Всем вам, в единении с Непорочным Сердцем Девы Марии, я говорю: встретимся в Раю!
Слуга Божий Бернардо Антонини, "Духовное завещание"[1]

Если у меня появляются сомнения по поводу предстоящей встречи в раю, обещанной пастырем и учителем, то они связаны только и исключительно с моими грехами, но никоим образом не с доном Бернардо, который, я уверен, взирает на наше почтенное собрание с небес и улыбается. Улыбаясь ему в ответ, я сердечно благодарю организаторов конференции за предоставленную мне возможность поделиться с вами радостью общения с этим святым человеком.
Я не богослов, поэтому не считаю себя вправе оценивать вклад монсеньора Бернардо Антонини в богословие Вселенской Церкви, но как журналист, как социолог и просто как свидетель его миссии в России считаю своим долгом рассказать о доне Бернардо в столь почтенной и уважаемой аудитории.

Подписанный 1 декабря 2008 г. эдикт епископа Вероны Его Преосвященства Джузеппе Дзенти о епархиальном исследовании жизни и героических добродетелей слуги Божия Бернардо Антонини, а также официальное открытие епархиального процесса в Вероне 11 февраля 2009 г. позволяют нам называть дона Бернардо "слугой Божиим", но для многих моих знакомых, и, думаю, для многих россиян, которые встретились на его пути от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Сочи, он так и остается "доном Бернардо". Надеюсь, скоро - "святым доном Бернардо".
"Может быть, и неверно с точки зрения русского языка употреблять итальянское обращение "дон" и более правильно было бы называть его отцом Бернардо, но мне кажется, что именно для дона Бернардо можно сделать исключение", - сказала как-то одна прихожанка из Иркутска, убедившись на собственном опыте, как действует на окружающих сочетание слов "дон Бернардо".
Небольшие разделы данного доклада предваряются цитатами из духовного завещания слуги Божия Бернардо Антонини.

"Благодарю Любящего Бога за дарованные мне многочисленные духовные и пастырские радости..."


Поскольку не все из присутствующих имели счастье общаться с доном Бернардо, представляется необходимым вкратце напомнить биографию (пока еще не "житие") человека, который в России называл себя "бывшим итальянцем".
Бернардо Антонини родился 20 октября 1932 г. в г. Тренто (Италия). Он был рукоположен во священники 26 июня 1955 г. в кафедральном соборе Вероны, получил докторскую степень в области иностранных языков в Католическом Университете Святейшего Сердца Иисуса в Милане, степень лиценциата в области богословия на Папском Богословском факультете в Милане. Изучал Священное Писание в Папском Библейском Институте в Риме и Государственном университете в Иерусалиме.
В 1956-1972 гг. - профессор древних и современных языков семинарии в Вероне. Одновременно выполнял разные пастырские функции. В 1978-1991 гг. - директор курсов постоянной формации священников.
В течение 10 лет монсеньор Бернардо Антонини работал в Апостольской администратуре для католиков латинского обряда европейской части России (ныне - Архиепархия Божией Матери с центром в Москве), где отвечал за проведение многочисленных конференций, семинаров и пастырских встреч. С его именем связано основание Высшей духовной семинарии "Мария - Царица Апостолов" в Санкт-Петербурге (первый ректор семинарии - 1993-1999 гг.), "Радио Мария" в Москве и Санкт-Петербурге, российской католической газеты "Свет Евангелия" (в 1994 г. - главный редактор; в 1995-2001 гг. - генеральный директор; с октября 2001 г. - почетный генеральный директор) и журнала "Theologia".
Дон Бернардо был также деканом Колледжа католической теологии им. Фомы Аквинского в Москве и основателем Пастырского института им. св. Иоанна Златоуста.
В 1999 г. возведен в достоинство Апостольского протонотария. В 1999-2000 г. возглавлял комиссию "Юбилей - 2000". Посетил почти все российские приходы, проповедуя о смысле и богословском измерении Великого Юбилея.
С августа 2001 г. работал в Карагандинской Епархии в Казахстане как вице-ректор епархиальной Высшей духовной семинарии "Мария - Матерь Церкви", Епископский викарий по вопросам пастырской деятельности, декан центрального региона Карагандинской области, главный редактор казахстанской газеты "Кредо" и секретарь Совета священников.
Апостольский протонотарий прелат Бернардо Антонини скоропостижно скончался в Караганде рано утром 27 марта 2002 г.

