Город на перекрестке цивилизаций
Первое упоминание о Смоленске относится к 863 г. Возник город на перекрестке важнейших торговых путей - "из варяг в греки" (с севера на юг, по Днепру); и сухопутного - в "Южную Булгарию" (с запада на восток).
Находясь по своему географическому положению на важных торговых путях, Смоленский край имел давние торговые отношения с Византией. Так, на византийском рынке после принятия Русью православия покупалось все, что касалось предметов богослужения и церковного украшения.
С XII в. северо-западная часть Руси проявляет интерес к своим западным соседям. По ряду причин восток и юг теряют для смолян свое первоначальное значение - они входят, как и новгородцы, в свободное общение с европейскими народами, воспринимая все лучшие традиции и элементы западной культуры. Таким образом, установление теснейших торгово-экономических связей с западом способствовало проникновению на Смоленскую землю западной культуры.
Первые торговые предприятия немцев по Западной Двине описаны ливонским священником и миссионером Генрихом Латышем. Весной 1159 г. бременские купцы с торговой целью направлялись на остров Готланд, но их корабль бурей прибило к берегу в устье Западной Двины, где они вынуждены были поселиться. Начались торговые отношения латинян с местным населением, и спустя 6-7 лет они со своими товарами дошли до Полоцка и Смоленска.
"Немецкая божница"
Место в Смоленске, где велась торговля, (в бухте реки Чуриловки) быстро заселялось горожанами и пришлыми людьми. Во второй половине XII в. иностранные купцы построили здесь церковь во имя Святой Девы Марии. Этот храм местные жители называли "немецкой божницей", или "латинской божницей". Дальнейшая судьба этого католического храма прослеживается до конца XVI столетия. Имеется и подробное ее описание.
Церковь окормляла проживающие в Смоленске приезжее торговое население - непосредственно к месту торговли примыкала немецкая слобода. В этой церкви принимали крещение и смоляне, родившиеся от смешанных браков.
Обширная краеведческая литература, касающаяся партнерских связей смолян со своими прибалтийскими соседями, свидетельствует о равноправных взаимоотношениях между двумя христианскими конфессиями - православной и католической. И православное, и католическое духовенство строго следило за "правильностью" торговли, за соблюдением международной системы мер и весов.
Однако начиная с XIV в. мирные торговые отношения смолян с немецкими католиками стали ухудшаться и к концу века переросли в неприязнь. Причиной тому была торговая конкуренция, борьба за сферы влияния. В XV в. католическое население города покинуло Немецкую слободу и возвратилось на родину, а местное население, ассимилировавшееся в результате смешанных браков, постепенно перешло в православие.
Столетнее пребывание Смоленска под властью Литвы (XV век) мало повлияло на быт и социальное устройство горожан. Лишь в нравы знати вошло кое-что западное, польско-литовское. Смоляне сохранили свой язык, удержали в чистоте православие. В исторических хрониках нет никаких упоминаний о попытках литовских властей привнести на Смоленскую землю католичество.
Период с 1514 по 1611 гг., характеризуемый в истории земли смоленской как "московский период", ознаменован тем, что в силу своего географического положения Смоленск вновь становится участником межгосударственных и межконфессиональных отношений. В этот период отмечаются довольно частые контакты русских государей с Римом. При этом римские послы часто проезжали через Смоленск.
В Речи Посполитой
В 1609 г. начинается двадцатимесячная осада Смоленской крепости армией польского короля Сигизмунда III. Оборона этой мощной твердыни на пути к Москве носила поистине героический характер.
После завоевания Смоленска Сигизмундом (1611 г.) жизнь в городе началась складываться совершенно на новых началах. За время длительной осады крепости от города и болезней сгинуло более 70 тыс. ее защитников, причем большая часть жителей погибла при последнем штурме города. Сгорели многие храмы, владевшие немалыми сокровищами. По воспоминаниям очевидцев, в городе оставалось в живых не более 8 тыс. человек.
