28 января, в день памяти св. Фомы Аквинского архипастыри российских католиков возглавили св. Мессу в Преображенском кафедральном соборе Новосибирска. С проповедью к собравшимся верным обратился Владыка Кирилл Климович, а в конце богослужения все четыре иерарха преподали молящимся свое благословение.
Перед началом литургии Владыка Иосиф Верт дал интервью корреспонденту Сибирского католического телевидения «Кана» Светлане Ющук.

Владыка, расскажите, пожалуйста, о мероприятии, проходящем ныне в Новосибирске.
Епископ Иосиф Верт:
Сегодня и завтра у нас проходит XXX пленарное заседание Конференции католических епископов России. Такое вот «юбилейное», круглое число. Наша Епископская конференция существует с 1998 г. и дважды в год собирается на пленарные заседания, но бывают еще и экстраординарные заседания, поэтому и получилось число «30», несколько большее, чем могло бы быть по плану.

И каковы цели этого заседания?
Епископ Иосиф Верт:
Вот, например, сегодня мы обсуждали пастырские проблемы. Каждый епископ рассказал о наиболее значимых пастырских мероприятиях, прошедших в его епархии за последние полгода. Каждый из нас поделился впечатлениями о недавней Неделе молитв за единство христиан, проходившей с 18 по 25 января. Постоянной темой наших обсуждений на всех заседаниях является межрелигиозный и межконфессиональный диалог, отношения Католической Церкви с государством. Практически на каждом заседании мы касаемся положения дел в духовной семинарии: ведь духовная семинария – это сердце Церкви, сердце каждой епархии. Здесь всегда есть темы для обсуждений.

И какова же в настоящее время ситуация со священническими призваниями?
Епископ Иосиф Верт:
Это правда, что ныне число воспитанников семинарии значительно уменьшилось по сравнению с 90-ми годами. Мы сегодня касались этой темы. Но, с другой стороны, было отмечено, что, если принять во внимание реальное число практикующих католиков в нашей стране, процент духовных призваний не такой уж и маленький. Пик духовных призваний приходился на 2000—2001 годы. Я тогда сел за подсчеты, и у меня получилось, что в процентном отношении мы опережаем даже такую, славящуюся своей католической традицией страну, как Польша. Конечно, нам бы хотелось, чтобы сегодня, после 70-ти лет атеизма, на ниву Господню вышло как можно больше работников, чтобы они проповедовали Евангелие, обращали сердца людей к Богу. Но нужно реально смотреть на вещи. Нормально функционирующей Церкви у нас не было 70 лет. Что сегодня представляет собой старшее поколение наших верующих? Большинство из них выросли без священника, без церкви, без катехизации… Мы не можем ожидать от наших 70-летних бабушек и дедушек, что они станут той силой, которая «понесёт» Церковь. Я полагаю, что и Российская Католическая Церковь, и другие конфессии нашей страны, фактически должны «рождаться заново». У нас очень часто встречается ситуация, когда родители приходят в храм после своих детей. Именно дети приводят к вере своих родителей, а не наоборот. Сначала приходят кандидаты поступать в семинарию, а через несколько лет их родители принимают таинство Крещения. Есть и такая тенденция: те приходы, которые оформились лет 15-20 назад, достаточно давно имеют постоянного настоятеля и храмовое здание, дают значительно больше призваний к священнической и монашеской жизни. В тех же приходах сложились и группы молодых семей. В этих семьях подрастают дети, получающие католическое воспитание. И это очень радует… Это и есть наше будущее, на которое следует сделать ставку.
Сам я – российский немец, и двадцать-двадцать пять лет назад работал по преимуществу с католиками немецкого происхождения. Когда же начался массовый исход российских немцев в Германию, встал вопрос: а что нам делать дальше? Рухнул наш привычный мир… Но сегодня мы видим, как в России рождается новый облик Католической Церкви. Можно и нужно гордиться нашими предшественниками, сохранившими веру в советские времена. Однако будущее католичества в России принадлежит новым поколениям, которые должны найти свой путь к вере.

Какие конкретные шаги предпринимает Церковь, чтобы количество призваний возрастало?
Епископ Иосиф Верт:
Я не упомянул еще одного вопроса, которого мы касаемся практически на каждом нашем заседании. Это вопрос молодежи. У нас каждый год проходят встречи молодежи: на всемирном, всероссийском или епархиальном уровне. Вот на таких встречах и рождаются призвания, причем двух видов: призвания к семейной жизни, к созиданию настоящей католической семьи, и призвания к священству. Проводятся и другие мероприятия, например, слеты министрантов… Но, конечно же, самым главным средством остается молитва. Молитва о духовных призваниях не должна прекращаться ни в одной общине, ни в одном приходе…
Замечу, что несколько лет назад через нашу «Сибирскую католическую газету» сформировалось целое движение. Это группа людей, преимущественно молодых, но не только, которые взяли на себя обязательства ежедневно читать одну тайну Розария за духовные призвания. Не далее, как вчера, я говорил с автором этой идеи, о. Ярославом Митжаком, и он сообщил, что количество участников группы к настоящему моменту превысило сто человек. Я думаю, это неплохой показатель…

А каким образом разворачивается межрелигиозный диалог?
Епископ Иосиф Верт:
Ни для кого не секрет, что после преобразования в 2002 г. наших Апостольских администратур в полноценные епархии значительно осложнились наши отношения с Православной Церковью. Но теперь, как я думаю, главные трудности уже позади. Мне кажется, что православные иерархи должны понимать, что, как Православная Церковь не может нормально существовать без канонических структур, так и Католическая Церковь нуждается в епархиальной структуре, которая, кстати, существовала в Российской империи до революции. Сегодня мы значительно реже слышим упреки в свой адрес в «прозелитизме» и другие обвинения. Я могу утверждать, что отношения между Католической и Православной Церквами ныне значительно улучшились.

Можете ли Вы подвести итоги состоявшегося заседания?
Епископ Иосиф Верт: Заседание на данный момент еще не закончилось. Завтра предстоит еще один день работы. Хочу отметить, что на наших заседаниях мы не только обмениваемся мнениями, но и принимаем решения. Сегодня мы обсуждали издательские дела. В очередной раз было принято решение, что приоритетным является издание Миссала. К сожалению, работа над ним явно затянулась, она продолжается уже много лет… Но мы надеемся, что к концу текущего года он, наконец, увидит свет, и наши общины всё же получат официально утвержденный «Миссал Римско-католической Церкви» на русском языке. Затем на очереди – подготовка к печати «Ритуала», по которому наши священники будут совершать Таинства и требы. Текст «Ритуала» должен еще пройти епископскую апробацию. После его получения, мы создадим авторитетные комиссии экспертов, которые его как следует изучат. Спустя три месяца мы должны представить свои замечания, добавления, исправления… И только тогда издание может пойти в печать.
Сегодня была еще одна тема для обсуждения. Последнее время много говорят о заявлении премьер-министра России Владимира Путина, согласно которому традиционным для нашей страны конфессиям должны быть возвращены их храмы и прочее имущество. Нам бы хотелось помочь этому процессу, не дать ему «забуксовать». Следует уже теперь начать работу и собирать данные о наших сохранившихся храмах, которые всё еще не возвращены верующим. В Новосибирской области это храмы в Куйбышеве и Венгерово, в Алтайском крае – храм в Барнауле… У нас должно быть всё готово заранее, чтобы как только выйдет правительственное постановление, сразу начать действовать.
"Сибирская католическая газета",
sibcatholic.ru

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...