В каждом регионе, у каждой семьи есть свои обычаи, традиции, истоки которых трудно проследить. Воспоминаниями о встрече Светлого Христова Воскресения епископ Иосиф Верт поделился с газетой "Свет Евангелия" в 2001 г.

- Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о том, как в Вашей семье праздновалась Пасха.
- В Караганде мы жили в районе, населенном высланными с Поволжья немцами - в основном, католиками. Его так и называли - "Берлин", так что Пасхальные традиции в наших семьях хранились и соблюдались. Подготовка к Пасхе начиналась недели за две до нее: из тоненьких дощечек я должен был сколотить аккуратные ящички. Нелегкая работа для девятилетнего ребенка: то у меня гвоздь в дерево не заходил, то дощечка трескалась. Мучился в общем, зато потом такая радость была - видеть плод своего труда!

- А зачем нужны были эти ящички?
- Ровно за десять дней до наступления Пасхи мы, дети, высаживали в них злаки - чаще всего, пшеницу. Сроки соблюдались из года в год неукоснительно: если высадить раньше, к Пасхе всходы поднимутся слишком высоко и начнут гнуться, стелиться по земле; а если позже - не вырастут, не успеют. Помогала нам в этом, конечно, мама: если нужный день не подскажет, то мы его обязательно "проспим". Потом мы подходили к этим ящичкам по тысяче раз за день; наблюдали, как трескается земля, как на третий день из нее проклевываются маленькие росточки, как обгоняют они друг друга в своем росте. За этими хлопотами незаметно подходило и Вербное Воскресенье.
- Вербы растут в Караганде?
- Конечно. Мой дядя (и он же - мой крестный) был лидером в нашей церковной общине. На Вербное Воскресенье во время богослужения он раздавал всем нам веточки вербы, и мы торжественно несли их домой. Но прежде, чем дойти до дома, каждому из нас обязательно нужно было хотя бы одну распустившуюся пушистую почку проглотить.
- Зачем?
- Такова уж была наша детская традиция - вне всякого разумного объяснения. А потом мама брала у нас эти веточки и ставила их за икону или за распятие. Это было для нас знаком - Пасха уже близко!
- Но прежде была еще Страстная Пятница.
- В Страстную Пятницу, помню, мама никогда особо не выделяла в разговорах с нами, что это - постный день. Но когда наступало время обеда, она, в отличие от обычных дней, игры наши не прерывала и за стол не приглашала - так и ходили мы всю пятницу полуголодными, с бурчащими животами. Но дети есть дети: особо мы от этого не страдали. На улице весна, грязь, слякоть, а мы играем себе. Забежишь, бывало домой, чтобы руки помыть или лицо сполоснуть - так наша обычно очень следящая за чистотой мама именно в этот день нас еще и ругала за это.
- Почему?
- Тетя позднее рассказала мне легенду: как будто бы Иисуса, когда Он нес Свой тяжелый крест на Голгофу, проводили мимо одного дома. Хозяйка этого дома как раз стирала и выплеснула мыльную воду прямо под ноги Спасителю. От мыльного запаха Ему стало плохо, и самочувствие Его улучшились только возле другого дома: там хозяйка пекла пироги, и от запаха выпечки Христу стало легче.
- А каково происхождение этой легенды?
- Не знаю. Но именно по этой причине мама никогда не стирала в Страстную Пятницу, и вообще в этот день никто в нашей семье не пользовался мылом. Зато стряпала она в Страстную Пятницу или Субботу обязательно. Вообще же хочу подчеркнуть, что священников в те годы у нас не было, и именно такие народные предания укрепляли людей в вере. Мама же наша была женщиной очень мудрой и никогда не подчеркивала, что, мол, эти традиции и обычаи - самое главное в христианской жизни.
- День Пасхи тем временем все приближался. И как же обстояли дела с вашими ящичками?
