Известный ватиканист, профессор Папского университета Святого Креста в Риме, руководитель информационного агентства Rome Reports Диего Контрерас рассказывает об открывающемся во вторник конклаве кардиналов, о роли СМИ в его освещении, о факторах, влияющих на выбор понтифика, и о проблемах, которые придется решать следующему Папе Римскому.

- Заметно ли в процессе подготовки к конклаву внимание кардиналов проблемами Восточной Европы и, в частности, России?

- По-моему, нет. Я внимательно слежу за географическими нюансами, и "восточноевропейский контекст" практически не заметен. Я не думаю, что это признак пренебрежения, это нормально, поскольку Восточная Европа, при всей своей специфике, в мировом масштабе считается интегральной частью Европы.
Отношения будущего понтифика с православным миром - в частности, с Русской православной церковью - практически не акцентировалась в выступлениях кардиналов перед конклавом. Причина, на мой взгляд, заключается в том, что эти отношения после их нормализации уже не воспринимаются как "проблема".
- Итальянцы ждут, что после 31-летнего перерыва Папой Римским снова станет итальянец. Насколько большую роль при выборах понтифика играет его национальность?

- Я думаю, что этот фактор играет все меньшую роль. Конечно, каждый хочет, чтобы Папа был из его страны или хотя бы из его континента - поэтому столь повышенный интерес к конклаву наблюдается со стороны СМИ в странах Латинской Америки, Африки, Азии.
Даже некоторые итальянские ватиканисты с гипертрофированным, с моей точки зрения, вниманием пишут о шансах американских кардиналов.
Однако сегодня все большую роль играют личные качества и способности кардиналов, нежели их происхождение.

- Согласны ли вы с тем, что при выборах Папы доминирует "европоцентристский" подход, а проблемы католиков в Латинской Америке, Азии и Африке, где церковь развивается более стремительно, отодвинуты на второй план?

- Не согласен. "Европоцентризм" католичества - удобный ярлык для журналистов, которые не затрудняют себя более глубоким анализом. Я хочу напомнить, что даже в Римской курии более половины сотрудников - не из Европы, что является адекватным проявлением глобальности и универсальности Католической церкви.
Конечно, европейская культура в ходе исторических процессов оказала огромное влияние на культуры других континентов. Но сейчас в самой Европе, к сожалению, доминирует негативное видение Церкви, которое гораздо меньше проявляется в других частях света.

- Многие кардиналы в своих выступлениях перед конклавом настаивали на необходимости реформы Римской курии. Что в настоящее время является наиболее актуальной задачей для нового Папы и Церкви?


- Я на днях сделал опрос среди своих студентов из разных стран мира в Папском университете Святого Креста, где преподаю теорию коммуникации. Наиболее часто среди задач нового понтификата упоминалась необходимость новой евангелизации, проповеди христианства, на втором месте - повышение качества образования священников, а реформа Римской курии оказалась на третьем месте.
Лично я считаю, что такая реформа необходима. Римская курия должна измениться, чтобы более эффективно служить не самой себе, а Папе Римскому, чтобы лучше адаптироваться к современным условиям, которые уже не являются такими, какими были 50 лет назад. Но было бы наивно полагать, что реформа курии решит все проблемы Церкви.

- Как, на Ваш взгляд, СМИ освещали подготовку к конклаву?

