Объясните, пожалуйста, когда возникла идея о девяти кругах ада? Является ли Данте ее автором?
Предшествующие традиции
Средние века богаты произведениями по мотивам Евангелия и апокрифов: от «Visio Sancti Pauli» до "Navigatio sancti Brandani", от "Purgatorio di san Patrizio до Visio Alberici" и "Visio Tungdali", влоть до небольших поэм на простонародном языке, очень распространенных в юности Данте - "De Jerusalem coelesti" и "De Babilonia civitate infernali" Джакомино Веронского, "Libro delle tre scritture" Бонвензина дe ла Рива, "Libro de' Vizi e delle Virtudi" флорентийца Боно Джамбони (последний, конечно же, наиболее близок к тому, что имел обыкновение читать юный Данте).Позднее была выдвинута гипотеза, что Данте вдохновило одно мусульманское произведение "Libro della Scala" (переведенное с арабского на кастильский по приказу короля Альфонса), в которой повествуется о "мирадже", то есть о вознесении на небеса пророка Мухаммада. Трудно определить, какие именно итальянские или восточные «легенды» Данте знал непосредственно или приблизительно, хотя не подлежит сомнению тот факт, что в целом он был знаком с обширнейшей литературной традицией.
Можно предположить, что какой-то проблеск этих произведений, один какой-то образ или часть образа остались в его столь цепкой и прочной поэтической «памяти». Однако нет оснований утверждать, что данная эсхатологическая традиция могла стать основой замысла, построения и создания «Божественной комедии».
Двумя истинными «источниками» поэмы являются "Энеида" Вергилия, как постоянное напоминание о великом литературном опыте описания схождения в Ад, и Библия, как собрание пророческих видений, великое мистически-духовидческое строение.
Наряду с этими двумя подлинными «источниками» необходимо упомянуть об углубленном чтении языческих и христианских классиков, от "Никомаховой этики" и "Риторики" Аристотеля до "De officiis" ("Об обязанностях") Цицерона, от нравственных элементов, свойственных Вергилию и Стацию до мистических видений Отцов Западной Церкви, вплоть до Альберта Великого, святого Бонавентуры, святого Фомы Аквинского: все это тексты либо совершенно не известные авторам поэм тринадцатого века либо не находящие в них никакого отражения.
Здесь уместно привести несколько примеров: идея поместить земной рай на вершине одной высокой горы уже присутствует у Отцов Восточной Церкви, а у Бонавентуры присутствует идея поместить их в чистую атмосферу; строение рая связано с представлением святого Фомы о трех степенях познания.
Ад в «Божественной комедии»
Перед нами поэма, которая всецело отражает все аспекты Данте-поэта: она не может быть ограничена узкими схемами, обедняющими его фигуру, превращающими его в поэта того или иного аспекта духовной жизни.На самом деле произведение Данте обретает свою поэтичность в самой разнообразной и сложной человеческой природе с практически бесконечным рядом остро переживаемых чувств. И поэтому секрет понимания многообразного стиля этой поэзии, заключается в знании Данте-человека и в определении того центра, вокруг которого консолидируется его личность.
«Божественная комедия», самое великое произведение итальянской литературы, была написана предположительно между 1307 и 1320 годом, во всяком случае, ее написание начинается с 1307 года.
Нравственная топография ада у Данте основана на аристотелевской схеме грехов. Что же касается геометрической топографии, то существует гипотеза, что в те годы Данте для построения структуры ада использовал геометрическую схему «осевой прецессии земли», чтобы основать всю космологию и саму систему поэмы на прецессии равноденствий.
Ад представлен Данте как огромная воронка в форме перевернутого конуса, вершина которого находится в центре Земли. Его структура сформировалась в начале времен из-за падения Сатаны, который был низвергнут из рая и вонзился в центр Земли; адская воронка открывается под Иерусалимом (ее осью является вертикаль Сиона), а вход в сумрачный лес находится за 1700 миль от Святого города (около 3000 км).
По мнению архитектора и математика Манетти (1423-1497) диаметр основания адского конуса составляет 3250 метра, и равен земному радиусу. Спускаясь в адскую воронку, мы видим его Преддверье, реку Ахерон, и затем девять кругов, первые пять из которых образуют «верхний ад», а другие «нижний ад».
В глубине ада, в центре земли, находится Люцифер с тремя лицами и шестью крылами, которыми он «веял… струи Коцита леденя до дна». Проходя круг за кругом, Данте встречает на своем пути обреченные на муки ада души, и, наконец он достигает центра земли, где видит адское чудовище.
Как мы уже упоминали выше, ад имеет форму перевернутого конуса (воронки), уменьшающегося по своим девяти кругам, число которых красноречиво, в дополнение к аристотелевско-томистической мысли, до самого центра Земли, где находится Люцифер.
Космологическое учение, которое позволяет нам понять, как сформировался Ад, излагается величайшим поэтом в XXXIV Песне ада (стихи 105-126); Данте и Вергилий спускаются в центр Земли, где видят ледяное озеро Коцит, заледеневшее от постоянного движения шести крыльев Люцифера.
Здесь Данте описывает чудовищное видение Князя зла, ушедшего по грудь в ледяное озеро, и имеющего три лица на одной голове. В конце он описывает кару, наложенную на Иуду, Брута и Кассия, которые обречены на вечные муки в пастях Люцифера. Достигнув центра земли и схватившись за шерсть Люцифера, они начинают медленный подъем в другое полушарие (южное), достигнув которого они начинают путь в Чистилище.
Перед подъемом Вергилий объясняет Данте, как образовался ад. И таким образом мы узнаем, что Люцифер, восстав против Бога, низвергнулся с небес и вонзился в центр земли, который является также центром птоломеевой Вселенной, образовав огромную адскую воронку.
Данте говорит «с этой стороны», то есть о южном полушарии, где сейчас находятся оба странника, и добавляет, что земли, что возвышались над морем в этом полушарии, объятые ужасом, ушли под воды, образовав сушу северного полушария. И возможно та земля, которая появляется здесь и возвышается, образуя гору чистилища, дабы избежать всякого соприкосновения с Люцифером, оставила здесь «пустоту дупла», где сейчас они и находятся, и обратилась ввысь. Так образовались ад и чистилище.
Из тех сведений, которые были приведены великим поэтом в комедии, поражает больше всего тот факт, что структура ада (с его формой в виде перевернутого конуса, с вершиной в центре земли) точно соответствует геометрической схеме осевой прецессии Земли. Ее открытие которой официально восходит к астроному Гиппарку (II век до Р.Х), научное же объяснение этому явлению было дано только в современную эпоху (то есть спустя около 500 лет после Данте).
И действительно, из-за обратного вращения земной оси земля описывает двойной конус с вершиной в центре земли (тогда как угол наклона оси по отношению к плоскости составляет 23˚30’), осуществляя медленное колебательное движение, напоминающее движение вращающейся юлы.
Священник Стефано Каприо