Исторические документы свидетельствуют, что появление в восточных провинциях Российской империи многочисленных групп католиков связывается с массовыми депортациями поляков, участников наполеоновских войн и национально-освободительных восстаний в Польше.
Такое огромное скопление носителей католической веры на востоке России очень заинтересовало французские католические миссии, расположенные на северо-востоке Китая, и они стали засылать своих миссионеров в приамурские поселения. Это очень не понравилось Петербургу и побудило Синод направить в 1866 г. специального католического священника из Могилевской архиепархии. Выбор пал на о. Казимира Радзишевского, который создал первый католический приход в Николаевске-на Амуре, в столице генерал-губернаторства. Он регулярно посещал паству на всем Дальнем Востоке.
После перевода Управления Генерал-губернаторства во Владивосток туда же в 1890 г. перебрался и католический приход, который быстро разрастался и уже в 1900 г. насчитывал 3500 верующих, не помещавшихся в маленьком деревянном храме. Когда он сгорел, началось строительство каменного храма, которое продвигалось очень медленно.
В 1912 г. настоятелем становится о. Кароль Сливовский. Ему было суждено сыграть особую роль в жизни католического прихода Владивостока. Биография этого священнослужителя впечатляет. Он родился в семье польского помещика 29 июня 1855 г., окончил варшавскую гимназию, затем институт путей сообщения в Петербурге. И вдруг - резкий поворот судьбы - учеба в Духовной семинарии г. Сейны с 1875 г., а в 1879-1883 гг. - учеба в Петербургской духовной академии. В результате - диплом магистра богословия и наперсный крест священника, а в послужном списке записи: Станенский викарий, Станенский декан, Лепельский настоятель и законоучитель городского училища, Лепельский декан, казанский курат и законоучитель казанских учебных заведений.
Служение в Казани с 1895 по 1912 г. было периодом расцвета человеческих сил, которые о. Сливовский щедро дарил католикам Казани. Это не осталось незамеченным прихожанами, для которых он жил. В Госархиве хранится "Почтительное прошение", написанное синдиками казанского прихода от имени всех прихожан в адрес Митрополита всех римско-католических церквей России. В послании перечисляются заслуги священника - неусыпная забота о приходе, строительство начального церковного училища для детей, перестройка и украшение храма, безвозмездное служение капеллана -  все это без помощи викария. Синдики просят наградить своего настоятеля званием почетного каноника.
Однако это ходатайство не было удовлетворено, и вместо награды священник получает новое назначение - быть ему куратом во Владивостоке. Возможно, причиной перевода стала реакция Департамента Духовных дел иностранных вероисповеданий на письмо министра внутренних дел, направленное управляющему Могилевской римско-католической архиепархией прелату Стефану Денисевичу. В письме говорится, что "законоучитель римско-католического вероисповедания при Казанском Родионовском институте ксендз Сливовский отказался от подписи предъявленного всем служащим института обязательства о неприятии участия в политических партиях, обществах и союзах". В России крамолы не прощали...
Во Владивостоке нового курата ждало запущенное строительство каменного храма. Энергичный и решительный по натуре о. Сливовский решил прежде всего сменить старых синдиков и для этого провел перевыборное собрание прихода. Тут же во все церковные и светские инстанции посыпались жалобы на  курата. Более всего негодовал местный багач Варфоломей Карлович Боровикс, писавший пространные жалобы Митрополиту Римско-католических церквей России, и все из-за того, что курат настоял на открытой баллотировке кандидатов. Его жалобу поддержали А. Словик, С. Выбурский, О. Мацевич, А. Банашкевич и другие. Но настоятель упорно продвигался вперед в стремлении закончить строительство и наладить дела в приходе.
После русско-японской войны и с началом первой мировой во Владивостоке значительно увеличилась польская колония и появилось много новых прихожан. Поэтому курат был озабочен не в последнюю очередь воспитанием детей. Он поддерживал деятельность римско-католического общества "Доброчынность", которое еще в 1907 г. организовало польскую начальную школу и теперь собиралось открыть польскую школу на несколько классов. Кроме того, курат мечтал об организации Малой духовной семинарии для мальчиков из польских семей.
Значительную помощь оказывала приходу организация "Дом Польский". Благодаря участию ее членов в выборных органах Владивостока удалось получить из городской казны субсидии на открытие в 1917 г. долгожданной польской 4-х классной школы на 120 детей с тремя учителями.
В 1920 г. Могилевская епархия основала Владивостокский деканат, объединявший католиков Приамурья, Хабаровской и Приморской области. Деканат насчитывал 5 священников и 11 тыс. верующих. Первым деканом был назначен о. Кароль Сливовский. В июне 1921 во Владивосток прибыл Апостольский визитатор Сибири монс. Жан де Гебриан. Он остался очень доволен деятельностью Владивостокского деканата. По приезде в Харбин папский делегат сделал заявление: за заслуги поляков в развитии культуры и религии на Дальнем Востоке Апостольская Администрация решила организовать католическое епископство во Владивостоке и епископ вскоре будет назван.
