Первыми католиками в Архангельске были купцы и матросы иностранных торговых кораблей, прибывавших из Англии и Германии. Селились они в Немецкой слободе, а возможно, также в Холмогорах и в Вологде. В Соломбале издавна существовали улицы Ирландская и Французская. В XVII в. в Архангельске действовали  только реформатская и лютеранская церкви, но есть сведения, что еще при Петре I в городе открылась иезуитская миссия.

Часовня в Соломбале

Начиная с 1835 г. в Архангельске существовала гарнизонная часовня в Соломбале, которая была единственным местом молитвы для католиков Архангельской, Вологодской и, частично, Нижегородской губерний. Военный капеллан-бернардинец, о. И. Володкович, в своем отчете архиепископу Игнатию Головинскому писал, что в городе храма нет, есть лишь временная часовня во флотских казармах с тремя скромными алтарями, сооруженными за счет солдат (согласно другим сведениям, в часовне было пять деревянных престолов, в том числе - св. Иосифа). В 1840 г. в городе служил священник Геркулан Юшкович.
До 1846 г. часовня относилась к Петрозаводскому приходу, поскольку именно там находился штаб Третьего округа Корпуса внутренней стражи с постоянным капелланом при нем. После перевода штаба в Архангельск командующий приказал капеллану также переехать в этот город и уже отсюда опекать вверенную ему паству. В 1866 г. штаб был вновь переведен - на этот раз в Вологду, а с ним переехал и капеллан, "...приезжая раз в год, совершая требы в доме военного ведомства, где устроена небольшая капелла."
В декабре 1862 г. прихожане (в городе и уезде тогда проживало 513 католиков, 481 из них были младшими и средними военными чинами, а во время навигации на кораблях прибывали матросы католического исповедания; кроме того, к 1864 г. в Архангельской арестантской роте содержалось 400 поляков) стали ходатайствовать о предоставлении права проживания в Архангельске одному из ссыльных священников, которых после подавления восстания в Польше было немало в уездных городах губернии. Прошение было поддержано губернатором, и в том же году был назначен постоянный священник - о. Тит Красовский, построивший в 1869 г. первый небольшой деревянный храм на берегу Северной Двины (до того часовня находилась в деревянном доме в Кузнерицкой части города). В храме было два престола, над главным - образ Остробрамской Богоматери и маленький, "о трех голосах", орган.
В 1873 г. церковные власти перевели о. Красовского в Вологду, и лишь в 1882 г. был официально назначен новый настоятель - капуцин о. Ювеналис Яжвис-Язвецкий, освобожденный из-под полицейского надзора 17 сентября 1879 г., и с того времени регулярно совершавший богослужения в храме.

Храм свв. Петра и Павла

Храм был передан навсегда приходу решением Архангельской Думы в 1880 г., но простоял он недолго - 9 июня 1891 г. от непогашенной свечи вспыхнул пожар, который настолько сильно повредил здание, что его уже невозможно было восстановить. Католики Архангельска обратились к архиепископу с просьбой разрешить постройку нового каменного храма на отведенном участке, на углу ул. Набережной и Пермской.
В том же году город посетил еп. Франциск Альбин Сымон, совершивший миропомазание 40 прихожан. Богослужения временно совершались в церковном доме, но в 1892 г. синдики (члены приходского совета) вошли в соглашение с купцом Сурковым и устроили временную часовню в деревянном флигеле его дома в центре города. В марте 1892 г. о. Яжвис-Язвецкий освятил в этом помещении деревянные престолы во имя Спасителя и Матери Божией.
9 июля 1895 г. новый настоятель, отец Болеслав Филиппович, освятил закладной камень нового храма, а всего год спустя, 29 июля 1896 г., деревянное, с двумя башнями здание было построено (длина его была 10 сажен, ширина - 6). В уличной часовенке, находившейся в церковной ограде на углу Троицкой и Олонецкой улиц (ныне - ул. Гайдара), был помещен прекрасный образ святых апостолов.
Приход и Советы
8 марта 1918 г. приход вошел в состав Петроградского деканата, но 20 октября 1919 г. настоятель о. Сонгайло выехал из города вместе с эвакуирующейся польской армией, тремя французскими и двумя английскими военными капелланами. 2 - 13 апреля 1920 г. в городе пребывал петербургский священник о. Ян Василевский, совершивший Пасхальную Литургию. Тогда же при церкви были организованы курсы польского языка и литературы для детей и взрослых (руководитель - госпожа Казимира Козакова, бывшая учительница в приюте прелата А. Малецкого в Санкт-Петербурге).
В 1920 г. метрические книги были переданы по распоряжению Архангельского отдела управления  Петроградскому Центральному окружному ЗАГСу, в 1921 г. был частично национализирован причетный дом (в нарушение договора от 18 июня 1920 г., передававшего в распоряжение верующих "...здание церкви и причетный дом со службами на углу Олонецкой и Виноградова ул., под №111/6"), а 12 ноября того же года этот дом был национализирован уже окончательно. В 1930 г. храм закрыли, а  позже разобрали.

Часовни

По крайней мере в 1835-1842 гг. действовали часовни в Новодвинской крепости (Св. Иосифа?) и при Шенкурском якорном заводе (Пресвятой Девы Марии-Царицы Святого Розария?), с 1864 г. - при шестом исправительном отделении арестантской роты (400 арестантов в 1864 г., 300 - в 1887 г.).
В разное время образовывались значительные поселения ссыльных в Шенкурске, Мезени, Сольвычегодске, но организованных форм литургической жизни там не было.
Приход был возрожден весной 1993 г., вновь зарегистрирован 20 мая 1994 г. Богослужения совершаются на частных квартирах и в других помещениях.
Материал подготовлен Станиславом Козловым
с дополнениями Василия Максимова
"Свет Евангелия" № 233, 26 сентября 1999

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...