Первые католики Казани
Католики среди жителей Казани были уже в XVIII в. Первыми казанцами католического вероисповедания были, в основном, немцы: чиновники из числа прибалтийских дворян или выходцы из Германии, а также мастеровые из простонародья. При Екатерине II, как известно, большое число немцев переселилось на специально отведенные им земли на левом берегу Волги; небольшая часть переселенцев осела в городах. Но число их было невелико, в основе своей они были лютеранами.
Католическое население Казани, окружающих уездов и губерний после присоединения к России Польши стало быстро расти. Теперь немцы составляли лишь очень небольшую часть католиков, преобладали поляки и литовцы. Однако вряд ли столь большое число поляков оказалось бы в глубине России, так далеко от Польши, если бы не мощное национально-освободительное движение и преследование его участников российскими властями.
Так, в 1823 г. в Виленском университете было раскрыто тайное общество "филаретов и филоматов". Трое его активных участников - выпускники отделения классической филологии О. М. Ковалевский, Ф. Кулаковский и И. А. Берниковский в 1824 г. были по личному указанию Николая I высланы в Казань и в принудительном порядке под надзором полиции учились на Восточном разряде университета. Осип Михайлович Ковалевский (1801 -1878) стал блестящим ученым-востоковедом, основателем монголоведения и научного изучения буддизма в России. В 1834-1860 гг. он был профессором Казанского университета, в 1858-1860 гг. -его ректором, в 1862 г. перешел в Варшавский университет. Иван (Ян) Антонович Берниковский (1799-1864) по окончании Казанского университета с 1827 г. был учителем казанской гимназии и одновременно преподавал арабский язык в университете. В 1833 г. он был обвинен в участии в тайном обществе и уволен. С 1838 г. преподавал латинский язык в Симбирской гимназии, позже был в Симбирске инспектором и директором народных училищ (на этом посту его сменил Илья Николаевич Ульянов).
Создание прихода
В воинских частях Четвертого корпуса внутренней стражи (в современном значении - военного округа), центр которого находился в Казани, было около двух тысяч католиков. Корпус включал территорию Казанской, Вятской, Нижегородской, Пермской, Симбирской губерний (в 1850 г. из Симбирской губернии выделилась Самарская). В тех же губерниях жило около двух тысяч гражданских, в основном, ссыльных католиков. Между тем, на этой огромной территории не было ни одного католического храма. Николай I с подозрением относился к Католической Церкви, но считал своим долгом обеспечить верующим всех "терпимых" конфессий возможность религиозной жизни. Кроме того, католические священники необходимы были во внутренних районах России по чисто формальным требованиям - для приведения к присяге солдат и свидетелей в судах.
20 июня 1833 г. Николай I предписал учредить при штабах округов внутренней стражи должности римско-католических военных священников (капелланов). Казанский приход также был военным, поэтому и храм считался военным объектом. В феврале 1835 г. в Казань прибыл первый "официальный" католический священник (ранее в губернии уже жили ссыльные католические пастыри), монах-бернардинец Виктор Усаков-ский (Ушанский). Первая часовня разместилась в здании городового магистрата (в документах его называют "дом, городской полицией занимаемый"). В 1847 г. для богослужений были наняты за 571 рубль в год помещения на втором этаже дома Киселевского. Этот дом известен тем, что в 1845-1846 гг., т.е. как раз перед тем, как там разместилась часовня, в нем жил Лев Николаевич Толстой.
В декабре 1854 г. квартирная комиссия попыталась вновь перевести часовню, но о. Галимский, который тогда был настоятелем, отказался переезжать из-за неисправности отопления и плохого состояния помещений в предложенном здании. Наконец, в декабре 1857 г. храм разместился в доме коллежского асессора Льва Осиповича Яновского - на углу улиц Большой Красной и Поперечно-Лядской (не сохранился). В этом доме он и находился вплоть до самого переезда во вновь построенное собственное здание.
История храма
В 1855 г. о. Остиан Галимский стал ходатайствовать о постройке здания католической церкви. В июле - августе 1856 г. ходатайство рассматривалось в департаменте министерства внутренних дел. Не возражал против строительства храма и православный казанский архиепископ Григорий (Постников), а по закону его согласие было обязательным. Городская дума и городской голова Авксентий Степанович Унженин тоже были согласны.
