. Томаш Грыса, а также о. Григорий Цёрох - настоятель Ордена францисканцев в России и о. Вильгельм Спирито - гвардиан монастыря св. Франциска Ассизского в Москве.
Во время проповеди нунций еще раз горячо поприветствовал собравшихся: "Дорогие братья и сестры! Желаю, прежде всего, от всей души приветствовать вас и выразить вам мою радость от того, что могу быть сегодня среди вас. По велению сердца, с искренним уважением обращаюсь ко всем христианам России, особенно к нашим братьям из многочтимой Русской Православной Церкви в Туле, во главе с Его Преосвященством Епископом Тульским и Белевским Алексием. Им всем, также и от вашего имени, я шлю свой сердечный привет, подтверждая - как сказал Папа Иоанн Павел II 25 января этого года в базилике св. Павла в Риме, - что мы все ощущаем ответственность за создание «духовности общения».

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...