"Молю Бога о благодати позволить мне умереть в момент наивысшего духовного горения..."

В Россию дон Бернардо приехал именно как проповедник Евангелия, как миссионер (не думаю, что во время богословской конференции имеет смысл стыдиться этого слова, которое мы по известным, но не вполне понятным причинам стараемся не употреблять в России). В своей миссионерской деятельности дон Бернардо стремился сделать как можно больше для вящей славы Господней.
Знавшие его люди помнят, как мало он спал, как рано вставал, как много дел затевал и в то же время как много молился... Он сам признавался: "Место служения для меня - не только храм и семинария. Это и купе поезда, и самолет, и такси - места, где я встречаюсь и разговариваю с людьми"[2].
Хотя итальянский священник выучил русский язык уже ближе к концу своей жизни, количество текстов, написанных на нем, впечатляет - статьи в журнале "Тheologia", лекции по библеистике, доклады на разные темы (в том числе цикл докладов, посвященных Великому Юбилею 2000 года), а также статьи в газете "Свет Евангелия", в которой он также вел свою еженедельную колонку.
Насколько мне известно, исследование всего корпуса текстов, созданных доном Бернардо проводится в рамках подготовки к его прославлению, поэтому обзор трудов мы оставим за рамками данного сообщения.
Хотелось бы отметить только одну важную черту, которая представляется важной. Я помню, как придирчиво сверял Дон Бернардо переводы на русский своих книг по экзегетике Ветхого и Нового Заветов[3], каким требовательным он был к выражению своих мыслей по-русски в газете "Свет Евангелия", которую я имел честь редактировать. Несомненно, он обладал чувством слова, ходя и до последних дней жизни допускал смешные ошибки, вполне простительные для иностранца.
Его книга "Почему я люблю Россию"[4] вызвала живой интерес разнообразной аудитории (не только католиков), а фрагмент из нее, опубликованный на сайте "В свете Евангелия" (procatholic.ru), является самой посещаемой страницей - к моменту подготовки данного доклада ее прочли уже 15729 человек.
"Все мои инициативы, все мое служение в России осуществлялись при очевидной помощи Божественного Провидения. У меня в архиве сохранился регистрационный документ "Радио Мария", в котором в качестве спонсора черным по белому указано "Божественное Провидение", - сказал как-то в интервью дон Бернардо. Один из близко знавших его священников свои воспоминания озаглавил именно так: "Дон Бернардо Антонини, человек Провидения"[5].
"Сколько времени дон Бернардо посвящал помощи братьям и просвещению народов - Италии, России, Казахстана, и - а почему бы и нет? - даже далекого Китая, куда он "путешествовал" сердцем и мыслями. Можно сказать, что жажда душ, которую испытывал дон Бернардо, была безмерной", - свидетельствовал другой священник[6]. И далее он напомнил девиз, который молодой диакон Бернардо Антонини в избрал для своего священнического служения: "Da mihi animas, cetera tolle" - "Отдай мне души, а остальное возьми себе" (ср. Быт 14,21).
Для дона Бернардо не существовало никаких барьеров, где угодно – на вокзале, в поезде, в такси – он вступал в беседу, заводил разговор, обнаруживая, с одной стороны, свою наивность, а с другой – беспредельную открытость. Он не стеснялся проповедовать, евангелизировать, пробуждать людей к обращению...
Прошу прощения за невольную тавтологию, но дон Бернардо был "неравнодушен к душам", ему была важна каждая душа, с каждым человеком, встреченным в этом мире, он хотел встретиться в раю. И - я верю - хочет. И - я верю - способствует этому своей молитвой в данную минуту...

"Испрашиваю благодати неизменно с радостью и любовью исполнять святую волю Бога в послушании Церкви и моему епископу..."