В захваченном городе основную часть населения составляло не местное население, а солдаты многонациональной наемной армии Сигизмунда, в связи с чем для укрепления города-крепости он был вынужден заселять город верными людьми, для чего путем разных льгот и привилегий привлекалось население Польши.
7 июля 1611 г. в Смоленской крепости обосновался орден иезуитов. Для них был выстроен небольшой дом, передана во владение церковь, которая трудами отцов-иезуитов впоследствии была преобразована в гораздо больший храм, более удобный и красивый. Содержание было назначено королем, шла помощь от солдат польской армии, от верующих. С 1614 по 1616 гг. в Смоленске свирепствует голод, и отцы-иезуиты различными путями помогают голодающим жителям Смоленской крепости. В домах иезуитов от голода и холода спасались многие беднейшие жители города. Священниками ордена был основан королевский иезуитский коллегиум. Двери этой школы были открыты в 1623 г., хотя и ранее в своей резиденции они обучали элементам латинской грамматики. Впоследствии коллегиум значительно расширился за счет недвижимости, пожертвованной знатными лицами.
Коллегиум содержал до тридцати студентов и имел более четырех классов. Преподавали в нем до двенадцати священников, читались курсы по философии, математике, грамматике, нравственному богословию, риторике. За годы его существования (до 1654 г.) им управляли одиннадцать ректоров и вице-ректоров. Согласно документам, местные жители весьма охотно отдавали своих сыновей на обучение в коллегиум.
Пребывание отцов-иезуитов на смоленской земле оказало несомненное влияние на общеобразовательный и культурный уровень смолян того времени. Кроме иезуитов, немного позднее в городе обосновываются доминиканцы и францисканцы.
Основание епархии
На организационные вопросы, связанные со становлением и утверждением католической епархии Смоленска, потребовалось ровно четверть века. Столь долгий период объясняется многим: тяжелым положением Сигизмунда после завоевания города, необходимостью восстановления крепости, реконструкции города и его обустройства, длительным формированием монашеских орденов в Смоленске, возведением новых храмов. Сказалась и оппозиция Виленского епископа, желавшего, чтобы Смоленск был в его юрисдикции, в силу близкого расположения.
Первым Администратором будущей Смоленской епархии был о. Николай Савицкий, каноник Виленской епархии. После его смерти в 1630 г. Администратором был назначен о. Петр Парчевский. От имени Виленского епископа он обращается к Святому Престолу с просьбой об открытии в Смоленске новой епархии. Неопределенность - быть или не быть самостоятельной епархии в Смоленске - сохранялась в течение пяти лет. О. Парчевский принимает решение отправиться в Рим, в надежде ускорить решение. Там он провел около года, ожидая окончательного решения.
Папский документ о создании кафедры в Смоленске датирован 1 сентября 1636 г. Доходы епархии оценивались в четыре тысячи флоринов в год, что считалось достаточным для проживания около семидесяти человек. На то время число священников во главе приходов сокращалось, с тем, чтобы "все деньги пошли на строительство нового кафедрального костела". Новую каменную церковь должны были возвести за три года, а ризницу - за два.
В 1637 г. при огромном стечении народа епископ Смоленский Петр Парчевкий совершил первое богослужение. Епархия не была обширной, но верующих было много. Епископ организовал около десяти приходов в центрах польского влияния. Упоминаются приходы в Дорогобуже, Красном, Поповой Горе. Следует отметить, что помимо католической, в Смоленске действовали также кафедры Православной и Греко-Католической Церквей.
Под российским флагом
В 1654 г. Россия выступила против Польши, имея своей целью возвратить земли, находящиеся под властью Польско-Литовского государства. Царь Алексей Михайлович при взятии городов предоставлял защитникам, сдавшимся в плен, выбор - или уйти в Польшу, или принять подданство Москвы с сохранением своих владений и привилегий. Жителям Смоленска также было обещано, что при переходе шляхты "под Москву и принятии ими православной веры" за ними сохраняются их поместья и привилегии. Мещане, казаки и пушкари тоже жаловались землей.