Основным аргументом для строительства было большое количество прихожан. В 1855 г. в Казани проживало около 550 католиков (по исповедальным спискам). На территории прихода, включавшего губернии Четвертого округа внутренней стражи, католиков было более двух тысяч. Последняя цифра представляется преуменьшенной: очевидно, имелись ввиду только солдаты. Примерно столько же было в этих губерниях ссыльных поляков и литовцев. В 1856 г. вопрос был официально решен министром внутренних дел и царем, а участок для строительства был определен городской думой еще 20 октября 1855 г.
В 1855 г., одновременно с ходатайством о разрешении на строительство храма, разрабатывается его проект. Его составил Александр Иванович Песке - архитектор казанской строительной и дорожной комиссии (по вероисповеданию лютеранин). Он располагает здание в саду, в глубине участка, продольной стороной вдоль Лядской улицы, а вход помещает с торца, противоположного Арскому полю. Первоначальный проект предполагал возведение храма в псевдоготическом стиле, со стрельчатыми окнами и фризом из таких же арочек вдоль верхней части стен. К сожалению, этот проект был видоизменен - в Российской империи действовало правило, согласно которому вновь возводимые иноверческие храмы не должны были отличаться своим внешним обликом от обычных зданий. В итоге храм был построен в стиле позднего классицизма, выделяясь на фоне рядовой застройки лишь высокими окнами с полуциркульным завершением. В следующем году, когда строительство уже шло к завершению, из Петербурга был прислан проект алтаря за подписью и печатью митрополита Могилевского Вячеслава Жилинского.
Подрядчиком на строительных работах выступал активный прихожанин и староста католического прихода коллежский асессор Лев Осипович Яновский. Строительство велось довольно быстрыми темпами, и уже 1 октября следующего 1858 г. представители строительной комиссии освидетельствовали обе постройки. Храм был освящен 1 ноября в праздник Всех Святых. В следующем году, в связи с завершением строительства, из Рима был прислан ковчег с частицей мощей Животворящего Креста Господня с патентом за подписью Папы Пия IX. Немного позднее над входом была установлена звонница, а также построена деревянная колокольня. В церкви был орган и часовня Божией Матери.
В таком виде храм Воздвижения Святого Креста простоял вплоть до начала века. Он систематически ремонтировался, подновлялся, но вид свой сохранял. Небольшие изменения коснулись звонницы, которая была перестроена "на 2 аршина выше прежней", переливался колокол "для производства звона по обычаю и способу, принятому в католических церквах" и "с добавлением весу", кресты с зеркальными вставками были заменены ажурными работы мастера Михалева. Кресты были установлены не только над звонницей, но и на крыше над главным алтарем. Здесь следует отметить, что к этому времени в приходе был свой архитектор. Это был Лев Казимирович Хрщонович, определенный на службу в Казанскую строительную и дорожную комиссию архитектурным помощником в 1859 г. Документы свидетельствуют о том, что все производимые в приходе строительные работы велись в течение многих лет безвозмездно по его чертежам, сметам и под его "неустанным наблюдением".
Изменения произошли в интерьере церкви на рубеже веков. В1894 г. в Казани появилась городская электростанция. Настоятель о. Карл Сливовский решил за свой счет устроить освещение в храме. Таким образом, уже к осени 1898 г. церковь освещалась электричеством.
Существенным рубежом в истории храма является 1907 г. Церковь стала достаточно тесна, особенно в праздничные дни, когда она переполнялась солдатами-католиками Казанского гарнизона. Приход решает начать работы по расширению церкви. Проект перестройки составил безвозмездно Л. К. Хрщонович за год до своей смерти, и, по-видимому, это была последняя работа в творчестве этого видного городского архитектора. Его преемником стал сын - Леонид Львович Хрщонович, который и завершил работу отца. Предполагалось возвести колокольни, две боковые часовни и сакристию, что должно было увеличить вместимость церкви на 240 человек. Внутренние работы предусматривали возведение алтаря, устройство хора и прочее. Строительство велось на пожертвования прихожан. В этом же году работы по перестройке были окончены, а в следующем году завершились работы по его отделке внутри и снаружи. 14 сентября 1908 г. церковь была открыта для богослужения и освящена.
