Обман, конечно же, может стать причиной аннулирования брака, что подтверждает канон 820 Кодекса Канонического Права: «Ошибка относительно лица делает брак недействительным».
Но вопрос должен рассматриваться церковным судом, который должен решить, может ли данный обман действительно стать причиной аннулирования.
В том же каноне в пункте 2 поясняется, что «ошибка в качестве лица, даже послужившая причиной брачного соглашения, не делает брак недействительным, если только это качество не оказывается непосредственным и основным объектом устремлений».
Судья должен рассматривать каждый отдельный случай; если обман относительно принадлежности к католическому вероисповеданию был направлен на принуждение воли другого супруга, тогда брак недействителен; если же его цель заключалась лишь в том, чтобы убедить священника совершить бракосочетание, то в этом случае брак, несмотря ни на что, может считаться действительным.
Принадлежность к православному вероисповеданию позволяет приступать к католическим таинствам, поскольку Католическая Церковь признает действительность всех православных таинств, начиная с крещения.
Кроме того, необходимо определить, действительно ли это было обманом или же изъяном сознания: многие верные считают, что поскольку серьезных различий между католическим и православным вероисповеданиями нет, то необязательно делать явное заявление о своей принадлежности одному из этих вероисповеданий (прежде всего, это касается «смешанных» территорий, например, Центральной и Западную Украины, Румынии, Боснии и т.д).
В России подобная путаница должна бы встречаться реже, но очень многое зависит от религиозной истории самих людей и их семей. Если данная православная пара желает аннулировать брак, то она должна обратиться в католический церковный суд; если же они намерены сохранить брак, то делать ничего не нужно, поскольку брак совершен и является действительным, если нет относительно этого сомнений.
Если же они чувствуют свою неправоту в отношении Православной Церкви, то они должны обратиться к православному епископу, который в свою очередь может подтвердить совершенный брак, или аннулироваться его и совершить новый, православный.