М. В. Грицанюк, г. Волгоград
Сам Христос сделал это, воскреснув из мертвых на следующий день после Пасхи и на следующий день после Пятидесятницы пославший апостолам Святого Духа.
Никакой папа и никакой Собор не устанавливали этого изменения. Скорее, этим мы обязаны тому что богословы называют "sensus fidelium", т. е. всеобщим и единогласным пожеланием первых христиан, чтобы для Евхаристического собрания был выбран день, особо указанный Господом, а не суббота, которую соблюдали иудеи, которые не верили ни в господа Христа, ни в Евхаристию.
Новая христианская Церковь прекрасно осознавала свою новизну. Эту новизну она подчеркнула, отменив старый закон.
Существуют, конечно, христианские деноминации, которые и сейчас соблюдают субботу. Но соблюдать ее полностью в наши дни довольно трудно - достаточно прочесть книгу Левита, чтобы узнать, что нельзя даже носить одежду из смешанных волокон (и это в наш век полиэстра!), а также бриться или подстригать бороду.
Адвентисты седьмого дня, соблюдающие субботу, объясняют это тем, что так записано в заповеди Господней. Ученые, однако, подозревают, что эта заповедь - позднейшая вставка, сделанная иудейскими духовными лидерами, понимавшими, насколько полезно для религии соблюдение субботы. Это единственная заповедь, которой нет в естественном законе, вписанном в сердце человека, и потому первые христиане, не задумываясь, изменили это правило.
О. Ежи Ягодзинский, SVD