Помимо того, что дон Бернардо был "человеком Провидения", он было еще и "человеком послушания". Когда он по решению епископов вынужден был оставить столь любимое им служение ректора семинарии в Санкт-Петербурге, он сказал своим воспитанникам, которые сожалели о прощании с ним: "Дорогие, сила Церкви и путь к святости священников - в послушании. Взгляните на судьбы отцов, которые воспротивились решениям Второго Ватиканского Собора. Это судьбы несчастных людей, это серия катастроф"[7].
Вот что после смерти дона Бернардо сказал один из русских священников, который почувствовал свое призвание в том числе и благодаря гостю из Вероны: "Он научил меня чувствовать Церковь и сохранять послушание иерархии Церкви. Это то, чему каждому из нас надо учиться, - подобному воцерковлению, ощущению того, что такое Церковь".
Подобных свидетельств от священников мне довелось слышать довольно много, однако пространство данного доклада мне хотелось бы максимально заполнить свидетельствами российских католиков-мирян, чтобы вы тоже стали свидетелями реального почитания слуги Божия. Культ дона Бернардо в России - это не выдумка, а реальность.

"Всех, кто знал меня, прошу молиться обо мне..."

Говоря о посмертном почитании итальянского миссионера, следует в первую очередь отметить, что уже в 2002 году, сразу же после кончины пастыря, по благословению тогдашнего архиепископа в Москве Тадеуша Кондрусевича возникла группа «Друзья дона Бернардо». В её состав вошли священники, монашествующие и миряне — люди, близко знавшие дона Бернардо, работавшие с ним, студенты и преподаватели Колледжа католической теологии, слушатели «Школы Библии», организованной доном Бернардо. Впоследствии к ней присоединились и те, кто не знал дона Бернардо лично, но проникся интересом и любовью к личности и деятельности этого священника.
Регулярные встречи этих групп принесли уже сотни свидетельств почитания в России "бывшего итальянца" (большинство из них публиковались в газете "Свет Евангелия" и на сайте procatholic.ru). Я считаю необходимым предложить вашему вниманию некоторые из них, на мой взгляд, самые яркие:

Людмила Важнова:
"Я знаю очень многих людей, которые в экстремальных ситуациях говорят, что нужно помолиться дону Бернардо – и все наладится. Чудо произошло и в моей жизни. В прошлом году мы ездили в Верону на пятилетие со дня смерти дона Бернардо. У моих детей тогда были проблемы, и я ходила и чувствовала, что он меня слышит. Я молилась – и представляете, Господь послал нашей семье двойню.
И еще одно. Когда дон Бернардо умер, мой внук, которому было пять лет, сказал: «Он был святой человек». Каждый, кто знал дона Бернардо, старался оказаться в поле его воздействия. Он шел по храму, и кругом была толпа, каждый хотел быть ближе к нему, потому что от него исходило что-то божественное. Каждый был согрет этим ощущением и уходил удовлетворенным.
Удивительно, но каждый чувствовал, что дон Бернардо любит именно его. Он умел как-то авансировать нас своей любовью. Помните, он говорил: «Не бойтесь быть святыми!»? И хотелось соответствовать его ожиданиям, стыдно было вести себя плохо".

Леонтина:
"В отличие от многих друзей дона Бернардо у меня была всего одна-единственная встреча с этим человеком, которая изменила мою жизнь к лучшему. С тех пор моим жизненным руководством стала знаменитая фраза дона Бернардо: «Читайте Библию днем и ночью!» Если у меня в жизни возникает вопрос о том, что делать, как поступить, я открываю Библию и – о чудо! – нахожу ответ. За это я очень благодарна Бернардо Антонини. Я считаю его необыкновенным человеком".

Ирина Баранова:
"Ни я, ни мой муж не общались с доном Бернардо и даже никогда его не видели. Мы впервые услышали о нем во время паломничества в Рим, когда ездили на встречу с Папой Бенедиктом XVI в первую годовщину смерти Иоанна Павла II. Был полный автобус католиков из России, которые ранее общались с доном Бернардо и рассказывали об этом в поездке.
Я была как апостол Фома: слушать слушала, но верила. Потом мы посмотрели фотографии дона Бернардо и фильм, снятый после того, как он умер. Потом слушали свидетельства о нем. После них в душе сформировался образ святого. Потом я прочитала книжку, которую он написал. И осознав, что в таком возрасте человек совершил грандиозные дела – колледж святого Фомы Аквинского, семинария, газета, не считая того, скольких людей он просто одарил своим теплом, я поняла, что это что-то неимоверное...
У меня дома есть изображения дона Бернардо и Иоанна Павла II. Когда я утром встаю или вечером ложусь спать, я вижу две эти фотографии. Так и живу".

