Бенедикт ХI

Бенедикт ХI был сто девяносто девятым Римским Первосвященником.
Никколо Боккасини (по-итальянски: Niccolo Boccasini - так звали будущего Папу), родился в 1240 г. (точная дата не известна) в городе Тревизо, что на севере Италии, недалеко от Венеции. Отцом будущего Понтифика был нотариус, а непосредственным воспитателем, заложившим в душу молодого Никколо любовь к служению Богу и ближним, воспитавшим и развившим в нём священническое и монашеское призвание, - его дядя, бывший священником.
В возрасте четырнадцати лет Никколо Боккасини вступил в орден проповедников, основанный св. Домиником и получивший также название ордена доминиканцев. Тогда это был ещё совсем молодой орден, существовавший только несколько десятилетий, но уже прославленный такими именами, как св. Доминик и Фома Аквинский, чьё имя тогда ещё не было внесено в список святых. Вступив в орден в родном Тревизо, Никколо принёс монашеские обеты в 1257 г. и служил затем в Милане, Венеции и Генуе. Получив прекрасное богословское образование, результатом которого были несколько составленных им трудов, Н. Боккасини сам стал преподавателем теологии в Венеции, но, в первую очередь, выделился своими организаторскими способностями, благодаря которым он уже в 1271 г. в возрасте 31 года был приором, а затем дважды, в 1286 г. и в 1293 г. назначался провинциалом ордена доминиканцев в Ломбардии.
Затем его талант был востребован на более ответственном уровне - 12 мая 1296 г. в Страсбурге Никколо Боккасини был избран девятым по счёту Генеральным настоятелем ордена доминиканцев.
В 1298 г. на нового доминиканского генерала Папа Бонифаций VIII возложил ответственную миссию, назначив его своим легатом во Франции и Англии. Целью, поставленной перед легатом, было достижение мира между Филиппом IV Красивым и Эдуардом I. Это было время непростых отношений между Святым Престолом и французской короной. Были красивые моменты и крайне печальные факты. Но 1298 г. был для Католической Церкви во Франции отмечен таким прекрасным событием, как первое церковное торжество в честь святого Людовика IX, канонизированного Бонифацием VIII годом раньше.
В конце этого же года, 4 декабря 1298 г., Папа Бонифаций VIII возвёл доминиканского генерала и своего легата в достоинство кардинала-пресвитера, пожаловав ему кардинальский титул св. Сабины. Кардиналов в ту эпоху было очень немного. Так за почти девять лет своего Понтификата Папа Бонифаций VIII возвёл в кардинальское достоинство только 15 (по другим данным - 20) человек. Одновременно с Никколо Боккасини кардиналами стали Толедский архиепископ Родригез Иннохоса, Пизанский архиепископ Теодорико Раньери и вице-канцлер Святой Римской Церкви Риккардо Петрони.
В начале следующего года, 14 января 1299 г. кардинал Н. Боккасини, в связи со своим новым служением, сложил с себя полномочия Генерального настоятеля ордена св. Доминика и 25 марта 1299 г., на праздник Благовещения, прибыл в Рим.
Спустя год, 2 марта 1300 г., Папой Бонифацием VIII кардинал-пресвитер Никколо Боккасини был возведён в достоинство кардинала-епископа и назначен на объединённую субурбикарную кафедру Остии и Веллетри, став также деканом Священной коллегии кардиналов, то есть вторым, после Римского Первосвященника, иерархом Церкви.
В следующем году этот же Папа доверил кардиналу Боккасини новое ответственное дипломатическое поручение, назначив его 13 мая 1301 г. своим легатом в Венгрии, Польше и Далмации. 22 июня 1301 г. легат Боккасини отбыл из Рима. Целью его миссии было опять достижение мира - на сей раз в охваченной внутренними раздорами Венгрии.
Вернулся в Италию к Папе Бонифацию VIII кардинал Н. Боккасини 10 мая 1303 г. в грозные дни противостояния с Францией и был с Папой всё трагическое время перед его смертью.
