№ 40 (342) 04.11.2001
Прошел год с момента освящения в Иркутске кафедрального собора Непорочного Сердца Божией Матери. Весь этот год его настоятелем был о. Иосиф Галлович. К сожалению, обстоятельства сложились так, что о. Иосиф должен был вернуться в Словакию, чтобы там продолжить свое пастырское служение. Наша беседа состоялась накануне его отъезда из Иркутска.
- Отец Иосиф, что лично Вам, как священнику, дал этот год в Иркутске?
- Я благодарен Господу за этот год, который оцениваю как время приобретения большого опыта. Во-первых, я смог поработать в кафедральном соборе и больше научиться всему, что касается литургии, подготовки и проведения торжественных богослужений. Новым для меня опытом стало непосредственное сотрудничество с епископом, а также с монахинями. Я впервые работал в приходе вместе с сестрами и очень рад тому, как сложилось наше сотрудничество, – будь то работа с детьми, или благотворительная деятельность.
Я познакомился здесь со священниками и монахинями разных национальностей, разных культур и традиций. Общение с ними стало для меня полезным опытом. Встреча с таким разнообразием культурных и религиозных традиций нечасто бывает в жизни, и я буду помнить об этих людях, которых встретил здесь, в Иркутске.
Очень много мне дало общение с прихожанами. Они, действительно, стали моими друзьями. Их любовь и интерес к Богу, богатство общения с ними, дружба – это не забывается. Я хотел бы сказать своим, уже бывшим, прихожанам, что работа с ними оставила глубокий след в моей душе и что я всегда буду "носить" их в своем сердце и помнить о них в своем дальнейшем служении.
Не буду много говорить о красоте здешней природы, о Байкале. Скажу только, что эти прекрасные места сами по себе приближают человека к Богу.
- Есть ли разница между работой настоятеля в российском и словацком приходе?
- Да, я бы сказал, что есть. В Словакии другой тип прихожан. Обычно это уже традиционные христиане, люди с каким-то опытом веры, воспринятым с детства, в семье. Молодежь, которая приходит в Церковь, уже подготовлена родителями. Их вера может быть не очень глубокой, но все-таки они с детства знают молитвы и привыкли к общению с Богом. Конечно, в Словакии тоже есть те, кто принимает крещение, будучи взрослыми, но таких очень мало.
Здесь же, в России, очень много молодых и взрослых людей, которые впервые встречаются с Богом, приходя в Церковь. У них нет еще фундамента, на основании которого бы они слушали и понимали Слово Божие, для них еще надо создавать предпосылки, чтобы научить их общению с Богом. Однако, эти люди более открыты и, я бы сказал, чище. Они ищут путь к Богу и когда находят его, то стараются следовать этому пути. Естественно, речь не о всех, но я встретил здесь довольно много таких людей, которые пришли в Церковь и, действительно, хотят жить по вере. Они, может быть, еще интуитивно тянутся к Церкви, еще стесняются, но все же ищут ответы на свои вопросы в Церкви. И эта открытость, эта искренность в желании познать Бога, вера - это то, что присутствует здесь в большей степени, чем среди словацких прихожан.
В Словакии более актуальна проблема "новой евангелизации" – необходимо заново евангелизировать уже крещеных католиков. В России люди чаще всего практически ничего не знают о Боге и то, что слышат от священника, воспринимают с большим интересом.
- С кем труднее работать – с тем, кто знает основы веры, но нуждается в новой евангелизации или с тем, кто вообще ничего не знает, но ищет путь к Богу?
- Тяжелее работать с теми, которые думают о себе много и считают, что уже почти все знают.
- С Вашим назначением в жизни прихода появились новые черты, одна из которых – мессы для молодежи и встречи. В связи с этим хочу спросить Вас, как возникла идея их проведения?
- У меня уже был опыт работы с детьми и молодежью, когда я работал настоятелем прихода в Словакии. Приехав в Иркутск, я обратился к здешним молодым прихожанам с вопросом: что они скажут, если мы будем совершать в кафедральном соборе мессы для молодежи, а после них вместе обсуждать важные для молодых людей проблемы. Они хорошо отнеслись к этой идее, и мы стали встречаться.