Наталья Гилева:

"Когда он умер, я ехала в колледж, где должна была идти трансляция заупокойного богослужения из Вероны. По дороге у меня в голове родилась невероятная мысль, но изменить ее и прогнать от себя я не могла. Я думала: «Теперь у меня на небе есть личный знакомый святой. Есть святой, которого я лично знаю». Сомнения в этом у меня не было".

Олег Биран:
"Знакомство с доном Бернардо было большим чудом, большим подарком для меня. Мне довелось много общаться с ним. Сохранилось очень яркое воспоминание об исповеди.
Однажды я подготовился, пришел в храм, преклонил колени в конфессионале и начал говорить... Рассказал все, что приготовил, посмотрел на дона Бернардо, и у меня создалось впечатление, что он спит. Мне не хотелось его будить, и я начал говорить от сердца, то, что и должен был говорить на исповеди. Началась не дежурная, а настоящая исповедь. И вот, когда говорить больше было нечего, он открыл глаза, и я понял, то он все слышал. Не знаю, к хитрости или к провокации можно отнести этот случай, но облегчение я испытал очень большое, и воспоминание об этой истории, действительно, сохранилось на всю жизнь.
Я помню его знаменитую фразу: «Читайте Библию и днем, и ночью». Он научил меня читать Библию. Каждый раз, когда я обращаюсь к Писанию, вспоминаю дона Бернардо. Мне кажется, именно он научил меня любить Библию даже тогда, когда не все понимаю. Поэтому после его преподавания, после занятий Библия стала для меня особой книгой."

Ксаверий:
"Он ко всем относился, как к близким, как к родне. И мы старались отвечать ему взаимностью. Помню, как в марте в 1995 года мы освобождали храм Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Вокруг было много милиционеров, они нас били. Отец Бернардо стоял с фигуркой Христа на руках и говорил: «Коммунисты, убирайтесь!». Его толкнули, он покачнулся, я тогда вырвался из оцепления, чтобы его поддержать...
Он действительно был очень внимательный, заботливый. И действительно заслуживает имени святого, уже при жизни заслуживал".

Ольга Ломакина:
"Вам, дон Бернардо, удалось совершить чудо, которое, пожалуй, мало кому было под силу. Дело в том, что мои родители никогда не испытывали особой эйфории по поводу моего присоединения к Католической Церкви. Свои размышления они подкрепляли малообоснованной, но от этого не менее обидной критикой.
Этой зимой произошел несчастный случай с моим отцом, вследствие чего он оказался в реанимации с кровоизлиянием в мозг и ничтожными шансами на выздоровление. Я сразу рассказала об этом дону Бернардо. Он сам незадолго до этого в автомобильной аварии получил травму позвоночника, но, преодолевая боль, бодрым голосом с состраданием сказал: "Как жалко! Вот, он теперь мой брат по боли, я буду больше молиться о нем, и Господь быстрее услышит".
Жертвовать свои страдания за совершенно незнакомого человека - это, действительно, подвиг веры, о котором до этого я читала только в книгах. Но этим, как выяснилось, дело не закончилось. Через несколько дней, когда я вернулась после работы домой, меня встретила совершенно ошарашенная мама: "Тебе звонил ваш самый главный. Просил перезвонить". Немного помолчав, она добавила: "Представляешь, поздоровавшись, он тут же спросил: "А как себя чувствует Ваш муж? Я за него молюсь". Надо же, с какими людьми ты работаешь". После этого случая всякая критика в адрес католиков немедленно прекратилась сама собой...
Большое спасибо Вам, дон Бернардо, за Ваше служение в России. Спасибо Вам за то, что Вы успели послужить нам как основатель, наставник, воспитатель, духовник, проповедник. Спасибо Вам за то, что Вашим приходом была вся Россия".

Людмила:

"Глядя на дона Бернардо, я была поражена, что черты итальянских святых в нем были абсолютными – в его действиях, поступках, в стиле мышления. Меня это поражало. Я даже говорила знакомым: «Я не удивлюсь, если после смерти дона Бернардо назовут святым». Я часто думаю о нем, молюсь ему и думаю, какой подарок нам всем сделал Бог. Не только людям, которые знали его лично, но и всей нашей Церкви".

