Святые, конечно, запросто могут быть неулыбчивыми. Но они почему-то часто улыбаются, особенно эти двое - Иоанн XXIII и Иоанн Павел II, римские папы, которых официально провозгласят святыми 27 апреля.
Их действительно называли "улыбающимися", но я бы назвал скорее "отважными". Они улыбаются, потому что не боятся. "Не бойтесь, откройте двери Христу!" - призвал в начале своего понтификата папа-поляк, а его предшественник папа-итальянец среди инертно-спокойного течения жизни вдруг отважно объявил о созыве Вселенского собора, потрясшего Католическую церковь.
Иоанн XXIII почил за год до моего рождения, а во время понтификата Иоанна Павла II мне довелось быть членом Папского совета по делам мирян. Однако и опосредованный и непосредственный опыт их восприятия удивительным образом пересекаются в точке смелости, укорененной в глубокой вере. Деятельная смелость святых предшественников заметна, кстати, и во взгляде нового Папы Франциска - тоже ведь улыбается, а в глазах - отвага, а в речах - честность, а уж что в планах...


В России Иоанна XXIII знают, конечно, меньше (СССР, атеизм, ватиканская угроза), а вот папу-поляка в наших СМИ малевали разными красками (и просто потому, что поляк, а они Кремль когда-то взяли, и потому, что развалил коммунизм, и вот теперь у нас жизнь не та, и потому, что греко-католиков защищал как братьев, а они должны же быть православными, и много еще почему). Несмотря на это, в 2005 году, как свидетельствуют результаты всероссийского репрезентативного опроса общественного мнения, 49% респондентов признали его "одним из мировых лидеров современности, нравственным авторитетом для многих людей разных стран и вероисповеданий".
Ни Иоанн XXIII, ни Иоанн Павел II не были в России (хотя последний, по свидетельству его секретаря Станислав Дзивиша, очень этого хотел). И сейчас они приходят в наше духовное пространство с улыбкой, с распростертыми объятиями и с желанием блага. Для любопытствующих есть их тексты (многие - на русском), а для верующих - их небесное заступничество. И для того, чтобы в этом убедиться, вовсе не обязательно ждать 27 апреля...
Виктор Хруль

 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...