- Мы их называли "пасхальными гнездами". В субботу вечером перед сном мы, дети, украшали эти "пасхальные гнезда" цветной бумагой, все ящички аккуратно выстраивали в ряд где-нибудь в одном месте и шли спать. Впрочем, какое там "спать"! Мне, например, было не до сна: ведь в эту необыкновенную ночь, по детскому поверью, должен был прийти Пасхальный заяц и оставить каждому яички в "пасхальных гнездах". Помню, маленьким я говорил себе: "Уж на этот-то раз я не усну! Я обязательно увижу Пасхального зайца!" Моя сестра как-то сказала мне, что один раз даже видела хвостик этого зайца, выскакивающего из комнаты, так я после этого "свидетельства" всякий раз в ночь перед Пасхой лежал в постели, крепился, борясь со сном. Увы, хватало меня только на полчаса, после чего глаза мои смыкались. Так я до сих пор этого зайчика и не увидел.
- Но он приходил?
- Неопровержимым доказательством его ночного визита были для нас подарки, которые утром мы находили в "пасхальных гнездах": там лежали разноцветные куриные яйца и - иногда - конфеты. Старшие получали по четыре-пять яиц, младшие - по два-три. А в кладовой каждый из нас мог видеть большую чашу, в которой лежало никак не меньше сотни крашеных яичек - заяц, значит, побывал и там. И только одно мы не могли понять: почему это зайчик еще и мамины руки в разные цвета раскрасил?
- Так никто и не догадывался?
- Подозрения начали закрадываться в мое сердце попозже - когда мне исполнилось лет тринадцать. А моя старшая сестра с четырнадцатилетнего возраста была посвящена в эту тайну и даже маме помогала раскрашивать яйца - но секрет хранила стойко.
- На праздничное богослужение в храм всей семьей ходили?
- Конечно. Только храма у нас в те годы не было - богослужения проводились в частном доме. И на Пасху там собиралось столько народа - яблоку негде было упасть! А в школе нашей обязательно именно на Пасху устраивался воскресник, на который я, конечно же, не являлся. Воскресники и субботники, надо сказать, нередко проводились и в обычные субботы и воскресенья, а поскольку я, надо признать, был в ту пору с ленцой, то частенько их прогуливал. Мама об этом узнавала на классных собраниях и меня ругала. И только один раз в году - на Пасху - я мог пропускать воскресник безнаказанно - в этот день мама была полностью на моей стороне. Хотя, конечно, и для этого нужно было мужество: в понедельник меня ждал крайне неприятный разговор с директором или классным руководителем.
- А чем занимались дети после богослужения?
- На Пасху, в отличие от Рождества, мы ко всем своим родным и близким с поздравлениями не заходили - только к тете. И получали от нее два-три яичка в подарок. Потом в течение всего дня играли: бились подаренными яйцами друг с дружкой. Когда это происходило дома, за столом, родители к этой забаве относились спокойно. Но мы ведь и на улицу выходили, там нас порой настоящий азарт захватывал: у кого при ударе яйцо целым оставалось, тот в качестве трофея забирал разбитое яйцо побежденного. Вот это уже папа и мама мои не поощряли: квартал на девяносто процентов был католическим, какой пример мы подавали другим детям?
- Строги были родители?
- Да, они воспитывали нас в строгости. Без разрешения мы никогда не ходили ни гулять, ни в гости. Если такое случалось, нас ждало взыскание. И вот однажды - лет шесть тогда мне было - как раз на Пасху я забрел куда-то далеко. Залез в липкую, густую грязь, не мог оттуда выбраться. Упал и запачкал свой выходной костюмчик. Всю обратную дорогу до дома проревел. Мама встречает меня и спрашивает: "Что ты плачешь, дорогой?" Отвечаю: боюсь, мол, что накажете за замаранный костюм.
- И что же мама?
- А мама, представьте себе, мне и говорит: "Успокойся, сынок! Сегодня Пасха, сегодня никто не должен плакать". И этой фразой она смогла раскрыть мне глубокий смысл Пасхи, показала, что Пасха - день совершенно особенный, радостный. День, в котором нет места слезам и горю.

Беседовал Евгений Спиридонов
СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ
№16 (318), 15 апреля 2001 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...