23 сентября Смоленск капитулировал. Государь Алексей Михайлович сдержал свои обещания. Были вновь освящены православные храмы, занятые униатами. Смоленск стал форпостом, защищающим Русь от "нежелательного проникновения католичества".
Относительно существования в Смоленске в то время (вторая половина XVII и первая четверть XVIII вв.) каких-либо католических храмов сведений нет. Но известно, что в 1678 г. царь гарантировал оставшимся в городе католикам проведение богослужений дома и свободное посещение заграничных храмов.
Католическое население земли Смоленской составляли потомки польских переселенцев, приехавших сюда еще во времена Сигизмунда, смешавшихся с местным населением и перенявших некоторые русские обычаи, утратив при этом часть своих. Первоначально смоленской шляхте не возбранялось приглашать себе в дома католических священников, приезжавших из Польши, а их дети могли свободно учиться в Польше, имея возможность вернуться впоследствии в Россию. Так продолжалось вплоть до Высочайшего Указа 1728 г., когда права шляхты были урезаны, - их дети не могли больше учиться за границей, а также была ограничена возможность приглашать к себе католических священников или общаться с ними.
В 1735 г. был издан указ российского правительства о дозволении свободных богослужений по всем христианским конфессиям России, при этом оговаривалось, чтобы "в оные не привлекались русские подданные, какой бы веры они не были, под опасением суда и наказаний".
Храм Рождества Пресвятой Девы Марии
По свидетельству православного епископа Гедеона Вишневского, "на 1748 год в его православной епархии костелов - за исключением в Смоленске - не обретается, а монастырей совсем нет". Скорее всего, появление в Смоленске католической церкви - ориентировочно между 1735 и 1748 гг. - связано с возобновлением деятельности францисканцев. Известно, что первый францисканский монастырь в Смоленске был создан в 1626 г. как награда францисканским капелланам за хорошее исполнение пастырских обязанностей среди солдат польской армии. Место, где был построен монастырь и храм, находилось в пределах крепостной стены, а за ее пределами францисканцы получили и угодья. В монастыре жили более 20 монахов. Когда Смоленск был возвращен России, францисканцы уехали в Польшу.
Вторично они прибыли в Смоленск в конце XVIII столетия, занимались здесь пастырсим окормлением в местном приходе и служили в малом католическом храме, расположенном на том самом месте, где стоит нынешняя церковь. В ходе военных действий 1812 г. он был уничтожен и взамен сгоревшего в 1813 г. губернский архитектор проектирует новый храм. Он просуществовал до 1838 г., когда на добровольные пожертвования прихожан с разрешения правительства и митрополита Павловского было начато строительство каменного храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь была возведена за год.
Храм был выстроен не на месте деревянной церкви, на кладбище, а в северо-западном углу ансамбля Костельной Козинки. Холм, на котором он был построен, представляет собой одну большую могилу. В 1812 г., когда армия Наполеона по пути в Москву захватила Смоленск, здесь под стенами кремля погибли тысячи французов. Тела погибших сложили в одну большую могилу, которая и стала потом основанием холма, на котором по сей день стоит храм. Церковь была возведена в стиле русского классицизма. Сохранилось точное описание ее внешнего убранства. По свидетельству польского "Иллюстрированного Еженедельника", в 1870 г. опубликовавшем фото храма и подробное его описание: "Костел богат украшениями, каждая вещь - дар прихожан. При этом чувствуется забота о порядке и симметрии - все производит хорошее впечатление. В настоящее время костел содержится благодаря настоятелю Денисеви-чу... Сад и кладбище поддерживаются благодаря стараниями ксендза Мошальского, и это одно из красивейших мест Смоленска... Немало мы в своей жизни видели костелов и кладбищ, но нигде не встречали такого порядка, как в Смоленске."
Строительство нового храма
К началу 90-х гг. XIX в. храм во имя Рождества Пресвятой Девы Марии в Смоленске вследствие увеличивающегося количества прихожан стал тесен и возникла необходимость строительства нового, более вместительного храма. В своем прошении о перестройке храма его настоятель, о. Стефан Денисевич указывал, - "Католиков обоего пола во всем приходе числиться по спискам 3015, а в самом городе - Смоленске - 956, но число это в последнее время значительно увеличилось поселением литовцев и латышей, а также прибытием войск, в которых католиков находится боле 1500 человек."