Сейчас, спустя год, я вижу, что необходимо продолжать такую работу в приходе, но уже с учетом имеющегося опыта. Главная проблема наших встреч - это то, что на них приходили молодые люди с очень разным уровнем духовности, поэтому иногда нелегко было найти общую тему для разговора. Вероятно, в будущем стоит разделить молодых людей на разные группы - на тех, кто, к примеру, уже долго пребывает в Церкви и хочет глубже постичь Бога, и тех, кто только начинает путь к вере и еще не крещен. Надо подумать над тем, как сделать, чтобы каждый получал на встречах молодежи именно то, что ему необходимо.
Самое главное, что я вижу для себя в такой работе – научить молодых людей общаться с Богом. Конечно, простое общение на уровне компании – встретиться за чашкой чая, посидеть, поговорить, – тоже присутствует, но не это главное. Основная наша цель – молиться, встречаться с Богом, открыть Его присутствие в своей жизни, научить людей лично встречаться с Богом.
- Многие молодые люди сегодня задают вопрос: если главное – личное общение с Богом, то зачем мне ходить в Церковь, ведь я могу общаться с Ним и дома, в тишине своей комнаты, один на один?
- Конечно, основа молитвы – это личное общение с Богом. Иисус говорит: "Войди в комнату свою, закрой дверь и помолись Господу твоему...". Но также Он говорит и о том, что всегда будет присутствовать там, где двое или трое соберутся во имя Его. И это значит, что совместная молитва угодна Ему. Мы собираемся в Церкви – неважно, двое-трое или сто-двести человек – и молимся вместе. Иисус хочет, чтобы мы были едины, и молитва, возносимая в храме, очень важна для Него.
- И здесь нельзя говорить, какая молитва важнее – индивидуальная или общая...
- Конечно, нет. Это – разные виды молитвы и оба необходимы. Без личной молитвы не будет и общей. А без совместной молитвы не будет Церкви, не будет главной христианской молитвы "Отче наш" – ведь, если бы мы обращались к Богу только с личной молитвой, то нам следовало бы тогда молиться "Отче мой". Произнося же "Отче наш", даже в тишине своей комнаты, я все-таки должен чувствовать, что не один, что все мы – братья и сестры, часть Мистического Тела Христова, Его Церкви. Часто общество воспринимает Церковь как человеческую организацию. Но, с точки зрения Божественного Откровения, учения Спасителя, это – Мистическое Тело Христово, присутствие Царства Божиего на земле. Дух Святой – это главная движущая сила Церкви. И церковная организация всегда должна помогать тому, что начал Святой Дух, никоим образом не подавляя Его действия.
- Что Вы можете сказать о том, как и почему люди сегодня приходят в Церковь? Верно ли, что в основном это потомки католиков, оказавшихся в Сибири в давние времена – люди, как говорят, "с католическими корнями"?
- Есть и такие, но я бы не сказал, что они составляют большинство. Вообще, каждый человек имеет свой неповторимый путь в Церковь. Перечислить их все здесь очень трудно. Самое главное, это то, что Дух Святой призывает человека к Себе и тот находит путь в зависимости от того – кого что заинтересует. Кто-то пришел петь в хоре, кого-то заинтересовала литургия, кто-то уже долго размышлял о вере, некоторые приходят в надежде найти решение своих проблем. Я говорю им, чтобы они не ожидали от Господа, что Он будет лечить их и устранять все проблемы, но что Он даст им силу, чтобы преодолевать их. Проблемы будут, но будет и сила, будет свет, помогающий их решать.
- До приезда в Иркутск Вы работали в Духовной семинарии в Санкт-Петербурге?
- Да, в общей сложности я преподавал там три года: сначала с 1995 по 1997 гг., потом вернулся в Словакию и уже не думал, что окажусь в России. Однако спустя два года по приглашению архиепископа Кондрусевича я вернулся и проработал год в семинарии. У меня уже были договоренности относительно новой работы в Словакии, но после молитвы и размышлений я решил остаться. Обратившись к епископу Мазуру, приехал сюда, в Иркутск, где для меня открывалось обширное поле работы.
- Я слышала, что история Вашего рукоположения была очень интересной, что Вас рукополагали подпольно, это так? Как Вы осознали призвание ко священству?
- Это призвание родилось во времена тоталитарного режима в Словакии, когда Церковь подвергалась преследованиям и стать священником было непросто. Я рос в традиционной христианской семье и получил настоящее христианское воспитание, за что очень благодарен своим родителям. Мы постоянно посещали богослужения, хотя в нашем социалистическом городе и не было своего храма – приходилось пешком ходить на мессы пешком в деревенскую церковь, находившуюся в 3 км от города.
