Программный директор Радио Ватикана священник ордена иезуитов Анджей Копровский в день начала выборов Папы Римского в Сикстинской капелле рассказал в интервью сайту "В свете Евангелия" о перспективах православно-католических отношений в контексте нового понтификата и приоритетах официальной радиостанции Святого Престола во время конклава.

- Какими видится Вам будущий понтификат в перспективе христианского диалога, и, в частности, отношений католиков и православных?


- Я вижу конклав и новый понтификат прежде всего в контексте кризиса культуры, кризиса идентичности, особенно в Европе. В условиях этого кризиса "два легких" Европы - восточное и западное христианство, католики и православные - призваны дышать синхронно, призваны выступать едино в стремлении защитить то, что находится сейчас под угрозой - ценности, укорененные в Боге, в Библии, в природе и достоинстве человека, понимаемых по-христиански. Как раз этот путь приведет христиан к более глубокому осознанию необходимости не только ценностного, но и церковного единства.
Одной из первостепенных задач нового понтификата будет возвращение "первоначального формата" человеку, который сейчас все больше отделяется от Бога в контексте ложного понимания семьи, человеческих отношений и самой жизни, уже не воспринимаемой как дар Бога. Этим же обеспокоены и православные христиане.
Один из учеников кардинала Йозефа Ратцингера (Папы на покое Бенедикта XVI), секретарь Папского совета по культуре архиепископ Бартелеми Адукону недавно очень точно заметил, что нынешняя цивилизация нуждается в том, чтобы вернуть восприятие человека как образа и подобия Божия, "переформатировать" описание человека в соответствии с его первоисточником - Библией. Без божественного измерения человек становится плоским, двумерным...
А для решения этой масштабной в цивилизационном плане задачи христиане должны взять в свои руки инициативу в области информации и распространения тех ценностей, которые они считают фундаментальными.

- Насколько сами современные христиане осознают свою миссию?

- Осознание этой задачи среди христиан вызревает, но очень медленно.
В современной западной культуре - преимущественно либеральной и индивидуалистической - очень важно говорить о достоинстве народов и сообществ, особенно меньшинств, которых некому защитить от большинства.
Как раз в этом может возвысить свой голос христианство, если каждый христианин на разных уровнях - от скромного прихожанина до Папы Римского - в достаточной степени осознает свою ответственность перед миром.
Давайте внимательно посмотрим на драму христианства на Ближнем Востоке. Последователи Христа эмигрируют из стран, где жили многие поколения их предков, потому что они не могут обеспечить достойный уровень жизни для своих семей. С другой стороны, без присутствия христиан на Ближнем Востоке, палестино-израильский конфликт может обостриться, поскольку христиане воспринимаются обеими сторонами как миротворцы, которые стремятся урегулировать конфликт путем диалога и взаимного прощения. Уважение к достоинству каждого человека - вот что христиане должны вновь принести в современный мир, и особенно - на Ближний Восток.

- Что значит для современного христианства добровольный уход Бенедикта XVI?

- Один из римских профессоров очень точно назвал уход Бенедикта XVI "важным символом для всей нашей цивилизации". Решение понтифика показывает миру, как важно осознавать свою ответственность и совершать ответственные поступки.
И его предшественник блаженный Папа Иоанн Павел II открыл Церковь миру и показал ее универсальность, он явил современной культуре папство как паломничество. Благодаря его усилиям в последнее время растет понимание роли христианства в Африке, Азии, Латинской Америке.
Но когда говорят о том, что Католическая церковь "переезжает" из Европы на другие континенты, я не могу с этим согласиться. Церковь действительно развивается в Африке, Азии, Латинской Америке, но она остается и в Европе - как соль земли, как закваска, как обещание будущего возрождения христианства в Старом Свете - христианства как западного, так и восточного. В перспективе сотрудничества кризис христианства в Европе может стать катализатором сближения католиков, православных и протестантов.

- Каким Вы видите будущего Папу?

- Папа должен стремиться на всем протяжении своего служения быть святым человеком, все свое время и свою энергию отдавать Богу и людям. Преемник святого Петр должен быть, с одной стороны, пророком, разговаривающим с Богом о проблемах людей, а с другой стороны - должен иметь очень острое зрение, чтобы действительно видеть эти проблемы и представить их Богу.

- Каковы приоритеты информационной политики Радио Ватикана во время конклава?

- Мы старались тщательно подготовиться с информационному сопровождению конклава (хотя он будет проходить в закрытом режиме) и открытию нового понтификата. Наши сотрудники подготовили интервью с кардиналами и мнения экспертов из своих стран, которые отражают культурное разнообразие Церкви в разных государствах и на разных континентах и указывает на необходимость поиска новых форм общения с людьми, нового языка.
К сожалению, жизнь Церкви все чаще освещается преимущественно в политическом контексте и описывается соответствующим языком - в терминах влияния, давления, лоббирования, конкуренции, особенно после скандала с утечкой ватиканской конфиденциальной информации, который журналисты назвали "Vatilеаks" по аналогии с "Wikileaks".
Чтобы вернуть разговор в русло размышлений о роли Папы Римского, преемника апостола Петра, мы на своем сайте разместили галерею "Путь святого Петра", в которой представлены фотографии библейских мест служения первоверховного апостола и которую я рекомендую русскоязычной аудитории, поскольку комментарии к фотографиям размещены и на русском языке.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...