Строительство
Неподалеку от железнодорожного вокзала в Рыбинске расположено здание католической церкви - одно из немногих, восстановленных в этом небольшом городке за последние предперестроечные годы.
История появления здесь храма Святейшего Сердца Иисуса довольно типична для провинциальной России начала нынешнего столетия. На протяжении всей истории города католики оседали в Рыбинске, приезжая по торговым делам. Их заметно прибавилось после подавления польского восстания в 1863 г, когда часть поляков была выслана в отдаленные российские губернии. Но только в апреле 1905 г. Могилев-ская духовная консистория уведомила местную общину о разрешении Министерства внутренних дел на постройку храма в Рыбинске. После этого рыбинские католики, возглавляемые молодым священником Иосифом Бородичем, приобрели небольшой участок земли около лютеранской кирхи. Но на само строительство средств уже не было: на собранные до 1908 г. деньги удалось лишь напечатать воззвания о пожертвованиях и разослать их по католическим приходам России и Запада. На открытках, используемых для этой цели, был изображен проект фасада храма, фотография священника Бородича и текст с просьбой внести пожертвования на строительство.
По всей видимости, просьбы рыбинских католиков были услышаны, и 25 апреля 1910 г., в присутствии многочисленных прихожан (по некоторым данным их число превышало 400 человек), состоялась торжественная закладка краеугольного камня будущего храма священником Бородичем и местным капелланом Буйно. Возведение храма производилось по проекту инженера Бартошевича с утверждения Ярославского губернатора и под наблюдением губернского инженера-архитектора Кузьмина. Руководство строительством община поручила технику Беляев-скому, кладку осуществляли специалисты из Минской губернии, а чернорабочими были местные жители. Внутреннее убранство храма было заказано фирме Шпетковского в Варшаве и выполнено к сроку, то есть, к 22 октября 1910 г. Таким образом, все работы были выполнены всего за полгода, и 24 октября новый католический храм был освящен капелланом Буйно. Не обошлось, правда, без скандала. Накануне дня освящения был изгнан из города о. Иосиф Бородич. Власти объяснили свои действия тем, что священник не имеет права на жительство в Рыбинске, а должен постоянно находится в соседнем городе Любиме.
Архитектура здания
Храм, ставший подлиным украшением города, построен в стиле псевдоготики. Фасад со ступенчатым фронтоном фланкируют две высокие башни со шпилями, некогда увенчанными огромными крестами (в настоящее время они заменены на флюгеры). Центр фронтона прежде завершала статуя Воскресшего Христа. К главному входу в храм, расположенному на втором этаже, ведет высокая лестница. С левой стороны от храма расположено массивное здание приходского дома, выстроенное из такого же темного кирпича, но в гораздо более сдержанных формах. Из него в сакристию ведет крытый переход над широкой аркой с одним большим и двумя меньшего размерами полуциркульными окнами. Каждый, кто хоть раз был в Вильнюсе, сразу может узнать в этом строении копию знаменитой часовни Остробрамской Божией Матери. По всей видимости, до закрытия здесь тоже была часовня (на старых снимках видно, что фронтон ее завершался башенкой с крестом), в настоящее же время это просто коридор. Утрачена, к сожалению, и красивая кирпичная ограда вокруг храма - нынешняя, покрытая белой масляной краской, гораздо хуже гармонирует со всем ансамблем.
Советское время
В советскую эпоху приход жил нормальной жизнью лишь до 1924 г, когда коммунальный отдел Рыбинского исполкома ввел арендную плату за две комнаты верхнего этажа храма и отобрал третью. А уже через два года плата за эти комнаты, где хранились церковные принадлежности, была установлена слишком высокой для того, чтобы община могла ее регулярно вносить. Численность прихожан в это время неуклонно сокращалась. Если к концу 1918 г. их насчитывалось порядка 350 человек, то к 1925 г. их число, судя по спискам, уменьшилось до 78 человек, а через год их осталось уже 65... А в последнем (из обнаруженных в архиве) списке упомянуто всего 35 человек, и этот документ датирован 1930 годом, роковым в истории храма Святейшего Сердца Иисуса.