"5 июня настоятелем Смоленского римско-католического костела Денисевичем, а также священниками того же костела в присутствии многих частных лиц, после торжественной литургии совершено было освящение места для вновь строящегося костела." - пишет газета "Смоленский Вестник" 8 июня 1894 г. Храм возводился на Костельной улице за Молоховскими воротами.
По свидетельству того же "Смоленского Вестника" на 3 октября 1894 г. церковь была построена "с внешней стороны и отчасти внутри. В ней 5 алтарей, главный алтарь уже готов, в нем достойны внимания окна, в которых разноцветные стекла подобраны так, что изображают иконы Иисуса Христа, Божией Матери и святых... Костел размером своим рассчитан на 6000 прихожан."
13 октября 1896 г. состоялось первое богослужение в новом храме. 29 июня, в день апостолов Петра и Павла, состоялось его освящение епископом.
Автором проекта, выполненного в готическом стиле, был М. Ф. Мейшнер. После его скоропостижной смерти работы проходили под контролем его сына - М. М. Мейшнера, а впоследствии - под руководством нового губернского архитектора Е. Ф. Лыщинского.
В начале XX в. приход насчитывал 9000 верующих. К храму прилегали более 8 гектаров земельных угодий с множеством строений.
Дела милосердия
В 1898 г. при Смоленском храме было создано католическое Общество пособия бедным. Помощь нуждающимся выражалась в снабжении одеждой, пищей, приютом, в медицинском обеспечении, в содействии в трудоустройстве и т. д. При церкви действовали также три сиротских приюта, 2 богадельни - мужская и женская, а также мастерские, где можно было приобрести различные профессиональные навыки.
В приютах работали монахини конгрегации Пречистого Сердца Пресвятой Богородицы. Одним из главных спонсоров в этих делах была дворянская семья Комаровских.
Пастыри
Невозможно перечислить всех пастырей, окормлявших верующих за все годы существования прихода, но все же следует упомянуть некоторых, в частности, о. Стефана Денисевича (при нем велось строительство храма), который впоследствии был епископом-суффраганом Моги-левской епархии и трижды назначался Администратором. Затем в течение 19-ти лет настоятелем был о. Петр Авгло (в 30-х гг. он был последним Генеральным викарием епископа Слосканса). Настоятелями были и преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии оо. Хризагон Пшемоцкий и Антоний Около-Кулак (впоследствии - настоятель прихода св. Бонифация в Санкт-Петербурге).
Новейшая история
В декабре 1917 г. был основан Смоленский деканат, включавший в себя все приходы Смоленской губернии. Деканом стал о. Антоний Около-Кулак.
В 1918 г. из всех культовых учреждений, включая католические храмы, были изъяты метрические книги. Положение Католической Церкви усугублялось и конфликтом между Советской Россией и Польшей. Летом 1921 г., с началом голода, началось изъятие церковных ценностей. 25 марта настоятелем храма была сделана подробная опись имущества, движимого и недвижимого. Из храма изымались все серебряные изделия, представлявшие собой пожертвования прихожан. Приходские строения были отобраны еще раньше - отняты здания приютов, выселены из домов викарий и настоятель, а в их доме открыта мастерская по изготовлению щеток. Часть здания отдана для проживания смолян.
В 1926 г. храм взят под охрану губернского музея. До 1936 г. власти не чинили католикам каких-либо препятствий. Но в 1936 г. арестован настоятель - о. И. Жолнерович. Богослужения в церкви прекратились. С 1937 г. богослужения были запрещены "по техническим причинам, а в дальнейшем в регистрации священникам отказывали. Все эти годы продолжал действовать церковный совет. Немало прихожан за свое мужество заплатили жизнью. Только в Смоленске в 1937 - 38 гг. расстреляно 292 поляка и 40 литовцев, среди которых - немало католиков и церковных активистов. К концу 1939 г. католической общины не существовало. 14 января 1940 г. решением Смоленского облсовета храм был закрыт, а здание передано архиву НКВД.