Тем временем длительное строительство храма во Владивостоке подошло к концу, и 2 октября 1921 г. состоялось его торжественное освящение. Храм был величественным и красивым. Как только приход перебрался в новый храм, в небольшом временном молитвенном доме о. Кароль Сливовский учредил малую духовную семинарию, а ее ректором назначил священника из Силезии Мариуса Клуге. Вскоре пришли вести из Рима: Конгрегация пропаганды веры отделила Владивостокский, Иркутский, Омский, Томский и Ташкентский деканаты от Могилевской Архиепархии и создала из них самостоятельный Апостольский Викариат. Следующая новость пришла из Ватикана 2 февраля 1923 г. - папской буллой был учрежден Владивостокский епископат, в который вошли Приморская и Амурская области и часть Сахалина. Декан о. Кароль Сливовский был произведен в сан епископа Владивостокского с титулом Апостольского викария Восточной Сибири.
Поскольку местные власти не желали приезда папского делегата во Владивосток, церемония посвящения в сан епископа состоялась в Харбине 28 октября 1923 г., куда со специальной миссией прибыл папский делегат епископ Цельсиус Константини. В костеле св. Станислава присутствовали польские и французские католические священники, наиболее уважаемые члены польской колонии Харбина, ученики польской гимназии им. Генрика Сенкевича, семинаристы Малой духовной семинарии.
После возвращения во Владивосток для епископа Сливовского, уже немолодого человека, начинается новая страница испытаний. Во-первых, он с трудом попал на территорию своей епархии только благодаря помощи начальника станции, которому, как бедняку, он раньше помогал деньгами. Во-вторых, вскоре граница с Маньчжурией была закрыта, и епископ потерял возможность общаться с представителями администрации Викариата Сибири.
О жизни епископа в конце 20-х -начале 30-х годов известно не очень много. В архиве примаса Польши кард. А. Хлонда хранятся две почтовые открытки от епископа Владивостокского. Это короткие благодарственные сообщения в ответ на рождественские послания кардинала.   В это же время епископ был заочно награжден Орденом Возрождения Польши (ранее, еще при царе, о. Сливовский был награжден орденом Станислава III степени).
Эти письма и награда ухудшили его положение, а в газете "Известия" появилась публикация, шельмующая епископа Сливовского за то, что он, будучи гражданином СССР, "помогает буржуазному соседу". В то же время газета подчеркивала, что епископа не арестовывают, не судят, что свидетельствует о великой терпимости к нему Советской власти.
После закрытия Малой духовной семинарии и конфискации ее дома, у Владивостокской епархии отобрали дом священнослужителей и расположенные рядом с ним дом органиста, дом сторожа и доходный дом. По состоянию здоровья епископ Сливовский был вынужден жить за городом в дачном поселке Седанка, где его опекала полька Казимира Пиотровская. Воскресные мессы в кафедральном соборе служил молодой викарий о. Георгий Юркевич, навещавший больного епископа и совершавший необходимые больному обряды. После ареста о. Г. Юркевича духовная жизнь прихода замерла...
По письменным свидетельствам Регины Станько, ныне живущей в г. Томске, она часто привозила для больного епископа свежее молоко, а ее отец Станислав Станько приезжал проведать больного и побеседовать с ним. В конце двадцатых годов в доме на Седанке гостил францисканский миссионер из Харбина о. Захарий Банаш,а в начале тридцатых с епископом сумел увидеться студент-ориенталист Владислав Пельц, ехавший в Пекин. Он привез епископу деньги. По рассказу студента епископ выглядел глубоким старцем и был очень напуган этим визитом. Кратко поблагодарив за помощь, он просил, чтобы ему не писали и его не посещали, так как это для него опасно.
Скончался епископ Кароль Сливовский 5 января 1933 г. от паралича сердца. Казимира Пиотровская хотела увезти тело епископа в Польшу, но власти этого не позволили. Скромные похороны состоялись на маленьком лесном кладбище в Седанке, а заупокойная служба - в часовне, возле которой похоронили епископа. В гробу он лежал в белой ризе, на голове его был золотистый берет, на руке - епископский перстень, рядом - епископский посох. Через два дня могилу разграбили, украли посох и перстень. Перезахоронили епископа в деревянном гробу и закопали посередине между часовней и школой.
Весть о смерти епископа Владивостокского потрясла католиков Харбина. Харбинский делегат о. Владислав Островский, желая почтить светлую память усопшего, решил установить перед костелом св. Станислава крест с распятым Христом. Эта печальная церемония состоялась в воскресенье 5 февраля. Многие плакали, и все горячо молились за душу поляка-епископа, умершего вдали от Родины.
Прошли десятилетия, прежде чем во Владивостоке был восстановлен католический приход, которому вернули здание кафедрального собора. По крупицам восстанавливаются события тех страшных лет. Могилу епископа Владивостокского ищут прихожане, краеведы, журналисты, руководствуясь обрывками воспоминаний пожилых людей, бывших прихожан епископа. Время сделало свое дело - на бывшем сельском кладбище вырос густой лес. Но надежда не оставляет ищущих...
Мирослава Ефимова
"СВЕТ ЕВАНГЕЛИЯ", №11(162), 15 марта 1998 г.

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...