* * *

Сегодня, как представляется, Католическая Церковь в России во многом пожинает то, что в свое время посеял дон Бернардо. При гораздо меньшей интенсивности евагелизации, при в общем-то молчащей за пределами церковных врат Католической Церкви в России, с ней ежегодно воссоединяются сотни людей. Я не могу это объяснить иначе как воздействием Святого Духа, Который "дышит, где хочет", а также молитвами и заступничеством святых - в том числе и дона Бернардо.

"Я, в свою очередь буду молиться о всех,
кто помогал мне при жизни и о всех,
кого я встретил хотя бы раз, пусть случайно"

Мне доводилось слышать и записывать много историй, исполненных благодарности дону Бернардо, за то, что он сделал при жизни. И даже за то, что, как полагают мои собеседники, он сделал и делает для них после своего упокоения.
Тем не менее, одно из этих свидетельств представляется мне особенно важным в контексте процесса прославления человека, которого еще при жизни некоторые почитали святым.
Московский врач Ольга Николаевна Кондратова лечила дона Бернардо после автомобильной аварии и в течение года общалась с ним практически каждый день. Прежде чем рассказать о том, что она называет "чудом дона Бернардо", Ольга Николаевна напомнила о его чувстве юмора: "Я вошла, поздоровалась. Дон Бернардо сказал:"Я Вас знаю". Я ответила:"Я тоже Вас помню. Будем выздоравливать?" - "Это возможно?" - "Обязательно, но будет очень больно". - "Почему очень больно?" - "Если объяснить попроще, мне нужно разобрать Ваш позвоночник, пролечить каждую косточку, и собрать заново". - "Я буду LEGO?",- спросил дон Бернардо, и мы расхохотались".
Лечение действительно было очень болезненным, особенно во время так называемой "растяжки", когда пациента "растягивают", чтобы позвонки встали на место. По воспоминаниям врача, дон Бернардо вел себя мужественно, терпел и даже шутил :"Олга Николаевна, Вы думаете, я так грешен? Как это называется по-русски – дыба? Олга Николаевна, Вы , наверное, почетный профессор инквизиции?"
Свидетельство врача тем ценнее для нас, что оно содержит в себе описание явления, похожего на чудо, которое, как нам представляется, следовало бы как можно скорее документировать официальным лицам, причастным к процессу беатификации слуги Божия Бернардо Антонини.
Вот как этот случай описала врач:

"Четыре года назад, уже после смерти дона Бернардо, моя свекровь попала в больницу. Реанимация, рак. Меня вызвали врачи, сказали, что оперировать бесполезно, эта форма рака даже после операции возобновляется. "Забирайте домой, есть кому ухаживать?" Я ответила, что заберу ее к себе, свекровь одинокая. "Что нам предстоит?" – "Ничего, будет кровотечение, и через месяц она умрет". Я принесла свекровь к нам домой, в прямом смысле - принесла, веса в ней осталось около 30 кг. Вечером собрались всей семьей. Свекровь – неверующая, старое поколение. Я ей объяснила ситуацию, сказала, что я все равно буду ее лечить и так просто мы не сдадимся, но мне нужна ее помощь.
После смерти дона Бернардо в костеле мы взяли несколько "карточек" с фотографией дона Бернардо и молитвой на обратной стороне. Объяснили свекрови, кто это для нас и для нашей семьи, и для всего мира.
Через 4 дня свекровь уже выучила эту молитву наизусть, молилась все время, одна, с внучкой, вечером вместе с нами…
В октябре я привезла к нам домой эти "30 кг" со смертельным диагнозом. В апреле, в онкологическом центре, в котором свекровь состояла на учете, когда мы вместе с ней вошли в кабинет, курирующий ее врач в прямом смысле упал со стула: свекровь абсолютно здорова, нам не понадобилось ни химиотерапии, ни наркотиков, ни операции, в которой ей когда-то отказали.
Свекровь до сих пор жива, Слава Богу, помогает растить правнучку"[8].