Внешний облик храма изменился до неузнаваемости. Скромное, едва проглядывавшее сквозь яблоневые деревья здание превратилось в архитектурный ансамбль, формирующий силуэт не только улицы, но и всего района так называемого Арского поля. Новая ограда, решенная в стилистическом единстве с отстроенным вновь зданием, дополнила его архитектурный облик и составила с ним единый ансамбль. Пять позолоченных мастером И. Фешиным крестов венчали храм. Здание сохранило присущую ему архитектуру классицизма, но, вместе с тем, в композиции главного фасада заметны мотивы, навеянные постройками романского стиля. Такое сочетание стилей, характерное для того времени, вместе с непривычным использованием скульптурной композиции придали храму романтический оттенок.
Необыкновенно богато был декорирован интерьер. Стены высокого молельного зала разделены большими окнами, простенки между которыми заполнены коринфскими пилястрами. Капители, фриз, стены хоров, замковые камни окон и кессонированный потолок с розетками - все покрыто искусной лепниной. Великолепен большой центральный плафон для люстры. Известно и имя мастера, выполнившего эти работы. Это лепщик-скульптор Филиппович. Им же выполнена лепнина на фасадах. В зале над входом были устроены хоры, где был установлен новый орган. Они отгораживались балюстрадой с установленным на ней пюпитром. Специально для установки нового органа из Варшавы был приглашен органмейстер Блиомберг. В оконных проемах были витражи. Стены зала были покрыты дубовыми панелями, резные двери также выполнены из дуба. Вновь построенный алтарь отделан под мрамор и отгорожен решеткой с дубовыми накладками. Одновременно московской фирмой Кертинг было проведено центральное отопление.
Пастыри
Во время настоятельства отца Остиана Галимского приход был сугубо военным. Отец Галимский именовался капелланом Четвертого округа внутренней стражи и получал жалованье от военного ведомства, оно же обеспечивало храм всем необходимым. Примерно половину времени священник проводил в разъездах по губерниям Четвертого округа, посещая все города, в уездах которых были католики. На местных гражданских и военных властях лежала обязанность оповещать всех католиков о приезде священника и обеспечивать их присутствие. Это касалось не только военных, но и чиновников, и ссыльных. Исправники ежегодно отправляли в казанский храм списки католиков, проживавших в их уездах. Постоянные разъезды были, разумеется, очень тяжелы, но постепенно служба капеллана становилась легче. Дело в том, что на территории округа всегда жило множество ссыльных священников. Так в 1853 г. на територии прихода жили отцы Фульгентий Лесковский в Симбирске, Игнатий Шокольский в Осе Пермской губернии, Корнилий Вагринский в Шадрине, Франциск Кобылинский - Соликамске, Ян Тумасс и Цыприян Воронович в Вятке, Фелициан Горбачевский в Слободском Вятской губернии. Сами священники при поддержке о. Галимского получали от римско-католической консистории разрешения "совершать богосужения кроме проповедей". В городах, где они жили, открывались часовни, совершались крещения и венчания. В 1847 г. это произошло в Перми, в 1853 г. - в Вятке, В 1857 г. - в Симбирске; католические священники были и в Екатеринбурге и Чердыни. Ссыльный священник о. Ян Тумас (Ту-мосс) до окончания своей ссылки совершал требы и службы в Казани во время разъездов о. Галимского. В Нижнем Новгороде католический приход был открыт по инициативе живших в городе католиков в 1857 г., а до этого Остиан Галимский с середины июля до середины августа каждого года был обязан находиться на знаменитой Нижегородской ярмарке.