В октябре 1930 г. Рыбинский горсовет серьезно взялся за разработку вопроса о ликвидации церкви и выявление возможностей использовать ее помещение в государственных нуждах. И уже в конце декабря общее собрание католического прихода признало нецелесообразным использовать здание храма в силу малочисленности общины. Он был официально закрыт 15 февраля 1931 г., а 27 февраля горсовет приказал милиции изъять все имущество, находившееся в пользовании прихода. Ликвидацию церкви "как молитвенного здания" утвердил президиум областного исполнительного комитета Ивановской промышленной области и предложил Рыбинскому горсовету использовать его под культурно-просветительные учреждения. Вскоре здание церкви было закреплено за пионербазой железнодорожных организаций и, с соответствующим переоборудованием, приспособлено под клуб.
К сожалению, многие подробности тех событий сейчас трудно восстановить. Можно только догадываться, что произошло с верующими, которые оставались в приходе на момент ликвидации храма, куда ушло храмовое имущество, предназначавшееся к распродаже. Неизвестна и судьба последнего настоятеля, о. Ивана Осиповича Павловича.
Реставрация
В последующие годы здание бывшей католической церкви использовалось весьма разнообразно. В разные годы в нем располагались клуб, столовая, магазин, общежитие полиграфического техникума. К концу 70-х годов храм сильно обветшал: разрушились шпили, были утрачены некоторые элементы убранства, поэтому Рыбинский исполком принял решение о реставрации этого памятника архитектуры и передаче его студентам местного авиационно-технологического института (на волне последних преобразований переименованного в Академию), находящегося в двух шагах от бывшего храма. Но процесс реставрации сильно затянулся. Начатый на рубеже 70-х годов, он был закончен только к началу 90-х. К сожалению, храм не смог вновь обрести первоначальный вид. Остались внутренние перекрытия, которые делят здание на несколько этажей, в окнах появились современные витражи, и, конечно, осталась в прошлом статуя Христа, украшавшая фасад. Но несмотря на это, восстановленный "костёл" (как его по-прежнему называют горожане) является истинной жемчужиной городской архитектуры.
Сейчас здание церкви продолжает занимать студенческий клуб. На первом этаже бывшего молитвенного помещения расположен бар, где проходят популярные среди студентов дискотеки, на втором - выступают молодежные рок-группы. Здесь же репетируют различные самодеятельные студенческие театры и команды КВН. Хотя, в связи с тяжелым экономическим положением российских учебных заведений, содержать такие обширные помещения становится для студентов все труднее и труднее.
Естественно, возникает вопрос о том, есть ли католики в этом небольшом поволжском городке. Кроме оставшихся потомков поляков, литовцев, немцев, католическое население города могло пополняться за счет ссыльных и освободившихся арестантов советских времен (в городе находился пересылочный пункт). Но пока католической общины в городе нет. В 1995 г. в храме собиралась небольшая группа католиков, но вскоре эти встречи прекратились. Переместились ли они в другое место или группа самопроизвольно распалась - неизвестно. В течение последних лет город несколько раз посещал о. Йозеф Гунчага, но это не принесло значимых результатов. В1998 г. в городской газете было помещено объявление автора данной статьи, приглашавшие католиков на встречу перед храмом. Но на него откликнулось только местное телевидение, приехавшее снять репортаж о рыбинских католиках. Кажется, что теперь, в связи с регистрацией прихода в соседнем Ярославле, начинается новый этап в истории католической жизни Рыбинска. Часть ярославских католиков вместе с о. Стефано Каприо посетила в августе 1999 г. бывший рыбинский католический храм. Студенты, находившиеся там, приняли небольшую делегацию доброжелательно, задавали вопросы о деталях интерьера и с интересом выслушивали ответы и комментарии. В городе, где население всегда было многонациональным и где на одной улице соседствовали православная, лютеранская и католическая церкви, к представителям неправославных конфессий и сейчас относятся без неприязни. Поэтому надежда на возрождение прихода и храма существует. Может быть, нам осталось не так долго этого ждать.

 

 

На правах рекламы

Предложения от интернет-магазинов и магазинов о продаже бытовой технике. Купить бытовую технику в Алматы быстро и легко. Ведущие мировые бренды бытовой техники представлены на нашем сайте

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...