Великое унижение Папы Бонифация VIII в Ананьи в начале сентября 1303 г., приведшее к его скорой кончине 11 октября 1303 г., вызвали страх и негодование всей коллегии кардиналов. Но только трое кардиналов не покинули своего Папу, захваченного в Ананьи Гийомом Ногаре и Шьярра Колонной. Одним из низ был Никколо Боккасини. Верность и бесстрашие этого кардинала, в сочетании с его благочестием и учёностью, завоевали симпатии всех остальных, без исключения, кардиналов, которые, несмотря на раздиравшие Священную коллегию противоречия, единогласно избрали 63-х летнего кардинала Никколо Боккасини на Папский престол на конклаве в Риме 22 октября 1303 г. Собравшиеся на конклав 18 кардиналов избрали нового Папу не только единогласно и прямо в первом и единственном туре голосования. Новый Верховный Первосвященник принял имя Бенедикт и был коронован в соборе св. Петра 27 октября. Имя Бенедикт он принял в память о своём великом Предшественнике - Бонифации VIII, которого до избрания на Папский Престол звали Бенедетто Каэтани. Почтив таким образом память Бонифация VIII, новый Папа, тем не менее, не взял для себя имя Бонифаций, чем подчеркнул, что постарается теперь найти иные, чем его Предшественник, пути решения стоящих перед Церковью проблем.
Девизом нового Понтификата стали слова: “Illumina faciem tuam super servum tuum” - “яви образ Твой в рабе Твоём”. Понтификат Бенедикта XI был предсказан ещё в XII столетии св. Малахией (епископом Арма и другом св. Бернара Клервоского), в пророчестве которого, определившего все Понтификаты до Второго Пришествия Иисуса Христа, этот Папа назван миротворцем - “Concionator Patareus”. Это, как мы увидим ниже, исключительно точно отражает события его Понтификата.
В гербе нового Папы сохранились чёрный и белый цвета, символизирующие его прежнюю принадлежность к ордену св. Доминика.
Став Папой, Бенедикт XI тут же столкнулся с ужасающими последствиями конфликта, разгоревшегося в конце Понтификата Бонифация VIII. И естественно, что самой насущной и ближайшей задачей нового Папы стало достижение мира с противниками Бонифация VIII в Италии и урегулирование конфликта с Францией.
Бенедикт XI предпринял максимум усилий для достижения мира со знаменитым родом Колонна, возвратив ему отнятые Бонифацием VIII права и имущество. Однако, оба кардинала из рода Колонна - Джакомо и Пьетро, - подвергнутые прещениям и лишённые кардинальского достоинства в 1297 г., хотя и были освобождены от наказания, но не были восстановлены в кардинальском достоинстве (что будет сделано только Преемником Бенедикта XI - Климентом V). Папа даровал возможность обрести индульгенции тем, кто нанёс своей политикой оскорбления его Предшественнику. Сняв отлучение с короля Филиппа IV, Бенедикт XI решительно потребовал суда над Гийомом Ногаре и Шьярра Колонной. Буллой от 7 июня 1304 г. Г. Ногаре и Ш. Колонна были вызваны на церковный суд. Столь жёсткое отношение к оставшемуся под отлучением Г. Ногаре определялось не только нанесёнными непосредственно этим французом оскорблениями Папе Бонифацию VIII, но и тем, что он, в отличие от других участников конфликта, игнорировал апостольские увещевания Бенедикта XI.
Помимо политических вопросов, решениями которых в те годы вынужден был заниматься Верховный Первосвященник, Папа Бенедикт XI успел уделить немало внимания и чисто церковным проблемам. В те годы, по инициативе французских канонистов и богословов был поставлен вопрос: “В случае если мирянин исповедал свои прегрешения какому-либо священнику-монаху, сделав это, например, в силу срочности или необходимости, то должен ли он впоследствии повторить исповедь в тех же самых грехах перед настоятелем своего прихода, ежегодная исповедь перед которым вменена каждому в обязанность?” В 1304 г. Папа дал ответ на этот вопрос: “Не является строго необходимым и обязательным исповедовать уже отпущенные прегрешения, но тем не менее повторить перед иным священником уже прощённые грехи является делом спасительным, ибо таковое приумножает в кающемся смирение”.
Папа Бенедикт XI 11 февраля 1304 г. разрешил в Церкви торжественное почитание стигматов св. Франциска Ассизского. Папа Бенедикт XI подтвердил законность деятельности ордена сервитов, живущих по уставу св. Августина.
Если Папу Бенедикта VIII можно справедливо назвать великим канонистом, то Бенедикт XI, являющийся автором богословских произведений, безусловно заслуживает внимание ещё и как Папа-теолог. Естественно, что все его богословские произведения написаны им ещё до начала его короткого Понтификата. Его богословские труды можно условно разделить на две части - это комментарии на различные библейские тексты (Книгу Иова, Псалмы, Евангелие от Матфея и Откровение), а также проповеди на различные церковные праздники. Ему также принадлежит трактат, посвящённый церковным нравам.
Во времена Бенедикта XI ещё была жива память о славных временах Крестовых походов, и Папа с апостольским рвением занимался вопросами, связанными с крестовым походом против турок, но его Понтификат оказался слишком коротким.