Возрождение
Приход возродился в ноябре 1991 г. Первым католическим священником, начавшим регулярно посещать Смоленск, стал о. Зигмунд Хо-досовский, приезжавший из Могилева и проводивший первые богослужения на квартирах прихожан. Весной 1992 г. службы стали совершаться в маленькой часовне, устроенной в бывшем здании кладбищенского склепа, на втором этаже которого поначалу жили монахини, а затем поселился настоятель. И каждую неделю в течение нескольких месяцев на воскресные богослужения приезжал священник из Могилева - отец-пау-лин Станислав Ходун. В июне 1992 г. первым постоянным настоятелем прихода Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии стал о. Яцек Куч-мик OFM, к радости прихожан возглавляющий его и поныне. Спустя полгода прихожане получили в свое распоряжение маленький деревянный домик, в котором ранее располагались служебные помещения Бюро ритуальных услуг.
В настоящее время число прихожан достигает 400 человек различных национальностей - поляки (в том числе и выходцы из Казахстана), русские, немцы, литовцы, ассирийцы. Некоторые верующие приезжают из других населенных пунктов Смоленской обл., где ранее были приходы. Среди них можно выделить деревню Зикулино, расположенную в 15 км. от города, в которой издавна проживает много католиков. На территории области сохранились здания бывших храмов в г. Рославле и Сумячах, а в г. Велиже - остатки фундамента.
В обветшавшем здании храма расположен сейчас городской архив. Но у прихожан есть надежда на улучшение положения - приходу передан бывший дом священника, в котором после реконструкции были оборудованы часовня и помещения для нужд прихода. 21 ноября 1999 г. Апостольский администратор для католиков латинского обряда севера европейской России архиепископ Тадеуш Кондрусевич освятил часовню во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В торжественной мессе приняли участие священники-францисканцы из Польши, откуда приехал в Смоленск 8 лет назад и нынешний настоятель прихода о. Яцек Кучмик, сестры из конгрегации орионисток и около 150 верующих.
Часовня вмещает около 200 верующих, в ней уже установлен электронный орган, а алтарь и скамьи перенесены из старой часовни. Стены скромно выбелены, а алтарный образ - копия известного полотна Мурильо - талантливо исполнен местным художником.
В своей проповеди архиепископ поблагодарил всех прихожан за помощь в возведении часовни и приходского дома и призвал их почаще приходить в сюда для молитвы и принятия таинств. Во время мессы четверо прихожанок приняли таинство миропомазания. Владыка также с сожалением отметил, что власти отказываются вернуть стоящий рядом храм, построенный более ста лет назад. "Храм душ людских гораздо важнее храма из камня", - подчеркнул архиепископ.
Однако на этом визитация архиепископа не закончилась. Он ознакомился с приходскими книгами, встретился с приходским советом, благотворительной и молитвенной группами, с членами третьего ордена францисканцев и освятил часовню в доме у монахинь-орионисток. В приходском доме, который также был освящен архиепископом, разместятся залы для катехизации, библиотека и канцелярия.
В самом здании храма в Смоленске по-прежнему располагается областной архив. За последние пять лет смоленский приход около 70 раз обращался к властям городского, областного и федерального уровней с просьбой вернуть построенный до революции 1917 г. храм.
По словам настоятеля, состояние здания катастрофически ухудшается: в нескольких местах протекает крыша, причем страдают не только стены, но и архивные фонды, и сами архивисты признают, что содержать документы в таких условиях нельзя. Единственное, что городская администрация сделала в последнее время для улучшения состояния здания храма - это выкорчевывание небольших деревьев (!), выросших на его крыше. Да еще убрали похоронное бюро с прилегающей территории.

 

 

На правах рекламы

Проверка счетчиков на воду. Господа, подскажите, пожалуйста, организацию, которая поверяет счетчик на воду прямо дома, т.е. с выездом на адрес. Что бы не снимать и снова не устанавливать.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...