Вслед за отъездом из Казани о. Галимского в статусе прихода и его руководителя произошли изменения. Прибывший в декабре 1864 г. в Казань Иоанн Пукень был назначен не только капелланом Округа Внутренней стражи, но и куратом (настоятелем) Казанского прихода. Военные католические священники в России, как и в других странах, были чаще всего монахами-францисканцами. О. Пукень и все последующие настоятели казанского прихода монахами не были и обязательно имели высшее образование (Санкт-Петербургская римско-католическая духовная академия) или даже звание магистра богословия. Имелось в виду, что их основной деятельностью будет не окормление солдат, а преподавание Закона Божия в учебных заведениях. Казанский приход теперь входил в Могилевскую епархию, а непосредственным начальником казанского курата был московский декан.
Жизнь общины
Вплоть до 1884 г. официально в Казанский приход входили все губернии Казанского военного округа - Вятская, Нижегородская, Пензенская, Пермская, Самарская, Симбирская, Уфимская, а на территории Саратовской губернии, где была собственная епархия, прихожанами казанского храма считались военные. Фактически в каждом из губернских городов к этому времени были свои храмы, или, во всяком случае, приходы. Но по многим административным вопросам священники этих приходов отчитывались перед казанским куратом, а местные власти продолжали каждый год аккуратно составлять списки католиков и отсылать в Казань. В результате формально казанский приход был самым большим в стране. В 1873 г. в нем числилось более 20 тысяч прихожан - больше, чем в московских или санкт-петербургских приходах. Это странное положение было отменено в 1884 г.
В Казанской губернии, согласно переписи населения, к 1897 г. проживали 1591 мужчина и 433 женщины католического вероисповедания, в том числе 1760 человек в Казани. Столь большой перевес мужчин объясняется тем, что значительную часть католиков составляли солдаты, студенты, бессемейные офицеры (ссыльных в конце XIX в. в Казанской губернии уже не было). В Казани католики составляли 1,2% населения, в губернии - 0,06%.
Отдаленность Казани от центра диоцеза и мест компактного проживания католиков ставила приход в очень изолированное положение. Практически все вопросы священникам приходилось решать самим. Лишь однажды в истории храма в нем побывал епископ (викарий Могилевской епархии Франциск Сымон в июле 1893 года).
До 1907 г. все дети католиков учились в городских училищах. Возможность открытия школы при храме появилась только после объявления свободы вероисповедания (указ от 14 апреля 1905 г.). 6 января 1907 г. приходское училище было открыто с разрешения дирекции народных училищ Казанской губернии. Первоначально школа размещалась во флигеле на церковном дворе, а с 1907-1908 учебного года - в специально построенном здании. Это было малокомплектная начальная школа с 4-х летним сроком обучения.
Школа была предметом гордости и постоянной заботы прихожан. Обучение детей в школе было бесплатным. Перед школой ставилась двойная задача. С одной стороны, она была призвана адаптировать детей к жизни в России и обучать их русскому языку, а с другой - сохранить знание родного языка. Таким образом, школа стала центром сохранения национальной культуры. Большинство выпускников школы по ее окончании поступали в средние учебные заведения г. Казани. Несколько католиков было и среди первых профессоров Казанского университета, открытого в 1804 г.
Благотворительность
В 1897 г. по инициативе активного прихожанина - доктора медицины, главного полевого хирурга Казанского военного округа Фаддея Константиновича Стефановского и курата храма о. Шимкевича был составлен проект устава общества помощи бедным, утвержденный казанским губернатором 16 декабря 1897 г. Кроме того, был создан приют общества пособия бедным римско-католического прихода, который был основан 22 октября 1903 г. Первоначально располагался в наемном помещении в доме Васильева на Новокомиссариатской ул. В 1904 г. баронесса Генриетта Марцелловна Шаффалицкая специально для приюта купила дом, куда он и был переведен 1 августа 1904 г. (ныне ул. Жуковского, 25). В 1907 г. в приюте было 7 девочек. Младшие учились в школе при храме, старшие - в гимназии Шумковой.
Приют полностью содержался на пожертвования, причем не только католиков. В мае 1907 г. приют получил благословение от Папы Пия X.