Слишком коротким оказался он и для решения иных проблем, с которыми столкнулся и которые должен был решать Папа Бенедикт XI. Это политический конфликт между неаполитанскими анжуйцами и арагонцами из-за Сицилии; связанный с гвельфами кризис во Флоренции. В церковном плане - вопрос о разделении францисканцев.
В мае 1304 г. Папа Бенедикт XI из-за всё тлеющего конфликта с родом Колонна, бывшего очень влиятельным в Риме, вынужден был перебраться в Перуджу, где и скончался 7 июля 1304 г. Есть весьма логичная версия, считающаяся классической, что он был отравлен свежими фигами, поднесёнными ему во время трапезы в доминиканском монастыре этого города. Инициатором этого злодеяния, если только таковое вообще имело место, называют Гийома Ногаре, но это всего лишь историческая версия, не имеющая конкретных доказательств. По другой версии, тоже криминальной, фиги были отравлены по наущению флорентийцев.
Папа Бенедикт XI был погребён кафедральном соборе Перуджи, рядом с алтарём, и ему было сооружено великолепное мраморное надгробие. Его Понтификат продолжался только 8 месяцев и 5 дней.
До избрания на Престол св. Петра Бенедикт XI не принадлежал ни к какой группировке в коллегии кардиналов, что, конечно, облегчило его избрание, но после вступления на престол потребовало от нового Папы начать поиск ближайших помощников, на которых он бы мог полностью положиться. Такую опору Бенедикт XI видел в родном для него ордене доминиканцев. За время своего короткого Понтификата он возвёл в кардинальское достоинство трёх человек, и все трое были доминиканцами. Племянник же Папы, Фалькон, так и не дождался от него кардинальского достоинства, что лишний раз говорит о том, на кого хотел опираться новый Папа - ведь возведение племянников в кардинальское достоинство, дабы иметь верного человека в Священной коллегии, было нормой эпохи, так сделал предшественник Бенедикта XI Бонифаций VIII, так поступил и его преемник Климент V. Папа же Бенедикт XI 18 декабря 1303 г. возвёл в достоинство кардинала-епископа и назначил своим преемником на объединённой субурбикарной кафедре Остии и Веллетри Никколо Альберти (1250-1321 г. г.), бывшего доминиканским провинциалом в Риме и затем Папским викарием. В этот же день Бенедикт XI возвёл в достоинство кардинала-пресвитера, пожаловав свой бывший кардинальский титул св. Сабины, Уильяма Маклсфельда, бывшего ранее провинциалом доминиканского ордена в Англии, но скончавшегося в начале 1304 г. и так и не успевшего даже узнать о своём возведении в кардинальское достоинство. На освободившееся опять место кардинала-пресвитера с титулом св. Сабины Папа Бенедикт XI назначил 19 февраля 1304 г. Уолтера Винтербурна, бывшего провинциалом доминиканцев Англии с 1290 г. по 1296 г. и затем ставшего исповедником короля Эдуарда I. Но этот кардинал прибыл в Рим только 29 ноября 1304 г., уже после смерти Бенедикта XI.
После смерти Бенедикта XI, на его могиле стали совершаться многочисленные чудеса, и почивший Папа начал почитаться народом как блаженный. Официальное же его причисление к лику блаженных было совершено только Папой Климентом XII 24 апреля 1736 г. и с этого времени народное почитание было официально утверждено Римским Первосвященником. При следующем Папе, Бенедикте XIV, имя блаженного Бенедикта XI было помещено в Римский мартиролог и для Римской епархии (pro clero romano) был установлен день его литургической памяти - 7 июля, отмечающийся также и в ордене проповедников (доминиканцев). По случаю официальной беатификации Бенедикта XI было составлено произведение: “Memorie del Benedetto XI pontefice massimo, detto pria frate Nicolo da Trevigi dell’ordine dei Predicatori”. Впоследствие, этому Папе был посвящён ряд исторических трудов, где вопрос о том, был ли он более знаменит своей учёностью или же своей святостью, остаётся открытым.
Понтификат Бенедикта XI - это время мужественного сопротивления всё возрастающему притязанию светской французской власти. Это эпоха рождения столь печально известного явления, как галликанизм, впервые проявившийся в конфликте Бонифация VIII и Филиппа IV. После смерти Бенедикта XI на Папский Престол взошёл Климент V, ставший первым Папой эпохи, названной в истории “Авиньонским пленением”. Среди “Авиньонских” Римских Пап будет и Бенедикт XII, речь о котором пойдёт в следующий раз.
Александр Крысов
"Свет Евангелия", №31-32, 28 августа 2005 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...