В юности я занимался альпинизмом, ходил в горы, и там у нас сложилась группа единомышленников. Внешне это выглядело просто как поход в горы, но там мы говорили о вере, обсуждали различные религиозные вопросы. Опыт молодых людей, общение с ними много значили для меня. Благодаря этим встречам я познакомился с моим будущим духовным наставником. Он был священник, но власти запретили ему служить. Мы встречались с ним только на природе. То, что он приходил к нам, учил общению с Богом, совершал мессу, – все это было сопряжено для него с риском – ему угрожало тюремное заключение. Его пример очень повлиял на меня. Во многом благодаря ему у меня тоже появилось желание помогать Церкви, работать для нее в тяжелых условиях. Так оформилось мое призвание. Церковь в Словакии официально не была запрещена, но работа священников ограничивалась "сверху". Например, нельзя было вести религиозную деятельность вне стен храма, и такие встречи как наши – в горах, на даче, – были запрещены.
Поэтому рукоположен я был подпольно в Польше, в г. Закопане. Ни родители, ни друзья три года ничего не знали. Еще до рукоположения я закончил профессиональный колледж, начал работать геодезистом. Когда меня рукоположили, я еще несколько лет продолжал работу и подпольно совершал мессы.
Потом, когда в 1990 г. пришла свобода, и я смог уже открыто совершать мессы, для многих это оказалось очень большим сюрпризом. Они подходили и говорили: "Иосиф! Ты – священник?! Если бы я знал раньше! Ведь я так с тобой разговаривал..." Вскоре я стал работать в приходе в г. Крупина. Потом в другом городке. В общей сложности я проработал в словацких приходах 5 лет.
- Возвращаясь к Вашему иркутскому опыту, хотелось бы узнать – что Вы считаете наиболее важной задачей священника, работающего в России?
- Первоочередной задачей священника в приходе, я считаю, должна стать работа с семьями. Если не будет хороших, здоровых семей, не будет и хорошего прихода. Необходимо, чтобы семьи увидели свое призвание в сотрудничестве с Творцом, чтобы родители, воспитывающие новое поколение, сотрудничали с Ним. Мы знаем, что в России утрачены христианские основы семьи. Надо терпеливо и мудро общаться с людьми, поддерживать их, воспитывать в них действительно евангельское, христианское понимание семьи. Духовное возрождение семьи – основная задача Церкви в России, и она самая трудная.
- А что конкретно Вы понимаете под "работой с семьями"?
- Я считаю, что священник должен знать проблемы семьи, причем, прежде всего, не только на социальном уровне, но и на духовном уровне. Очень важно, чтобы он имел силы и время посещать семьи, разговаривать с ними, чтобы стать для них духовным наставником, пастырем.
- В России очень часто в Церковь ходит не вся семья, а лишь кто-то из ее членов. Например, жена постоянно приходит на воскресные мессы, а ее неверующий муж смотрит на это как на своего рода развлечение, которое он ей "разрешает". С точки зрения такого человека, Ваша работа с семьями может показаться вмешательством в его личную жизнь. Вы не боитесь подобных обвинений?
- Вмешиваться в жизнь семьи, в ее внутренние проблемы, конечно, нельзя. Наше общение может происходить только на основе доверия. Я не раз общался с неверующими мужьями наших прихожанок. У них поначалу было много предрассудков, но постепенно, больше знакомясь с Церковью, они начинали многое воспринимать иначе.
Конечно, я не могу прийти в гости, если меня туда не приглашают. Иногда, к примеру, поговорив с человеком, обсудив с ним проблемы, с которыми он пришел ко мне, я могу предложить ему: если хотите, то я приду к вам домой, и мы продолжим наши беседы. Если он откликнется на это, я с радостью приду. В этом-то и заключается сложность - все должно происходить на основе доверия и постепенно переходить на более духовный уровень.
Впрочем, это относится не только к семьям. Думаю, что в работе настоятеля необходима индивидуальная работа с каждым человеком. Я осознавал это и раньше, но на своем иркутском опыте почувствовал это еще сильнее, работа здесь еще больше укрепила меня в этом воззрении на пастырскую работу. Человек стремится проявить к себе интерес. Конечно, это требует много времени и сил. Но без этого тяжело построить доверительные отношения и открыть сердца.
Задач у священника очень много. Но самое главное – воспитание и спасение человека, помощь в том, чтобы он нашел Христа и жил со Христом.
Беседовала Наталья Галеткина