Насколько я знаю, этот случай пока не рассматривается в рамках процесса беатификации дона Бернардо, хотя исцеленная до сих пор жива и могла бы быть освидетельствована в соответствии с процедурами процесса...
В России есть много людей, которые верят, что дон Бернардо святой, и просят его о ходатайстве перед Богом, и чувствуют благодать, полученную по этим молитвам. Возможно, придет время, что Церковь скажет об этом всему миру. Поэтому важно, чтобы свидетельства не исчезли, чтобы они были опубликованы, чтобы о них узнали потомки.
Свидетельств, собранных редакцией газеты "Свет Евангелия" и сайта "В свете Евангелия", а также Ассоциацией друзей дона Бернардо, хватило бы на хорошую книгу, и не одну, да только издатель для этих текстов пока не находится...

"Благословляю всех, как я благословлял вас
каждый вечер в течение своей жизни"

Закончить свой доклад мне хотелось бы молитвой. Молитвой о прославлении слуги Божия Бернардо Антонини, которая, по свидетельству людей, усердно и с упованием на Всемогущего Бога читается в разных уголках России:

Пресвятая Троица, единый Боже,
благодарим Тебя за то, что в Твоем служителе
отце Бернардо Антонини
Ты даровал нам яркий пример
ревностного и деятельного священника.
Он в радостном послушании
направил свои таланты на служение Церкви,
усердно распространял свет Слова Божия
и в свидетельстве о Твоей любви ко всем творениям
без остатка отдал свои силы.

Молим Тебя, прославь и на земле
Твоего верного служителя
и по его заступничеству
даруй нам благодать, о которой просим Тебя…

Слава Отцу…

Пресвятая Дева Мария, Царица апостолов,
помоги нам по примеру отца Бернардо,
Твоего преданнейшего сына,
Быть всегда готовыми и открытыми
К служению Богу и ближнему.

Славься, Царица…

Виктор Хруль,
доцент факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,
в 1996-2001 гг. - член Папского Совета по делам мирян,
в 1997-2007 гг. - главный редактор российской католической газеты "Свет Евангелия".


[1] Российская католическая газета "Свет Евангелия", №xx (xxx), 18 апреля 2002 г. С. 1
[2] Монсеньор Бернардо Антонини: "Послушание - достоинство священника" // Российская католическая газета "Свет Евангелия", №34(232), 1999 г. C. 5.
[3] Бернардо Антонини. Экзегезис книг Ветхого Завета. – М., 1992; Бернардо Антонини. Экзегезис книг Нового Завета. – М., 1992 (и переиздания последующих лет).
[4] Бернардо Антонини. Почему я люблю Россию. Издательство Паолине. - М., 2002.
[5] Дон Бернардо Антонини, человек Провидения. http://procatholic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1510:2009-03-27-05-04-35&catid=78:2008-02-17-12-32-44&Itemid=64
[6] Монсеньор Гвидо Тодескини. Секрет дона Бернардо // Российская католическая газета "Свет Евангелия", №16 (462), 18 апреля 2004 г. С. 1
[7] Монсеньор Бернардо Антонини: "Послушание - достоинство священника" // Российская католическая газета "Свет Евангелия", №34(232), 1999 г. С. 5.
[8] Чудо дона Бернардо. К годовщине упокоения Слуги Божия. Опубликовано на сайте 25.03.2010 - http://procatholic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2146:2010-03-25-03-42-10&catid=78:2008-02-17-12-32-44&Itemid=64

 

Живое слово

Почему я люблю Россию...

В июне 1989 года, когда я работал в семинарии в Вероне, я посмотрел телепередачу из Москвы, в которой показывали, как президент Горбачев и его жена Раиса принимали кардинала Агостино Казароли, великого строителя "Восточной политики Ватикана". Встреча проходила в Большом театре в столице.
Наш диктор-итальянец обратил особое внимание на те почести, с которыми был встречен кардинал Святой Католической Церкви. Я был удивлен. В СССР началась Перестройка - это было волшебное слово, которое никто из профессоров Веронской семинарии не смог мне истолковать. И из глубины сердца пришло решение - отправиться в Россию, чтобы собственными глазами увидеть что же такое Перестройка. Когда окончились экзамены в семинарии, 2 июля 1989 года я вылетел в Москву, чтобы провести там летние каникулы.
Подробнее...