Положение прихода в годы I Мировой войны
Положение казанского прихода резко изменилось с началом Первой Мировой войны. Количество католиков в губернии стало резко увеличиваться. Уже в 1914 г. в Казанской губернии были поселены более 2000 интернированных германских и австрийских подданых, более половины из них составляли католики. Казанская губерния стала местом размещения военнопленных. Летом 1915 г. их было более 20 тысяч, из них не менее 2/3 составляли католики. Беженцы из Польши появились в губернии уже в первые месяцы войны, но их поток особенно усилился после поражения русской армии летом 1915 г., когда была оставлена почти вся Польша и большая часть Литвы. Одних студентов-медиков из Варшавского университета оказалось в Казани более 200, а общее число беженцев составляло не менее 30 тысяч человек.
Если до войны большинство католиков жило в Казани, то теперь беженцы, пленные, интернированные находились, в основном, в деревнях и уездных городах. В связи с этим летом 1915 г. в Казань были направлены католические священники о. Юлиан Жуковский и о. Варфоломей Цыплаевский. К сожалению, в архиве церкви не сохранилось дел за 1918 г. Однако, известно, что храм действовал в Казани и при большевиках, и после того, как 5 августа город заняли белые. Когда в начале сентября белогвардейцы покидали город, с ними ушел и курат храма о. Викентий Францкевич.
Община в годы Советской власти
Известно, что религиозная община католиков была зарегистрирована в Казани органами Советской власти. Здание и имущество храма в соответствии с советским законодательством о культах было национализировано и передавалось в бесплатное пользование верующим. В 1921 г. костел подвергся той же участи, что и все православные храмы России - были конфискованы, якобы в помощь голодающим, ценные вещи. Судя по имеющимся фрагментарным сведениям, после 1918 г. постоянного священника в казанском приходе не было, очевидно, служили командированные священники. В 1923 г. деятельность католического духовенства в Советском Союзе была фактически прекращена по политическим мотивам и прихожане по всей стране остались совсем без священников. Сам храм был отобран у верующих в 1927 г.
Возрождение
Возрождение католической общины в Казани произошло в 1995 г., когда настоятелю прихода свв. апп. Петра и Павла в Бугуруслане (Оренбургская обл.), священнику конгрегации Воплощенного Слова о. Хуану Карлосу Саку удалось собрать небольшую группу верующих и зарегистрировать ее в органах власти. Через некоторое время о. Хуан Карлос переехал из Бугуруслана в Казань, затем к нему присоединились собратья по конгрегации - о. Диогенез Уркиза и о. Рауль Зеферино Апарицио. Богослужения проходили поначалу на квартире, но прихожан становилось все больше, так что вскоре вопрос возвращения храма приобрел животрепещущее значение. Но, как это часто бывает, хозяев никто не ждал. Казанский Авиационный Институт, которому ныне принадлежит здание храма, разместил в нем уникальную аэродинамическую трубу, о быстром демонтаже которой не могло быть и речи. К счастью, на бывшем католическом участке старинного Арского кладбища чудом сохранилась небольшая псевдоготическая часовня, которую городские власти передали общине. После капитального ремонта 20 сентября 1998 г. ее освятил епископ Клеменс Пиккель.
С тех пор прихожане собираются на молитву в собственном, хоть маленьком, но таком уютном храме. Их не так много - по воскресеньям на мессе присутствует 45 - 50 человек, по праздникам - около ста, но число их постоянно растет. В настоящее время еще семь человек готовятся принять таинство крещения. По традиции, это произойдет в пасхальную ночь. Что примечательно, все катехумены - татарского происхождения. Вообще, приход отличает мно-гонациональность: среди верующих есть поляки, русские, татары, иностранные студенты из стран Африки и Латинской Америки. Примерно половину из прихожан составляет молодежь.
Несмотря на то, что католики располагают, наконец, собственной часовней, проблема возвращения приходу исторического здания храма Воздвижения Святого Креста не теряет своей актуальности. По последним сообщениям, власти пообещали окончательно вернуть его прихожанам через два года. Очень хочется верить, что это действительно будет так и попранная справедливость будет восстановлена.

 

 

На правах рекламы:

Покупая у нас матрасы оптом вы получите возможность получить скидку и отсрочку платежа. Для покупки матрасов оптом свяжитесь с нами по телефонам указанным на сайте. Мы идем на встречу всем клиентам которые покупают матрасы оптом и в розницу!

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...