- Конклав, в силу его особой важности для будущего крупнейшей в мире Церкви, его особой "ауры" и интересных символических актов - это особое время не только для самой Церкви, но и для средств массовой информации. Растущий интерес к ее деятельности - не только внешней, но и внутренней - нередко, к сожалению, сопровождается агрессией, с которой Церкви надо работать, чтобы обратить ее в здоровое и доброжелательное профессиональное любопытство.
Особую атмосферу нынешнего конклава создает добровольная отставка Бенедикта XVI - впервые в современной истории кардиналы выбирают Папу Римского при его живом предшественнике.
Хочу напомнить, что понтификат Бенедикта XVI начался с неблагоприятной оценки СМИ. И огромную роль в разрушении стереотипов о новом Папе Римском сыграли именно итальянские журналисты, большинство из которых по сравнению с иностранными корреспондентами более внимательно изучают Ватикан и глубже его понимают. Для них с самого начала Йозеф Ратцингер не был "инквизитором" и "кандиналом-танком", каким его изображали за рубежом. Восприятие папства в СМИ за восемь лет понтификата Бенедикта XVI, как показывают наши исследования, изменилось в лучшую сторону.
Развитие социальные медиа оказало влияние и на самого Папу, который много своих выступление посвятил влиянию новых коммуникационных технологий на общественные отношения, и даже завел собственный аккаунт в сервисе Twitter.
Для ушедшего Папы открытость и прозрачность были не "тактикой", а фундаментальными принципами деятельности, которые вытекали из любви к истине, о необходимости которой Бенедикт XVI так много говорил в своих проповедях и выступлениях.
Церкви нечего скрывать, Церковь понимает законные интересы средств массовой информации, которые работают на благо общества - вот суть послания миру Бенедикта XVI. Другое дело, что это восприятие и это понимание, к сожалению, далеко не на всех уровнях Церкви понималось и принималось. И это до сих пор большая проблема, решать которую придется уже новому понтифику. При этом очень важно, чтобы он сумел подобрать хорошую команду единомышленников.

- Как вы оцениваете инициативу американских кардиналов, которые организовали самостоятельные ежедневные брифинги для журналистов, которые пресс-служба Ватикана попросила прекратить?

- Это одна из проблем, которую следует рассмотреть более пристально. Брифинги не были запрещены Римской курией, поскольку у нее нет власти над кардиналами. Американцы по доброй воле отказались от пресс-конференций, потому что кардиналы из других стран ничего подобного не проводили.
А на самом деле, на мой взгляд, идея была очень хорошей. Кардиналы - мудрые, опытные люди, они хорошо знают, что сказать и чего не говорить. Проблема оказалось в том, что только американцы пришли к идее ежедневных брифингов. И получилось так, что в общем потоке информации из Рима доминировали кардиналы из США, баланс был нарушен, складывалось впечатление, что американские кардиналы имеют особое положение по сравнению с другими.
С другой стороны, невозможно обязать всех кардиналов к общению к журналистами - это вопрос их доброй воли. Тем более что не все кардиналы настолько открыты к СМИ, как в США.
Однако можно было предусмотреть голод рыскающих в поиске комментариев пяти тысяч журналистов, аккредитованных на конклаве, и выстроить информационную политику в более открытом ключе.

- Какие качества для журналистов, освещающих конклав, Вы считаете наиболее важными?

- Журналист - неважно, католик он, православный, буддист или атеист - должен в первую очередь выполнять свою работу хорошо, профессионально: искать надежные источники информации, проверять и анализировать факты, отличать обоснованные гипотезы от пустых спекуляций.
Когда журналист имеет дело с небольшим потоком информации - как в случае с конклавом, где официальная информация строго дозирована - он попадает в рискованную ситуацию "конструирования" события из того, что удалось добыть, а будучи "на голодном пайке" очень трудно отличить вымысел от реальности. Кроме того, надо иметь достаточно опыта и терпения, чтобы делать свою работу честно, чтобы не "вестись" на дешевые спекуляции и не завидовать успеху их авторов.
И еще - важно находить в себе мужество, чтобы противостоять давлению начальства, которое ежедневно требует этих спекуляций, потому что "конкуренты об этом написали".

- Когда изберут нового Папу, все бросятся изучать его биографию - в поисках не только подвигов и добрых дел, но и скандалов...

- Это понятно. Жизненный путь нового понтифика будет просмотрен до мелочей сквозь огромное увеличительное стекло, но важно, чтобы это стекло не искажало реальность и сохраняло пропорции.
Вы помните, как после избрания Бенедикта XVI пресса обнаружила и описала малозначительный эпизод в жизни подростка Йозефа Ратцингера, когда он был призван в обязательном порядке в нацистскую молодежную организации, и на этом основании СМИ приклеили к нему ярлык "Папа-нацист"...

- У вас есть фавориты на конклаве? Кого бы Вы хотели видеть Папой Римским?

- Есть много кардиналов, которые достойны быть избранными. Но я предпочел бы не называть имен...
Я пойду на площадь святого Петра в надежде увидеть белый дым. При этом мне бы не хотелось переживать о том, выиграю я в лотерею или нет. А конклав в публичной сфере, к сожалению, все больше превращается в "папа-лото".

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...